Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Медицинские последствия Чернобыля

Объективное понимание экологических, социальных, медицинских и психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС - предмет многолетнего изучения специалистов многих стран. На эту тему опубликованы сотни научных статей. Только в доступной для пользователей Интернета сети "Medline" их более 2 тыс. Вместе с тем остаются неясными многие вопросы, связанные с оценкой медицинских последствий аварии на ЧАЭС, что порождает многочисленные спекуляции. Достаточно назвать совершенно фантастическую цифру умерших от облучения (300 тыс. человек), которую часто упоминают в прессе.

Между тем уже более восьми лет существует Российский государственный медико-дозиметрический регистр, в котором накапливаются объективные данные о пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Доклад руководителей этого регистра - академика РАМН А.Цыба и профессора В.Иванова (Медицинский радиологический научный центр РАМН, Обнинск) о медицинских последствиях Чернобыля вызвал большой интерес на очередном заседании президиума РАМН.

Первостепенное значение для прогноза последствий постчернобыльской ситуации имеют основные выводы крупномасштабных радиационно-эпидемиологических исследований, проведенных после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. Принятые Международной комиссией по радиологической защите модели прогноза радиационных эффектов базируются именно на японских данных.

45-летнее эпидемиологическое наблюдение за группой из 86,5 тыс. человек, переживших атомную бомбардировку, показало достоверное превышение частоты онкозаболеваемости и онкосмертности над спонтанным уровнем и наличие дозовой зависимости этих показателей в диапазоне так называемых средних и высоких доз облучения (более 0,3 Зв). При этом радиационный риск заболеваемости лейкозами в 5-7 раз превышает аналогичный показатель для солидных раков. Среди получивших дозы облучения до 600 бэр установлено 420 дополнительных смертей от радиационно индуцированных злокачественных новообразований. Общее число умерших за этот же период от спонтанных раков составило 7,4 тыс. случаев.

Разработанные в Японии модели прогноза отдаленных радиационных эффектов подтверждены прямыми эпидемиологическими исследованиями для диапазона средних и высоких доз облучения. Учитывая, что средние дозы облучения у населения и ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС в 5-7 раз ниже, чем у пострадавших от атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, возникает очень важный вопрос о возможности использования японских моделей для прогноза отдаленных медицинских последствий аварии на ЧАЭС.

Международная комиссия по радиологической защите предложила линейную экстраполяцию зависимости доза - эффект на диапазон малых доз облучения. Вместе с тем ввиду отсутствия прямых эпидемиологических доказательств радиационных эффектов при малых дозах облучения в научной литературе получила также распространение пороговая модель. В рамках этой модели делается заключение об отсутствии радиационных эффектов в диапазоне доз облучения, не превышающих пороговое значение (в эту категорию попадают около 80 проц. ликвидаторов). Базируясь на линейной беспороговой модели и данных о дозах внешнего облучения, можно сделать прогноз отдаленных радиационных эффектов, связанных с онкологическими заболеваниями.

В настоящее время Российский государственный медико-дозиметрический регистр содержит индивидуальные данные более чем на 550 тыс. человек, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС и проживающих на территории России, в том числе почти на 180 тыс. участников ликвидации ее последствий. Среди ликвидаторов ожидается 37 109 случаев заболевания солидными раками, из которых у 1340 (3,6 проц.) эта патология будет непосредственно связана с радиационным воздействием.

В наибольшей степени такому воздействию подверглись жители Брянской области, особенно ее юго-западных районов. Результаты расчетов показывают, что радиационно обусловленный прирост солидных раков для всех жителей Брянской области составит 0,3 проц., лейкозов -1,2 проц. Наиболее неблагоприятный прогноз связан с индукцией радиогенных раков щитовидной железы для детского (на момент аварии на ЧАЭС) населения Брянской области: каждый третий рак щитовидной железы для этой группы населения будет обусловлен радиационным фактором (I-131). К сожалению, этот драматический прогноз подтверждается.

