Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Встань и иди!

Сегодня со всевозможных трибун звучит обеспокоенность: среди выпускников наших школ практически здоровых почти нет. Мириться с этим нельзя. Надо что-то предпринимать, если мы думаем о будущем страны. Но что? Об этом наш разговор с доктором медицинских наук профессором Владимиром Базарным.

Справка "МГ". Базарный Владимир Филиппович - офтальмолог. Работал хирургом в детской глазной больнице. Сделал более 6 тыс. операций. В 1977-1991 гг. возглавлял краевую лабораторию органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР. С 1991 г. по настоящее время - руководитель Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования.

В течение 20 с лишним лет он и его ученики всесторонне исследовали влияние факторов школьной жизни на соматическое и психическое развитие и здоровье учащихся. Установлено, что вся концептуальная основа школьной жизни сориентирована против природы ребенка, предложены и защищены 44 патентами технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания. В Республике Коми данная технология седьмой год отрабатывается в 300 учреждениях образования.

Здоровье - категория педагогическая

- Владимир Филиппович, почему, на ваш взгляд, русский народ, некогда один из самых здоровых народов мира, сегодня стал едва ли не самым больным?

- Сейчас многие, очень многие вдруг заговорили о всеобщем нездоровье нации. При этом, согласно данным Минздрава, просто катастрофическим является состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Только 5 проц. выпускников школ практически здоровы, 40 проц. школьников хронически больны, 50 проц. имеют морфофизиологические отклонения, до 80 проц. страдают различными нервно-психическими расстройствами.

Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, еще в 1992-1993 гг. исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие ее по 5-балльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны.

- Эти факты и цифры не раз приводил академик РАМН А. Баранов...

- Да, приводил. Но он дает статистику, голую констатацию и не объясняет причины бедствия. Поэтому не может предложить и реальный выход из создавшейся ситуации.

- Почему же? Приводятся, в частности, такие причины, как недостаток потребления продуктов питания большей частью населения в связи с разрушением экономики и падением производства, нехватка денег на народное образование и социальные программы, ухудшение экологической ситуации, дефицит йода в воде...

- Вот именно, в частности. А главные причины не называются. Вы воспроизвели все те же расхожие штампы, которые внедряются в общественное сознание и не имеют ничего общего с существом проблемы. Если так, ответьте мне на такие вопросы. Почему в регионах, имеющих экологически чистую воду, воздух и продукты питания, ситуация со здоровьем детей такая же трагическая, как в регионах неблагополучных? Политика? Экономика? Тогда почему в самые экономически и политически стабильные годы, согласно официальным публикациям бывшего главного психиатра Министерства обороны СССР профессора В. Смирнова, количество нервно-психических отклонений среди призывников возросло в... 12 раз, достигнув уже к 1989 г. запредельного уровня? Недостаток денег? Тогда почему, согласно данным того же академика Баранова, среди школьников - детей богатых, "новых русских", обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в нищих государственных школах? Нет денег на науку? Тогда почему голодная, разутая, экономически нищая советская Россия без армии академиков и крупнейших в мире медицинских центров со скромной горсткой организаторов за короткий срок ликвидировала целый класс опаснейших для жизни болезней и эпидемий?

По моему мнению, здоровье - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - категория педагогическая, в чем и состоит суть проблемы. Оно либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе. Именно существующая система воспитания детей и породила эволюционную цепь телесной и психической деградации сменяющих друг друга поколений не только в нашей стране, но и практически во всей современной цивилизации.

В результате большинство детей сегодня уже рождается ослабленными, а родители еще более усугубляют их состояние, стремясь облегчить собственные заботы. Вспомните, как Христос лечил расслабленных: "Встань и иди!", то есть движением. Другого пути просто нет. А что нам предлагают с экрана телевизора разного рода кашпировские? "Сядь и расслабься!"

В школу дети приходят еще более ослабленными, чем были в момент рождения. А система школьного воспитания довершает дело разрушения их здоровья. В Москве, например, только 4 проц. выпускников школ являются практически здоровыми.

Школа нездоровья и трагедия цивилизации

- Какие же условия и факторы школьной жизни, по вашему мнению, оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?

