Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Дефицит ресурсов - стимул к поиску нестандартных решений

На этот раз совет собирался в Новосибирске. И, как обычно бывает, каждая тема повестки дня становилась поводом для полемики, столкновения порой диаметрально противоположных точек зрения. Но чаще для поиска единого подхода к решению проблем, стоящих перед органами управления здравоохранением сибирских территорий. Потому что такие проблемы не имеют географических границ.

Это было последнее заседание совета ассоциации, которое в качестве председателя вел начальник Главного управления здравоохранения администрации Омской области доктор медицинских наук Владимир Самойлов. Завершая срок своих полномочий, он подвел некоторые итоги работы МА "Здравоохранение Сибири" за восемь лет ее существования. Сегодня в составе ассоциации 30 участников, среди которых не только управленческие структуры (комитеты, министерства, департаменты, управления здравоохранения), но и медицинские вузы, территориальные фонды ОМС, предприятия медтехсервиса, санатории и курорты. При этом основными направлениями деятельности МА по-прежнему остаются выработка единых направлений реформирования системы здравоохранения в Сибирском регионе; совершенствование оказания медицинской помощи коренным и малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера; создание межрегиональных целевых программ и межрегиональных специализированных медицинских центров. Последнее, по мнению Владимира Самойлова, особенно важно: "Мы не платим деньги столичным клиникам, а инвестируем их в развитие местной системы здравоохранения". Очевидно, что организация межрегиональных центров экономически выгодна всем сторонам: пациенту, территории принимающей и территориям направляющим. В Сибири работает уже 31 межрегиональный центр.

Новым председателем Совета МА "Здравоохранение Сибири" избран начальник Управления здравоохранения администрации Новосибирской области доктор медицинских наук Никита Тов.

ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ: ИРКУТСКИЙ ВАРИАНТ

Проведение государственной политики здравоохранения в условиях дефицита ресурсов - тема выступления начальника отдела Комитета здравоохранения администрации Иркутской области Татьяны Бойко. Опыт иркутян участники МА "Здравоохранение Сибири" сначала восприняли с недоверием, но в ходе дискуссии все-таки оценили как удачный, а его результаты даже назвали впечатляющими.

Децентрализация в управлении отраслью привела к таким последствиям, что о восстановлении вертикали власти в здравоохранении заговорили не только на государственном, но и на уровне субъектов Федерации. При этом, правда, ресурсное обеспечение медицины остается далеко не полным. Говоря проще, в Прибайкалье создали такую организационную модель, которая способна успешно функционировать в условиях значительного недофинансирования здравоохранения. В частности, постановлением главы Иркутской областной администрации была четко обозначена и закреплена постановлением губернатора уровневая система организации медицинской помощи с правами и обязанностями ЛПУ всех ступеней. Для каждого муниципального образования определяются сеть и структура лечебных учреждений, при этом учитываются особенности территории. Наиболее крупные организационные изменения произошли в течение последних двух лет на пятом уровне (оказание высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи). Только один пример: с целью создания единой хирургической службы объединены областная туберкулезная больница и областной противотуберкулезный диспансер, отдельно организована детская туберкулезная больница. Первые результаты этой работы таковы: значительно улучшилось оказание помощи страдающим внелегочным туберкулезом, в 2000 г. прооперированы 112 пациентов (в 1999-м - всего 14).

Сформирована однозначная позиция в отношении участковых больниц: решено, что в отдаленных и труднодоступных сельских районах Иркутской области необходимо не просто их сохранить, но и укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу. При этом коечный фонд участковых больниц тоже реструктуризируется. Здесь больший акцент делается на амбулаторно-поликлиническую службу, открываются дневные стационары. Что особенно важно, все преобразования на уровне сельских участковых больниц ни в коей мере не подразумевают сокращение бюджета здравоохранения территории.