Однако японскими учеными, изучавшими последствия атомных бомбардировок, наибольший радиационный риск был установлен для лейкозов. Заболеваемость ими - это своего рода индикатор роли радиационного фактора. Среди ликвидаторов выявлено 145 случаев лейкозов, 50 из которых обусловлено действием радиации. Впервые на основе крупномасштабных эпидемиологических исследований на базе национального регистра показана дозовая зависимость заболеваемости лейкозами среди ликвидаторов, получивших малые дозы облучения (до 0,2 Зв). А вот сравнение показателя заболеваемости лейкозами среди жителей семи наиболее загрязненных районов Брянской области и населения страны в целом не выявило их значимого отличия.

Анализ заболеваемости лейкозами среди ликвидаторов позволил сделать ряд важнейших выводов. Во-первых, в течение 2,5-3 лет после чернобыльской катастрофы не наблюдалось превышения заболеваемости над ожидаемым уровнем. В год регистрировалось около 5-7 заболевших на 100 тыс. человек, что соответствует данным статистической отчетности по онкозаболеваемости стандартизированного по возрасту мужского населения страны.

Во-вторых, в течение 1992-1995 гг., после окончания латентного (скрытого) периода в индукции радиогенных лейкозов, было зарегистрировано примерно двойное увеличение частоты заболеваемости ликвидаторов лейкозами над ожидаемым (спонтанным) уровнем. Пик заболеваемости лейкозами в это же время был зарегистрирован и национальными регистрами Белоруссии и Украины. В последние годы (1996-2000 гг.) частота заболеваемости лейкозами среди ликвидаторов уменьшается и приближается к ожидаемому (спонтанному) уровню.

Превышение частоты заболеваемости ликвидаторов солидными раками над спонтанным уровнем пока не удалось доказать на основе прямых эпидемиологических методов. Это неудивительно, ведь, согласно прогнозам ученых Медицинского радиологического научного центра РАМН, ожидаемый рост заболеваемости должен быть только в пределах 4-5 проц. (эта величина близка к обычному статистическому разбросу в эпидемиологических исследованиях).

В системе регистра зафиксирован серьезный рост инвалидизации среди ликвидаторов. В настоящее время 35-40 проц. из них имеют инвалидность. Это очень высокий процент, если учесть, что средний возраст ликвидаторов в настоящее время составляет около 50 лет. Вместе с тем не выявлено существование дозовой зависимости инвалидизации, а это по существу означает переход данной проблемы в социальную плоскость, связанную с льготами, компенсациями и т.д.

В последние годы ушли из жизни более 10 тыс. ликвидаторов, проживающих в России. Это, к сожалению, факт. В то же время известно, насколько трагична демографическая ситуация в нашей стране. Смертность мужского населения в возрастной группе 40-50 лет выросла почти на 70 проц. По данным регистра, показатель смертности ликвидаторов от всех причин, включая онкологические заболевания, не превышает аналогичный показатель для мужского населения страны.

Профессор И.Шигематсу, который в течение многих лет возглавлял японский регистр пострадавших от атомных бомбардировок, привел на Международном конгрессе по радиационной защите в Хиросиме (май 2000 г.) результаты эпидемиологических исследований по оценке основных факторов риска, влияющих на продолжительность жизни после радиационного воздействия. Его вывод очевиден: кроме радиации к важнейшим факторам риска относятся также повышенное артериальное давление, низкий уровень холестерина, курение, несбалансированное питание, избыточный вес и т.д. Разумеется, все это имеет непосредственное отношение не только к Хиросиме и Нагасаки, но и к Чернобылю.

Наравне с дальнейшими исследованиями по изучению динамики онкологических заболеваний представляется крайне важным крупномасштабное эпидемиологическое изучение медицинских неонкологических последствий чернобыльской катастрофы. Только в этом случае можно надеяться на выработку оптимальной стратегии по смягчению отдаленных медицинских последствий аварии на ЧАЭС.

Федор СМИРНОВ.