Фимоз (Обрезание крайней плоти)
"Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдение заповедей Божьих"
(1 Коринфянам, 7:18-19)
Обрезание - старинный религиозный обряд, обязательный для мальчиков, родившихся в иудейских и мусульманских семьях. Подсчитано, что этой операции в детстве подвергается около 18% мужского населения планеты.
Иногда обрезание делают и по чисто медицинским показаниям. Например, при фимозе, когда крайняя плоть срастается с головкой полового члена и мешает его обнажению. Эта операция называется циркумцизио и выполняется хирургом за несколько минут мод местной анестезией. Чаще оперируют детей, но делать обрезание можно в любом возрасте. При выраженном фимозе крайняя плоть свисает с головки пениса в виде хоботка, а при мочеиспускании надувается как шарик. Мальчику трудно мочиться, приходится тужиться. До пяти лет есть надежда на самоизлечение, но мальчику нужно постоянно соблюдать личную гигиену - отодвигать крайнюю плоть и удалять смегму. Если фимоз не лечить, то нарушается работа мочевого пузыря и почек. У взрослого мужчины могут появиться еще и сексуальные проблемы: при фимозе половой акт может быть сопряжен с болью, а худшем случае вообще невозможен.
Нужна ли операция циркумцизио взрослому мужчине при отсутствии фимоза, может решить только он сам. Я же могу дать необходимую информацию для размышления.
Действительно, открытая головка более гигиенична. Дело в том, что в кармане между крайней плотью и головкой скапливается смегма. Как и любая биологическая жидкость, она действительно является благоприятной средой для развития инфекции. Более того, доказано, что при попадании на шейку матки во время полового акта застоявшаяся смегма способствует появлению там опухоли. Чтобы избежать всех этих неприятностей мужчине приходится регулярно (не менее двух раз в день) проводить туалет половых органов - отодвигать крайнюю плоть и смывать смегму. После обрезания необходимость в столь тщательном уходе отпадает. А слухи о необходимости смегмы для нормальной половой жизни - сильно преувеличены.
После обрезания головка полового члена становится менее чувствительной. И многие думают, что благодаря этому удлиняется половой акт. Но исследования, проведенные сексологами в разных социальных и религиозных группах показали, что продолжительность сексуального контакта не зависит от наличия или отсутствия крайней плоти. Представление о том, что открытая головка становится более устойчивой к проникновению бактерий и вирусов, тоже неверно.
Что касается внешнего вида полового члена после обрезания, то одним женщинам он нравится, а другим - наоборот. Вернуть на место удаленную в детстве крайнюю плоть довольно проблематично. Экспериментальные операции по подсадке кожи и ее растягиванию не принесли успеха, так как крайняя плоть не может изменить свою врожденную конфигурацию. Она столь же исключительна и неповторима, как девственная плева.
[вверх] [к оглавлению] [как попасть на лечение в Центр]
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРАЙНЕЙ ПЛОТИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Restoration of the prepuce - a historical review.
Dirk Schultheiss, Michael C.Truss, Christian G.Stief, Udo Jonas Department of Urology, Medizinische Hochschule Hannover, Germany de Historia Urologiae Europaeae, vol.4, 175-189
Обрезание было широко распространено уже на заре развития цивилизаций. Первое изображение хода операции найдено в гробницах пустыни Сахары (Египет, около 2200 лет до н.э.).
В большинстве случаев обрезание производилось с ритуальной или религиозной целью, например как акт жертвоприношения богам или согласно иудейской религии. К тому же во все времена существенную роль играли медицинские и гигиенические причины.
Исторически сложилось так, что восстановление крайней плоти, т.н. анциркумцизия, обычно было связано с преследованием евреев со времен Ветхого Завета до наших дней.
[вверх] [к оглавлению] [как попасть на лечение в Центр]
ПЕРВОЕ ОПИСАНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРАЙНЕЙ ПЛОТИ
Первое описание восстановления крайней плоти среди иудеев приведено в Ветхом Завете: "Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло." (1 Маккавейская, 1:14-15). Это было написано во времена правления Антиоха IV (168 лет до н.э.) Antiocchus IV , когда в Палестине насаждался эллинизм, а давление на иудейскую религию и культуру достигло своего апогея. Эллинистические идеалы завоевывали популярность и становилось общепринятым демонстрировать обнаженное тело на спортивных играх или в общественных банях. Иудеи были вынуждены прятать свои гениталии или восстанавливать крайнюю плоть, чтобы избежать гонений и поправить свое экономическое и социальное положение. Кульминацией происходящего стал указ Антиоха о запрете обрезаний; за нарушение указа предусматривалась смертная казнь: "С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали." (1 Маккавейская, 1:58-61).