- Главный исток всего этого - сложившаяся система школьного обучения, восходящая к классической дидактике Яна Амоса Коменского. Для нее характерно преобладание инструктивно-программирующих методик, словесно-информационное построение учебного процесса на закрепощающей детский организм основе - в режиме систематического сидения, "близорукого" и узкоформатного зрения. В течение всего урока дети практически обездвижены, за партами при письме они находятся в напряженной, неестественной позе - позе древнеегипетского раба, старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку, которой пытаются выводить каракули. Вот это и есть первый признак несвободы. При таком психомоторном закрепощении ребенок уже через 10-15 минут, особенно во время контрольных работ, испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты при старте. Результат - так называемый школьный шок и ранняя стенокардия.

Второй признак несвободы - вербальный, формально-логический принцип построения учебного процесса, оторванного от реальной жизни.

Второй фактор - продолжительное воздействие сенсорно обедненной среды - закрытых помещений и ограниченных пространств в школах. В этих условиях происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей.

Третий фактор, восходящий к так называемой классической гимназии, - чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, работе на компьютере приводит к шизоидной интоксикации сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным - виртуальным миром букв, цифр, символов, слов. Это приводит к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального и к распаду важнейшей психической функции - воображения. На Западе эта психоэпидемия началась в 50-е годы, а в 70-80-е она захватила и нас.

- Почему же школа столетиями воспроизводила в своей деятельности все эти условия и факторы? Неужели то, о чем вы сказали, не было известно раньше?

- О том, что школа подрывает телесное, психическое и духовно-нравственное здоровье детей, знали уже в прошлые века. Одним из первых, кто забил тревогу, был Иоганн Генрих Песталоцци. Еще в 1805 г. он оповестил мир о том, что при традиционных, "книжных" формах обучения происходит непонятное "удушение" развития детей, "убийство" их здоровья.

Кроме того, ряд разрушающих факторов и условий был привнесен в наши школы в последние десятилетия. В частности, замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на стандартные столы с горизонтальной, природосообразного письма перьевой ручкой в начале обучения на безотрывное письмо шариковой, электролампового, физиологически оправданного освещения на мигающее - люминесцентное и т.п. Добавьте ко всему этому бесконечные эксперименты и смены учебных программ, проходящие без оценки результатов "инноваций" со стороны медиков, безответственное и ничем не ограниченное экспериментаторство в школах. В итоге у детей возникают неврозы и функциональные (психосоматические) расстройства внутренних органов (болезни сердца, печени, почек), нарушение осанки, снижение зрения, деградация детородных функций, происходит катастрофическое ухудшение соматического, психического и духовно-нравственного здоровья. Нынешнее состояние системы образования России является одним из главных факторов, угрожающих национальной безопасности страны.

Выход есть!

- Однако каков же все-таки выход из этой ситуации?

- Противостоять депопуляции можно, укрепляя психическое и физическое здоровье мальчиков и девочек - будущих родителей. Для этого надо прежде всего прекратить безответственное экспериментаторство (инновации ради инноваций) в системе дошкольного и школьного воспитания, а также устранить из педагогического процесса перечисленные мной условия и факторы, приводящие к потере здоровья детей и подростков.

Мы, например, проводим учебные занятия в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная мебель - конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник - основа энергетики человеческого организма. В процессе урока используем специально разработанную схему зрительных траекторий, расположенную на потолке, "переключение" ближнего зрения на дальнее, различные офтальмотренажеры, специальное "экологическое" панно и другие методики, расширяющие зрительные горизонты и развивающие воображение, а также специальные художественно-образные каллиграфические прописи, развивающие психомоторную систему глаз - рука. Во время урока дважды проводится короткая физкультурная разминка, для чего в каждом классе оборудован мини-стадион. Я считаю, что изгнание из школы трудового воспитания было преступлением против педагогики, против общества. В наших школах дети своими руками творят по законам искусства окружающую их среду. Можно долго рассказывать о том, что и как мы делаем, но я не ставлю сейчас перед собой такую задачу.

Скажу только, технологии здорового раскрепощенного развития дают положительные результаты, которые можно четко зафиксировать и оценить. Это могут сделать врач, медсестра, прошедший соответствующую подготовку учитель и даже сами родители. У детей, занимающихся в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, значительно улучшается состояние здоровья в целом, становятся лучше зрение и осанка. Наши дети практически не болеют и не пропускают занятия даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия. И если в "нормальных" школах 95 проц. учеников за годы обучения теряют здоровье, то 95 проц. детей в наших школах его сохраняют, укрепляют и улучшают. Кроме того, этих детей отличают самостоятельность мышления, свобода суждений, у них развивается память, творческое воображение. Наконец, для них не существует проблемы перегрузки. Меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собраны и не поддаются психозомбированию. Для учителей, работающих по нашим технологиям, практически не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Отношения между ними, родителями и педагогами становятся более благожелательными, ибо это отношения союзников, делающих одно общее благое дело.

