Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Шамиль ТАРПИЩЕВ:

Государственные деятели, известные люди стремительно перемещаются по стране и планете. Часто интервью с ними проходит в самых неожиданных местах. С членом президиума Президентского совета по физической культуре и спорту, членом Международного олимпийского комитета, президентом Федерации тенниса России и обладателем еще многих титулов и званий Шамилем Тарпищевым мы беседовали в VIP-зале международного аэропорта Шереметьево в Москве.

- Шамиль Анвярович, куда на этот раз держите путь?

- Лечу в Крым, до Симферополя, а оттуда в Севастополь. Там сборная команда России готовится к первому розыгрышу Кубка Европы по пляжному футболу. А я председатель совета директоров Кубка Кремля, который является организацией, проводящей в Москве эти соревнования.

- А что, пляжный футбол стал уже настолько зрелищным?

- Новый вид спорта, который по  темпам развития, по моему мнению,  стал в мире лидером, прижился уже в 58 странах. Он, естественно, близок к такой популярной и в России, поистине народной игре, как футбол, и я не сомневаюсь в его быстром распространении. Уверен, что со временем он станет таким же популярным, как  турнир "Кожаный мяч".

- Вы уже много лет являетесь капитаном сборных команд России по теннису, которые участвуют в розыгрыше самых престижных турниров -женская в Кубке Федерации, мужская в Кубке Дэвиса. Сами были известнейшим в стране теннисистом. А начинали?

- Вообще-то, в теннис я попал довольно случайно, нет никакой потомственной, наследственной увлеченности. Корни моей семьи из большой татарской деревни Тат-Юнки в Мордовии, которая расположена на Екатерининском тракте. А я родился уже в Москве. Мне повезло -  мы жили в доме рядом со стадионом Юных пионеров, там рядом  была и школа. Так что любой  прогул уроков проводил на спортивной площадке. Да и в самой школе учились юные хоккеисты "Крыльев Советов". А рядом были и теннисные корты. Но начинал я с русского хоккея, потом  увлекся футболом. А когда получил травму - разрыв связок - мама запретила футбол,  и я пошел в теннисную секцию. В 14 лет я выполнил норматив на первый взрослый разряд по теннису, и это окончательно повлияло на мой выбор. Хотя теннис в те годы считался "бабским" видом спорта.

- И когда произошел ваш взлет в теннисе?

- С 18 до 25 лет я выиграл 11 международных турниров, был в составе команды СССР в розыгрыше Кубка Дэвиса в 1972-1973 гг. Но тогда советских теннисистов редко выпускали на игры за рубеж. А в международном теннисе всегда существовало правило: чтобы претендовать на первые места в мире, нужно было ежегодно играть как минимум в 12 турнирах. А у нас набиралось по 2-3. Вид спорта не олимпийский, финансировался в СССР по остаточному принципу. И хотя  я был одним из лучших игроков в стране, меня в 25-летнем возрасте уговорили стать тренером сборной, я и закончил свои выступления.

- После этого прошло уже 30 лет...

- Если суммировать все матчи Кубка Дэвиса и Кубка Федерации, где я выступал в качестве капитана, то получается рекордная цифра - 91, достойная занесения в Книгу рекордов Гиннесса. А за всю историю розыгрыша Кубка Дэвиса у меня второй результат. Наша мужская команда выиграла его в 2002 г., а в 2004-2005 гг. россиянки выиграли Кубок Федерации. В этом году по комплексному зачету впервые в истории мирового тенниса Россия стала первой.

- Даже далекие от спорта люди знают имена наших теннисных звезд.

- Да, олимпийский чемпион Евгений Кафельников, Марат Сафин, Елена Дементьева, Мария Шарапова, Светлана Кузнецова - мы можем ими гордиться.

- Шамиль Анвярович, определена ли какая-нибудь ясность в понимании и разделении терминов "спортсмен-любитель" и "спортсмен-профессионал"?

- Если взять законодательную базу  российского спорта, то у нас такого статуса - профессиональный  спорт - нет, как нет и законов по нему. Несмотря на то что все считаются профессионалами, как во всем мире,  мы подчиняемся общей иерархии. Следствием же отставания законодательной базы являются проблемы и  скандалы, происходящие в российском  спорте.

- А как же тогда рассматривать участие наших профессионалов в  Олимпийских играх, где провозглашалось выступление  любителей?

- Это было давно, сейчас этого не предполагается.

- Как вы, член Международного олимпийского комитета, расцениваете перспективы этого движения?

- Помимо самих результатов и персоналий сегодня спорт это и индустрия. А она рождает то, что мы проповедуем. В Германии, например, законодательно провозглашено: "От здоровья нации - к обороноспособности страны". Социальная защищенность детско-юношеского спорта - это забота о будущем поколении, о нации. Ну а высшие достижения способствуют популяризации занятий спортом, отвлечению широких слоев молодежи от компьютерных игр, сидячего образа жизни. Ведь сегодня 7 из 10 выпускников школ не годятся к  службе в армии...

- Как ощущается поддержка развития  массового спорта со стороны высших органов власти?