Отдельно следует отметить внимание иркутских организаторов здравоохранения к кадровым вопросам. В учебных заведениях медицинского профиля проводится целевая подготовка специалистов для сельских и северных районов области. Например, в медуниверситете для таких абитуриентов ежегодно выделяется 50 мест. Вообще сельскому здравоохранению в иркутской модели уделяется особое место. Это понятно: качество и объемы оказания медицинской помощи в сельских ЛПУ до сего дня определялись во многом личным отношением руководства местных администраций к данной отрасли. Подобную практику диспаритета финансирования - сначала посевная и уборочная, а уже потом социальная политика - сегодня вынуждены ломать во всех субъектах РФ.

Это лишь пунктирный пересказ обширной темы. Смысл же всех новаций, предложенных иркутскими специалистами, таков: рациональное использование имеющихся в здравоохранении ресурсов. При этом, конечно, речь не идет о том, что финансирование медицины должно замереть на нынешней отметке, а медики решат любые проблемы даже в ситуации, когда денег не будет вовсе. Умение отстаивать интересы своей отрасли перед местными законодательными органами власти - непременное качество для современных организаторов здравоохранения.

КАК ЗАЩИТИТЬ РЕЦИПИЕНТА?

В Бийске объявлена локальная ВИЧ-эпидемия: в городе с населением 250 тыс. человек 1200 инфицированных. В целом же в Алтайском крае за полгода выявлено более 600 новых носителей вируса иммунодефицита. Темпы распространения ВИЧ-инфекции не снижаются и в других территориях Сибирского округа. За 2000 г. здесь выявлены 109 ВИЧ-инфицированных доноров. В связи с этим специалисты службы переливания крови бьют в набат. Безопасность донорской крови - проблема настолько актуальная, что, если не решить ее в плановом порядке, придется решать в экстренном, когда в суды начнут поступать иски от реципиентов, инфицированных во время гемотрансфузии. Основания для беспокойства уже есть: на днях в Красноярске стало известно о ВИЧ-инфицировании через донорскую кровь пациентки одной из клиник.

Валерий Елыкомов, доктор медицинских наук, главный гематолог Алтайского края, кривел данные, подтверждающие серьезность вопроса. С начала года станциями переливания 11 территорий Западной Сибири заготовлено 213 т крови. Из этого объема первичный брак составил 7,7 проц. Казалось бы, о чем беспокоиться: кровь от лиц, являющихся носителями ВИЧ, гепатитов В и С или сифилиса, отбраковали и уничтожили, реципиенты спасены. Но! Один маленький нюанс: существующая диагностика донорской крови не учитывает серонегативное окно. А коли так, вероятность заражения больных, получающих донорскую кровь, не снижается.

Существуют хорошо отработанные зарубежные технологии диагностики донорской крови, но в России они либо вообще не используются, либо используются в двух-трех территориях. Так, именно в Алтайском крае впервые в стране три года назад начали применять метод карантинизации плазмы. Что это дает? Первичный брак крови по Алтайскому краю составляет около 10 проц. После того как начали повторно обследовать доноров до выдачи в лечебную сеть гемопрепаратов, вторичный абсолютный брак составил уже 2,2 проц.

Можно ли считать карантин гемопрепаратов радикальным способом решения проблемы безопасности донорской крови? Едва ли. Найти средства, чтобы оборудовать банки крови на станциях переливания, местным властям, возможно, и удастся. Но вот оснастить морозильными камерами каждое отделение переливания крови, а ОПК сегодня есть почти во всех крупных больницах, вряд ли получится. В Алтайском крае нашли промежуточный вариант решения проблемы: ОПК используются только как пункты забора крови для ее отправки на станции переливания; здесь же широко практикуется аутодонорство. ПЦР-диагностика - вот, по мнению профессора Елыкомова, второй метод, который непременно и повсеместно должен войти в практику работы службы переливания крови. Его внедрение позволит оперативно обеспечивать лечебную сеть красной кровью и тромбомассой.

Учитывая положительный опыт Алтайского края, участники МА "Здравоохранение Сибири" поручили этой территории стать методическим центром по решению проблемы безопасности донорской крови. Технология карантинизации гемопрепаратов, применяемая в крае, будет представлена в Минздрав России для распространения ее на других территориях.

МОЖНО ЛИ СЭКОНОМИТЬ НА ЛЕКАРСТВАХ?