Восстановление крайней плоти выполнялось как хирургически, так и с использованием специальных грузов из бронзы и меди, которые назывались "Pondus Judaeus" и прикреплялись к остаткам препуциальной кожи, оттягивая их вниз. Через некоторое время достигался желаемый косметический результат. После государственного переворота в 141 г. до н.э. наступил период правления Маккавея и необходимость в анциркумцизии отпала. В 63 г. до н.э. римляне захватили власть и позже, с развитием христианства, проблема восстановления крайней плоти вновь стала актуальной. Действительно, многие евреи, обращенные в христианство, должны были подвергнуться анциркумцизии, чтобы подтвердить свой отказ от старой веры и быть принятыми в новое общество. Апостол Павел так говорил об этом: "Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божьих." (1 Коринфянам 7:18-19).
В 117 году нашей эры к власти пришел император Адриан, который тяготел к эллинийским идеям и ввел запрет на обрезание. В Талмуде приведены свидетельства тому, что множество обрезанных иудеев подверглись анциркумцизии в то время.
В греческом языке появился новый термин - "epispatikos" - человек, подвергшийся восстановлению крайней плоти (epispasmos- оттягивать), а римляне называли таких людей "recutitio" (cutis- кожа).
В литературе тех лет уже встречается упоминание об анциркумцизии. Петроний (Petronius, Gaius) (ум. в 66 году н.э.) в "Обеде Тримальчио" из своей работы "Сатура" рассказывает о рабе, обладающим двумя недостатками, не имея которых он мог бы быть бесценным: крайняя плоть его была восстановлена и он храпел (recutitus est et stertit).
[вверх] [к оглавлению] [как попасть на лечение в Центр]
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРАЙНЕЙ ПЛОТИ ПО ЦЕЛЬСУ
Первое подробное описание оперативной методики анциркумцизии было дано римским врачевателем Цельсом (Aulus Cornelius Celsus, 25 г. до н.э.- 50 г. н.э.).
Его всеобъемлющая энциклопедическая работа "De medicina libri octo" была написана во время правления Тиберия (Tiberius, 14-37 г. н.э.). Это был наиболее ценный исторический медицинский труд, который оставался догмой вплоть до научных открытий эпохи Возрождения. В нем приведено два способа оперативной анциркумцизии. Первая методика рекомендовалась детям, а также лицам с врожденной "короткой" препуциальной коджей. Кожа рассекалась окаймляющим разрезом у основания полового члена, а затем после мобилизации оттягивалась над головкой. На дистальный участок неопрепуция накладывалась лигатура, которая препятствовала возвращению кожи на исходную позицию. Таким образом создавался физиологический двуслойный препуций, а на проксимальном участке полового члена происходила реэпителизация.
Если пациент был обрезан по религиозным соображениям, Цельс предлагал другой способ. Производился коронарный разрез и кожа полового члена мобилизовалась вдоль всего его тела до основания.
Затем кожа оттягивалась над головкой и фиксировалась тугой повязкой, накладываемой от лобка до головки.
Так создавался всего лишь один слой препуциального мешка, а адгезия кожи предотвращалась с помощью увлажняющих повязок и пластырей.
[вверх] [к оглавлению] [как попасть на лечение в Центр]
ОТ ГАЛЕНА К ДИФФЕНБАХУ
Клавдий Гален (Claudius Galenus, 131-200 г. н.э.) внес огромный вклад в развитие древней медицины, однако он использовал методики Цельса без изменений (Methodus medendi, Lib. XIX).
Paulus Aegineta (середина 7 века) утверждал, что в его время в анциркумцизии, практические не было необходимости и она очень редко выполнялась.
Тоже самое можно сказать про большинство хирургов эпохи Возрождения. Габриэлю Фаллопио (Gabriele Fallopio, 1523-1562) принадлежит высказывание: "Я могу поклясться, что никогда никого не обрезал, тем более не видел такого глупца, который хотел вынести вынести эти муки".
Амбруаз Паре (Ambroise Pare, 1510/17-1590) дополнил второй способ Цельса введением трубочки (катетера) в дистальный отдел уретры для достижения свободного пассажа мочи в послеоперационном периоде.