- Как вы объясняете все это?

- Благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы человеческого организма, в частности мозга, которые при обычных школьных условиях и факторах используются с очень малым КПД или просто заглушаются, подавляются.

Внедрение таких технологий не требует больших материально-финансовых затрат. Главное - желание и добрая воля. Многие школы благодаря энтузиазму педагогов и родителей, сделавших все необходимое своими руками, перешли на здравоохранительные технологии в рамках тех средств, что выделялись из бюджета. Основное препятствие здесь иное - давление властных структур и пассивность самих педагогов, их стремление к спокойной жизни, нежелание что-либо менять в привычной для них системе, хотя эта система и наносит колоссальный ущерб не только детям, но и им самим.

О половом воспитании

- А как вы относитесь к муссируемой в прессе проблеме полового воспитания школьников?

- Половое воспитание необходимо. Но в том виде, в каком его пытаются навязать нам с подачи ЮНЕСКО и Международной ассоциации планирования семьи, это не половое воспитание, а сексуальное обучение, то есть обучение блуду. Попросту говоря, растление детей, обыкновенный разврат. Половое воспитание, то есть воспитание у юноши и девушки зрелых мужских и женских качеств - это прежде всего нравственное воспитание. Оно невозможно без системы запретов на все, что противоречит подлинной природе человека. Для чего людям нужны зрелые мужские и женские качества? Для удовольствия, самоублажения? Нет! Для того, чтобы иметь полноценное потомство. Поэтому мы должны у подрастающих поколений культивировать здоровое начало. А у нас собираются обучать технике безопасного секса.

Полноценное половое воспитание невозможно при совместном обучении, ибо размываются всякие половые различия. Девочки опережают мальчиков в физическом, психическом и даже интеллектуальном развитии на 1,5-2 года. Как же можно воспитывать и учить одинаково, по одним и тем же методикам детей, мозг которых организован и функционирует по-разному? Какой урон при этом наносится мозгу ребенка?

Все зависит от нас самих!

- Так что же делать в нынешней ситуации?

- Сегодня остается единственный механизм: работать напрямую с регионами, региональными и местными властями, которые ближе к нуждам народа. Значительный опыт именно такой работы накоплен в Республике Коми, где по инициативе Минобразования семь лет назад приняли совместную с Минздравом межведомственную программу. Планировалось внедрить наши технологии только в 36 учреждениях образования, но инициатива снизу оказалась настолько мощной, что они были внедрены более чем в 300. К нам обращаются и другие регионы.

- То есть имеется реальная возможность осуществлять на местах иную образовательную политику, нежели та, которую проводят центральные власти?

- Именно так! Законодательство в области образования и местного самоуправления позволяет это делать, поскольку ряд полномочий в принятии управленческих решений спущен на региональный и местный уровень. Нужны лишь желание и добрая воля руководителей на местах.

Вместо послесловия

Опыт 300 учреждений образования решено распространить на всю Республику Коми.

Указом главы республики Ю. Спиридонова создан Межведомственный координационный совет по формированию государственной политики здорового, раскрепощенного развития детей и подростков. Возглавил его он сам. В совет вошли министры и заместители министров образования, здравоохранения, культуры, экономики, финансов, по делам национальностей, военный комиссар Республики Коми, главный государственный санитарный врач, председатель государственной телерадиокомпании "Коми гор", главы администраций городов и районов, директора учреждений образования. Очень важно, что решения совета являются обязательными для всех органов исполнительной власти республики, всех учреждений науки, образования культуры и здравоохранения, а также для предприятий и организаций, заинтересованных в решении данной проблемы.

Созданы городские и районные межведомственные координационные советы при главах администраций, то есть выстроена ответственная управленческая вертикаль для решения проблемы на всех уровнях государственной и местной власти. Тем самым руководство республики показало пример подлинного государственного подхода к решению судьбоносной для народа и страны проблемы. Надеемся, что это только первая ласточка, предвещающая приход педагогической весны, которая растопит лед государственного равнодушия к судьбе подрастающих поколений России.

Подготовил Владимир ГОРЯЧЕВ.