На каждом заседании МА "Здравоохранение Сибири" обязательно уделяется внимание разным аспектам проблемы лекарственного обеспечения ЛПУ, будь то централизованная (с учетом потребностей всех территорий округа) закупка противоопухолевых и противоастматических препаратов, опасность подделок или необходимость более широкого импортозамещения в данной сфере. Наконец на отечественном фармрынке появились препараты, которые сопоставимы по качеству, но в несколько раз дешевле зарубежных аналогов. Например, в ходе клинических испытаний цефтриабола - отечественного антибиотика третьего поколения - в Военном клиническом госпитале Новосибирска, ряде клиник Москвы, Красноярска, Омска, Барнаула, Хабаровска выяснилось, что по качеству он нисколько не уступает своему швейцарскому прототипу, зато в пять раз дешевле.

Вообще, антибиотики - больная тема для руководителей органов и учреждений здравоохранения. По словам профессора Геннадия Попова, директора одного из участников МА "Здравоохранение Сибири" - ЗАО "Институт здоровья", который, в частности, обеспечивает потребности сибирских ЛПУ в антибактериальных препаратах - траты на лекарственные средства составляют в среднем пятую часть бюджета стационара. Причем до 60 проц. этой суммы расходуется только на приобретение противомикробных средств. Как минимизировать эти расходы при том, что число пациентов, нуждающихся в них, не уменьшается? Поиск фармакоэкономических подходов, позволяющих сократить затраты на проведение антибактериальной терапии при сохранении высокой клинической эффективности, является одной из самых актуальных проблем практического здравоохранения. В Сибири уже имеются положительные примеры. Взять хотя бы тот же цефтриабол: переход к данному препарату от его "предшественника" - цефабола только в ЛПУ на территории Сибирского федерального округа дает экономию бюджетных средств 600-700 млн руб. в год. Как считают в МА "Здравоохранение Сибири", следующим шагом на пути оптимального расходования бюджетных средств должна стать организация производства широкого спектра лекарственных средств на территории округа. В Новосибирске фирмой ООО "АБОЛмед" уже ведется строительство завода по производству цефалоспориновых антибиотиков стандарта GMP. Пуск высокотехнологичного производства намечен на 2002 г.

АССОЦИАЦИИ - ПОЛИГОН ДЛЯ ДИСКУССИЙ

Евгений Дедков, заместитель министра здравоохранения РФ, председатель координационного совета по здравоохранению в Сибирском федеральном округе, был в числе участников новосибирского форума. Какими видятся сегодня Минздраву России задачи межрегиональных ассоциаций? Должна ли их работа сводиться только к решению территориальных проблем или МА имеют реальную возможность влиять на политику государства в области здравоохранения? По словам Евгения Дедкова, региональная политика МЗ РФ кардинальным образом изменилась после создания федеральных округов и назначения в них полномочных представителей. Но это не означает, что МА стали не нужны.

Безусловно, в 90-е годы ассоциации выполняли важнейшую функцию, которая состояла не только в обмене информацией, но и в разработке проектов многих важных нормативных документов, в частности по системе ОМС. Сегодня во всех федеральных округах созданы координационные советы по здравоохранению. Позиция министерства, по словам его представителя, конструктивна: эти две структуры ни в коем случае нельзя считать взаимоисключающими. Советы и ассоциации могут и будут существовать параллельно, тем более что уровень компетенции, обсуждаемые вопросы и сам формат работы двух структур совершенно разные. Как подчеркнул Евгений Дмитриевич, "координационный совет создан для проведения государственной политики в области охраны здоровья, а в рамках ассоциации по-прежнему могут обсуждаться постановочные, дискуссионные вопросы, рождаться какие-то инициативы территорий". Взаимодействие неизбежно и потому, что многие участники ассоциации являются членами совета. Исходя из этого, решено в Сибирском федеральном округе заседания координационного совета проводить раз в три месяца и совмещать их с работой МА "Здравоохранение Сибири".

Елена БУШ, соб. корр. "МГ".Новосибирск.