Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Вера ГЛАЗУНОВА: Ближе всего к медицине стоит реставрация

В недавние дни, когда в нашей стране и в зарубежье отмечалась очередная годовщина гибели царской семьи, мне с особой отчетливостью представился трагический образ княгини Елизаветы Федоровны Романовой, запечатленный на картине Веры Глазуновой "Великомученица Елизавета Федоровна".

Как известно, она, старшая сестра императрицы, прославившаяся своими подвигами на ниве благотворительности, основавшая в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель труда и милосердия - больницу, которая считалась образцовой во всей Москве, была вместе с другими мучениками сброшена в шахту под Алапаевском. В 1992 году Елизавета Федоровна канонизирована Русской православной церковью. Трудно поверить, что посвященное ей монументальное произведение, воссоздающее одно из самых скорбных событий после октября 1917 года, относимое многими зрителями к ярким явлениям современного искусства, было создано художницей, которой всего 24 года.

Впрочем, те, кто знаком с ее жизненной и творческой биографией, могут не без основания считать, что эта картина - дело вполне закономерное. Вера родилась в 1973 году, с детства всей душой впитывала в себя атмосферу своей семьи, хранившей и продолжившей творческие традиции многих поколений русской интеллигенции. Ее отец - всемирно известный художник Илья Глазунов, корни которого по материнской линии уходят в VII век, к основательнице Праги королеве Любуте.

Мама Веры - Нина Виноградова-Бенуа происходит из знаменитого рода Бенуа, оставившего неизгладимый след в истории мировой и отечественной культуры. И сама она была блестящим знатоком костюма и художницей, оформившей вместе с Ильей Сергеевичем ряд театральных постановок на крупнейших сценах мира.

Вера окончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества в 1997 году. Еще в студенческие годы участвовала в выставках молодых художников в Ватикане, а затем в Московском и Петербургском манежах. Две последние выставки, воспринятые прессой и общественностью как сенсационные, заставили говорить о рождении в современном искусстве нового направления - русского духовного реализма.

Верность традициям великих художников-реалистов ощущается в каждой работе Веры Глазуновой. И особенно в ее пронизанных поэтическим настроением пейзажах, вызывающих ассоциации с образами русской литературной и художественной классики. Два из них украшают один из залов недавно отремонтированного и реконструированного Большого кремлевского дворца, соседствуя с портретами и монументальными полотнами других известных художников.

Теперь она намерена приступить к созданию цикла иллюстраций к сказкам, издававшимся в предреволюционные годы и ныне забытым, а также заняться реставрацией картин.

- Вера, вся ваша жизнь связана с искусством. В какой мере она соприкасается с такой сферой, как медицина? Как вы представляете ее значение в собственном и общественном бытие?

- Врачи - это помощники Божьи. Потому профессия врача, пекущегося о нашем здоровье, - величайшая по своему значению. Ведь что человек может создать, если у него нет здоровья? Это впрямую относится и к деятельности художников...

- Вам часто приходилось общаться с докторами?

- Особой необходимости прибегать к их профессиональной помощи не возникало. Но раньше были контакты с выдающимся русским врачом Вячеславом Александровичем Таболиным, 75-летие которого недавно отмечалось не только медицинским миром. Теперь, пользуясь случаем, хочу поблагодарить за помощь Сергея Васильевича Колесова, работающего в ЦИТО. Он не только профессионал высокого класса, поставивший на ноги множество травмированных людей, но и очень сердечный человек.

- Вам приходилось писать портреты медицинских работников?

- Пока что нет. Как правило, они очень занятые люди, и неудобно просить их выделить время для работы над портретом, поскольку в их неотложной помощи нуждаются очень многие. Но в будущем это не исключается.

- Трудился ли кто из представителей вашего рода на медицинском поприще?

- В книге моего отца "Россия распятая" есть глава, посвященная его дяде - академику медицины Михаилу Федоровичу Глазунову, бывшему главному патологоанатому Советской армии, ученому, написавшему более 70 научных работ. А кроме того, он был и редкостным знатоком живописи, собравшим ценнейшую коллекцию произведений русских художников конца ХIX - начала ХХ века. После его кончины в 1967 году она была передана в Саратовский художественный музей, где и находится по сей день.

- Что вы понимаете под здоровым образом жизни?

- Это прежде всего забота о духовном здоровье. Многие физические расстройства происходят именно от духовной неустроенности, распада души.

- Что, на ваш взгляд, мешает сегодня благополучному устроению духовного состояния?

- Человек мешает сам себе. Здесь не надо ссылаться на какую-то особую окружающую обстановку, на всякого рода негативные события в общественной жизни. Человеку Богом дарована свобода воли, и он сам должен направить свои помыслы и деяния в правильное русло.

- С древности известны многие суждения о целительном воздействии искусства, например музыки, не только на отдельного человека, но и на здоровье всего общественного организма в целом. Какой из видов искусства вы считает наиболее близким к медицине?

- Прежде всего могу сказать о том, чем занимаюсь сама - об изобразительном искусстве. Общаясь с полотнами художника, зрители часто ищут ответы на тревожащие их вопросы жизни. При этом картины, возбуждая светлые, возвышенные чувства, влияя на душевное состояние, оказывают тем самым и врачующее действие. Но если говорить не просто о непосредственном воздействии произведений того или иного вида искусства на человека и общество, а о сути самого творческого процесса, то ближе всего к медицине стоит реставрация. Реставратор - это врачеватель художественных произведений, продляющий им жизнь. И как врач зачастую собирает по частям тело попавшего в беду человека, так и художник-реставратор собирает по кусочкам, отдельным фрагментам подвергшееся разрушительным воздействиям художественное произведение. Конечно, я не отождествляю полностью деятельность врача и реставратора. Но в принципе, тот и другой стоят как бы рядом. И может быть, в том, что я только что поступила в аспирантуру Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедру реставрации, есть некий промысел, связующий искусство и медицину...

Беседу вел Валентин НОВИКОВ.