Хирург и историк Eduard Zeis из Дрездена в своей книге "Zeis Index" (1863), посвященной пластической хирургии, перечислил всех врачей, когда-либо выполнявших восстановление крайней плоти. Он также ввел термин "пластическая хирургия".
Другим основателем современной пластической хирургии является Фридрих Диффенбах (Friedrich Dieffenbach, 1792-1847), который посвятил проблеме восстановления препуция главы в своих учебниках по хирургии. Он назвал эту операцию "постиопластика". Диффенбах усовершенствовал методику Цельса и выделил следующие показания к операции постиопластика: "распутство, религия, чувство стыда и политическая необходимость". С другой стороны, он считал, что эта операция является "позором медицинской профессии" и выполняется с намерением "сотворить девственника, что сравнимо с восстановлением девственной плевы у женщины". Однако он также давал описание методики этой операции при лечении гипоспадии или в случаях обрезания, обусловленного баланопоститом.
[вверх] [к оглавлению] [как попасть на лечение в Центр]
АНЦИРКУМЦИЗИЯ В XX ВЕКЕ
Преследования евреев во времена нацистского режима вновь сделало актуальным вопрос о восстановлении крайней плоти. Отсутствие ее становилось опасным для жизни, независимо от того, было обрезание выполнено по религиозным соображением или в связи с фимозом в детском возрасте. В медицинской литературе тех лет невозможно найти описаний методик анциркумцизии, однако найдено несколько врачебных отчетов о сделанных операциях.
В 1965 году L. Tushnet описал три различных способа анциркумцизии в зависимости от возраста пациента, количества оставшейся препуциальной кожи и мастерства хирурга. Первый и самый простой метод заключался в оттягивании кожи полового члена над головкой, отсечении дистальной ее части для создания "края" препуция и наложении на него швов с формированием фимоза. Второй способ походил на вторую методику Цельса и заключался в образовании однослойного нефизиологического препуция. Наконец, третий и самый совершенный метод состоял в использовании свободного кожного лоскута, взятого с другой части тела пациента.
В мемуарах Jonas Turkow, известного актера тех времен, рассказывается о его племяннике, которому дважды было неудачно выполнено восстановление крайней плоти. Несколько арийских врачей существенно поправили свое материальное положение, запросив за лечение приличные суммы денег.
В настоящее время восстановление крайней плоти все еще остается актуальным, хотя мотивы для этого изменились.
В 1963 г. J.Penn после проведения циркулярного разреза кожи в основании полового члена и оттягивания ее для создания неоприпуция использовал свободный кожный лоскут для укрытия дефекта. W.Goodwin для закрытия дефекта кожи полового члена в 1990 году имплантировал его под кожу мошонки и освобождал его во втором этапе операции. M.J.Lynch в 1993 использовал для этой цели кожный мошоночный лоскут на питающей ножке. Все эти доктора затруднились дать информацию о мотивации пациентов и критично относились к выполненным ими операциям.
Детальный анализ психологических аспектов анциркумцизии был проведен D.C.Mohl в группе пациентов в 1981 году. Он сравнивал желание восстановить крайнюю плоть с мотивацией женщин увеличить свою грудь.
Интернет-исследование выявило наличие нескольких общественных организаций по восстановленю крайней плоти, зарегистрировавших свои сайты в сети. Среди них: RECAP (Recover A Penis), NORM (National Organization of Restoring Men) и UNCIRC (UNCircumcising Information and Resources Center). Все они предоставляют литературу и информацию о хирургических и терапевтических методах анциркумцизии.
[вверх] [к оглавлению] [как попасть на лечение в Центр]
МИКЕЛАНДЖЕЛО- СТОРОННИК АНЦИРКУМЦИЗИИ?
Наконец, еще один исторический пример проблемы "обрезать или нет" представлен в мировом искусстве. С 1501 по 1504 год Микеланджело Буонарроти создавал статую Давида, которая в настоящее время является основной достопримечательностью города Флоренция. Любопытно, что Давид, как представитель иудейского народа, изображен с необрезанным пенисом. Следовал ли Микеланджело эстетическим настроениям своего времени и работал в вольном художественном стиле? Или боялся гнева церкви за изображение таких явных признаков иудаизма, как обрезанный половой член. Некоторые исследователи даже утверждают, что великий скульптор хотел прикрепить лицо и оружие Давида к статуе Голиафа.
Поскольку этот вопрос остается открытым, читателю предлагается высказать свое мнение.