Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Губит людей вода

Обсуждая проблемы экологии больших городов, мы стараемся не упускать из виду, а напротив, всесторонне анализировать причины обострения ситуации по паразитарным болезням человека, животных и растений.

Дело в том, что среди инфекционных заболеваний именно паразитозы в максимальной степени отражают негативные процессы, связанные с нарушением экологического равновесия в урбанизированных экосистемах, поскольку при этом затрагивается широкий спектр самых разных факторов, способствующих обострению паразитарной обстановки. Паразитозы, если можно так сказать, максимально экологоемки и экологозависимы - они передаются через воду, почву, продукты питания животного и растительного происхождения, многих беспозвоночных животных и, наконец, непосредственно от человека к человеку.

Причинно-следственные связи в "цепях причин", определяющих конкретную патологию на конкретных территориях, как правило, сложны и неоднозначны. Эпидемиологи часто без должных оснований напрямую увязывают заболеваемость теми или иными нозоформами с проявлением различных загрязнений воды, почвы, воздуха. Скорее всего, такие связи существуют на самом деле, но они скрыты, опосредованы и обнаружить их не так-то просто. Справедливости ради надо признать, что паразитологи эти связи довольно часто успешно раскрывают.

Когда мы, например, говорим, что в Москве, С.-Петербурге и других городах России в последние годы обострилась ситуация по шистосоматидным церкариозам человека, имеется в виду сложная цепь событий, которые и привели к такому положению. Во-первых, это ослабление санитарного контроля за внутренними водоемами города, их интенсивное загрязнение и зарастание, а как следствие - увеличение в их биоценозах численности моллюсков, являющихся промежуточными хозяевами паразитов. Во-вторых, стало намного больше уток, а среди них инвазированных птиц - источников заражения - вследствие "запуска" программ по увеличению численности кряквы при полном отсутствии предварительной паразитологической экспертизы.

Многочисленные факты свидетельствуют, что в настоящее время уровень паразитарного загрязнения городов России чрезвычайно высок. Опуская детали, отметим следующее:

  • участились вспышки одного из наиболее опасных паразитозов - трихинеллеза у людей в городах, а также заражение этим гельминтозом свиней и кабанов в сельских районах мегаполисов, что и определяет высокий риск заражения городского населения;
  • растет заболеваемость детей энтеробиозом, это прежде всего касается детей до 14 лет;
  • вследствие практически бесконтрольной торговли рыбой есть серьезные основания прогнозировать рост риска заражения людей описторхозом и дифиллоботриозами, то есть гельминтозами, передающимися через рыбу и рыбные продукты;
  • за последние 5-10 лет резко возрос риск заражения людей шистосоматидными церкариозами во внутренних водоемах таких городов как Москва, С.-Петербург, Воронеж, Ярославль, Нижний Новгород, и т.д.;
  • педикулез и чесотка стали обычным явлением в детских учреждениях Москвы, С.-Петербурга и многих других городов;
  • более трети городских собак и кошек (более половины бродячих животных) заражены токсокарами, что увеличивает риск заболеваемости населения (особенно детей) токсокарозом. По данным Института гельминтологии им. К. Скрябина и Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. Марциновского, детские песочницы загрязнены яйцами токсокар более чем на 10 проц.;
  • серьезную проблему представляет угроза загрязнения территорий мегаполисов отходами животноводческих комплексов, являющихся источниками возбудителей ряда паразитарных болезней человека и животных;
  • в последнее десятилетие прослеживается рост вспышек паразитарных заболеваний населения вследствие содержания в питьевой воде возбудителей паразитозов - цист лямблий, ооцист криптоспоридий и других источников заражения, обладающих высокой проникающей способностью при фильтрации воды и более выраженной (по сравнению с бактериями и вирусами) резистентностью к действию дезинфектантов.


Приведенные и многие другие примеры ухудшения паразитарной обстановки в крупных городах России легли в основу разработанной в Институте паразитологии РАН фундаментальной концепции паразитарного загрязнения урбанизированных экосистем, авторами которой явились член-корреспондент РАН профессор М. Сонин, доктор биологических наук В. Ройтман и автор настоящей публикации. Основу этой концепции составляют следующие положения.

1. Паразитарное загрязнение рассматривается как составная часть биологического. Оно отличается от других типов загрязнений (физическое, химическое и т.д.) и других видов биологических загрязнений прежде всего своей избирательностью по отношению к биологическим компонентам среды, что вытекает из самой природы паразитизма.
2. Паразитарное загрязнение возникает в результате деформации среды под влиянием деятельности человека, является ее производным и, в свою очередь разрушая эволюционно сложившиеся механизмы регуляции паразитарных систем, само выступает как дестабилизирующий фактор среды.
3. Паразитарное загрязнение прежде всего проявляется в урбанизированных экосистемах (в максимальной степени - в мегаполисах) под влиянием разнообразных экологических, подверженных мощной антропопрессии, и социально-экономических факторов.
4. Паразитарное загрязнение приводит к разрушению исторически сложившихся паразитарных систем и сопровождается рядом принципиальных, как правило синхронно протекающих, процессов - увеличением численности, часто носящим взрывной характер, паразитов, их хозяев всех категорий и переносчиков (паразитарная экспрессия); частичной заменой паразитофауны хозяев (паразитарная сукцессия); "охватом" паразитами новых территорий и хозяев (паразитарная экспансия).
5. В результате паразитарного загрязнения активизируются процессы, ведущие к интенсивному вовлечению человека, как биологического хозяина, в те паразитарные системы, где еще сравнительно недавно его роль была незначительной. Эти же процессы, ведут к проявлению роли человека, уже как "преобразователя природы", в функционировании тех паразитарных систем, где он не является биологическим хозяином паразитов, однако своей деятельностью способствует изменению процессов, протекающих в паразитарных системах, например благодаря вмешательству в изменения численности хозяев и переносчиков паразитов (грызуны, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски и т.д.).
6. Острота проблемы паразитарного загрязнения усиливается благодаря резким изменениям, особенно в нестабильный период развития общества, происходящим в экономической, социальной и демографической сферах, что в полную силу проявляется именно в крупных городах. Иными словами, можно отметить, что паразитарное загрязнение "работает не само по себе", а вместе со всем комплексом загрязнений окружающей среды, что ведет к "умножению эффекта".
7. Все эти процессы в конце концов приводят к нарушениям эволюционно сложившихся взаимосвязей в паразитарных системах. Как следствие, происходят изменения в напряженности эпидемических, эпизоотических, эпифитотических процессов, что напрямую отражается на состоянии здоровья людей, животных, продуктивности растений.

На фоне многих деструктивных тенденций развития общества, которые наблюдаются сейчас в России, распространение паразитозов прогрессирует. Это, помимо прочего, связано с такими причинами, как, например, расширяющееся фермерство, когда предприниматели вынуждены в неприспособленных условиях производить продукты питания, "выбрасывая" при этом на рынок эпидемически опасную трихинеллезную свинину, рыбу, зараженную возбудителями цестодозов и трематодозов, загрязненные яйцами геогельминтов столовую зелень, ягоды, овощи и т.д.

Совершенно очевидно, что сложная и многогранная проблема разработки правовой базы контроля за паразитарной обстановкой в России и создания комплекса мер по профилактике паразитозов требует единой государственной политики как на федеральном, так и на региональных уровне, в том числе в крупных городах. Разумеется, с учетом их специфики.

Сергей БЕЭР, профессор, ученый секретарь отделения эпидемиологии и паразитологии биомедицинской секции РАЕН.
Москва.