- Нам повезло: если бы президенты России - Борис Ельцин и Владимир Путин сами не занимались спортом, то его как такового, в нынешнем понимании, просто бы не было. Ведь еще Буш-старший, Президент США, побывав у нас, сказал: "У вас удивительная страна, развитие в ней во многом зависит не от законов, а от тех людей, которые стоят на высоких постах". Зависимость от губернатора, главы города в том, по какому направлению развивается спортивное движение, большая. Если сам руководитель не спортсмен, то там и спорта нет. А законодательная власть не предоставляет для  всех одинаковых возможностей. Повторяю, наши законы отстают от реалий жизни.

- Всем известны ваши хорошие отношения с Б.Ельциным, увлекающимся теннисом...

- Вообще-то он пришел в теннис через волейбол. В последний раз с Борисом Николаевичем мы играли в теннис примерно год назад. Он смотрит все спортивные телепередачи, мы перезваниваемся. А вообще-то Ельцин как бы открыл теннис: когда прилюдно вышел в шортах с ракеткой в руках, все сразу поняли, что это не "бабский", не закрытый вид спорта, в него можно играть. До Ельцина у нас не было издано ни одной книги, методического пособия, а тут пошли и телетрансляции  и прочее.

- А Владимир Путин любит борьбу, значит она "пойдет"?

- На такие вопросы у меня всегда готов ответ: "А если бы президент прыгал с шестом?" Все должно иметь благодатную почву.

- Вам часто приходится иметь дело с медиками, с врачами ваших команд?

- Достаточно часто. Роль врача команды трудно переоценить. У нас долгие годы успешно проработала Елена Смолина, дочь прославленного волейболиста Константина Ревы. Сейчас в команде врач Сергей  Ясницкий, который прекрасно сочетает современные методические знания с медицинскими.

- А чем объяснить, что в наших сборных по другим видам спорта нет-нет, да кого-нибудь "прихватят" на допинге?

- Отсутствием медикаментозной культуры. Возьмем эпизод с Ларисой Лазутиной. По моему мнению, в этом виновата врачебная вертикаль в сборной по лыжному спорту. Поясню почему. Наши спортивные функционеры выступили на Олимпиаде и обвинили во всех грехах МОК и Международную федерацию. Но они были не правы. МОК не рассматривает проблемы с допингом, если они не вышли за рамки соответствующей Международной федерации по виду спорта. А поскольку в них наши позиции потеряны, то нет смысла жаловаться по забору проб. Взяли у Л.Лазутиной непосредственно перед стартом пробу на допинг. Но ведь превышение нормы гемоглобина - это не допинг. Надо было узнать причину, отчего это произошло. Но когда мы начинаем оптом обвинять и МОК, и Международную федерацию, те, естественно, стараются отстоять свою честь, начинают "валить" нас. И в этом они абсолютно правы.

- Ну а теперь о ваших личных взаимоотношениях с медиками, давно ли они начались?

- Очень. У меня очень хорошие взаимоотношения с директором НИИ нейрохирургии Александром Николаевичем Коноваловым. Четырежды оперировал меня Сергей Павлович Миронов - все по поводу разрыва ахиллова сухожилия. В свое время он сделал совершенно уникальную операцию - у меня был разрыв сухожилия в двух местах - дырка 6,5 см. Я объездил Швейцарию, Германию, Испанию, и все твердили, что ничего сделать нельзя, нужно ставить лавсан. А Сергей Павлович снял живую ткань с икроножной мышцы и надставил, теперь нога нормальная, я бегаю. Когда "пошли" вены, то прооперировал их в Первой градской. Мало кто из ведущих медиков не имел со мной дела и по проблемам сборных команд, и по личным, контакты очень теплые.

- Ваши дети увлекаются теннисом?

- Старший сын Амир, мы его аттестовывали, - у него идеальные предпосылки для достижения успехов в любом виде спорта. Он играет в футбол, теннис, занимается сноубордом, но для себя, профессионально заниматься не хочет. Пойдет в армию. А младший сын Филипп и племянница Алия играют в теннис, любят его.

- Кроме спортивных, есть ли у вас иные увлечения?

- Я был заядлым театралом, сейчас маловато времени. Коля Караченцов - мой друг, с удовольствием хожу в Ленком. Раньше очень любил Театр оперетты, сейчас не хватает времени. В Большом театре знал всех выдающихся танцоров, очень часто там бывал, но с двойной целью. Я смотрел, как они сочетают объем физической нагрузки с хореографической. В теннисе тоже важна пластика. В балете на один час физической нагрузки приходится три хореографических. В теннисе эти пропорции выдержать невозможно - играя по 6 часов в день, откуда взять еще 18? Но мне было интересно, и как специалист я перенял у них много полезного для тренировочного процесса. В теннисе играют и выигрывают не за счет силы, а за счет маха.

- Чего бы вы пожелали медикам?

- Чтобы они проводили меньше операций, но при этом имели бы больше денег (смеется). В современных условиях они должны быть прежде всего хорошо технически оснащены. От их профилактических мероприятий сегодня зависит здоровье нации, особенно в будущем. Государство это понимает. Я считаю, что вклад медиков, их труд заслуживает памятника.

Записал Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

обозреватель "МГ".