Здоровье человека - в гармоническом согласии духа, души и тела
В кризисных жизненных ситуациях человек чаще всего прибегает к помощи врача и священника, надеясь получить у них избавление от недугов. И пастыря, и целителя объединяет одна миссия - это служение. А потому и точек взаимодействия у них немало. Медицина прежде всего служит излечению пациентов от боли физической. Церковь печется об оздоровлении нашего болящего общества, о нравственном возрождении россиян. В последнее время установилось тесное сотворчество духовного и медицинского ведомств страны в решении болевых проблем общества. На страницах "МГ" мы неоднократно рассказывали об этом. Например, о докторах-священниках, которые кроме пастырского служения занимаются социальной реабилитацией алкоголиков и наркоманов. Кстати, среди наших читателей немало верующих. В Москве создано весьма авторитетное и популярное среди собратьев по цеху Общество православных врачей. Высокая нравственная культура служит основой врачебного профессионализма. Все более широкое распространение получает православное отношение к методам традиционной медицины, что было характерной особенностью на Руси даже в начале ХХ века.
Несомненно, еще одним подтверждением крепнущих уз церкви и медицины можно считать то, что в дни празднования знаменательнейшего юбилея - 2000-летия Рождества Христова (впервые за более чем вековую историю газеты!) нашим гостем стал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Сегодня он делится с медиками своими взглядами на мироустройство в Отечестве, роль Церкви и медицины в духовном возрождении России, говорит о перспективах сотрудничества Русской православной церкви и государственной системы здравоохранения. - Ваше Святейшество! На пороге третьего тысячелетия многие задумываются над смыслом своего земного пути и пути цивилизации. Можно ли ход развития человечества назвать благом, прогрессом или же мы больше потеряли, чем приобрели? Должна ли Россия изменить свой путь? - Подобные раздумья могут оказаться плодотворными, особенно если обретут необходимую точку опоры. По моему глубокому убеждению, такой точкой опоры или мерилом верности может быть лишь Божественное Откровение, начертавшее путь праведной жизни для каждого человека в отдельности и для человечества в целом. Только следуя заповедям Божиим, личность и мир могут быть по-настоящему счастливы. Разве это не подтверждается ходом истории? В материальном отношении мы достигли того, что и не снилось предыдущим поколениям. Но само по себе материальное могущество в руках грешного человека становится угрозой и для него самого, и для всего творения, о чем свидетельствует, в частности, углубляющийся экологический кризис. Возрождение нашего Отечества не смогут обеспечить ни слепая вера в будто бы неизбежный исторический прогресс, ни столь же слепое тяготение к прошлому. На основе великого духовного и культурного наследия мы призваны к творческому созиданию динамичных, соответствующих времени форм общественной, культурной, производственной жизни. - Осуществляемое в стране реформирование (в том числе в сфере здравоохранения), видно, нескончаемо. При этом говорится о "благости" рынка по-нашенски, который метастазами разъедает душу, семью, нормальные человеческие отношения. Многое стало предметом купли-продажи: пресса, имидж, награды, любовь... Сталкиваясь подчас с такими "результатами", возникают сомнения в целесообразности реформ. - Многие проявления человеческой греховности, о которых вы говорите, свойственны не только нашему времени. Но сегодня общество действительно находится в состоянии кризиса, охватывающего едва ли не все стороны жизни. Одна из главнейших причин этого - утрата нравственных ориентиров, которая неизбежно расшатывает самые основания бытия нации. Экономические и политические реформы, даже своевременные и успешные, сами по себе не могут радикально изменить положения. Выход я вижу лишь в духовном возрождении нашего народа, в обращении от культа материального преуспеяния к вечным нравственным ценностям Евангелия. Что же касается реформ в области здравоохранения, представляется очень важным не забывать о том, в каком трудном материальном положении находится большинство нашего народа. Необходимо сохранить реальную возможность хотя бы для минимальной бесплатной медицинской помощи, доступной для всех. - Церковь неотмирна. Но если масса людей бедствует, молодые солдаты гибнут на войне с собственным народом, отчего она молчит? Неужели не близки ей проблемы всякого живущего в мире сем, и как она уберегает людей от отчаяния? - Удивлен вашими словами. Наша Церковь всегда была и остается со своим народом, разделяя его горести и радости. И если кто-то не слышит (а может быть, и не хочет слышать) голос Церкви, это вовсе не значит, что она молчит. К сожалению, светские средства массовой информации нередко игнорируют наши выступления по острым проблемам современной жизни. В частности, многочисленные заявления Патриарха и Священного Синода в связи с военными действиями в Чечне, как во время первой волны трагических событий, так и в ходе нынешней операции, пресса в основном обошла стороной. В моем заявлении от 12 ноября 1999 года о ситуации в Чечне и вокруг нее сказано: "Рука убийц, насильников и террористов должна быть остановлена". Но одновременно я призвал к тому, "чтобы в ходе борьбы с преступниками не страдали гражданские лица, прежде всего те, которые доказали непричастность к творимому беззаконию, недвусмысленно отказались поддерживать бандитов и террористов. Это требует от армии высочайшей ответственности в выборе средств ведения боевых операций, а от всей власти - сугубого внимания к нуждам мирного населения и в первую очередь к вынужденным переселенцам, оказавшимся у крайней черты". Русская православная церковь, памятуя слова Христовы: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5.9), считает миротворчество неотъемлемой частью своего общественного служения. И в наше трудное время предельного обострения партийных противостояний, угрожающих благополучию и целостности Отечества, мы делаем все возможное для содействия конструктивному диалогу ответственных политиков и других влиятельных людей, стараясь привлечь их внимание к нуждам и страданиям наиболее бедной, незащищенной части общества. А отчаяние... Знаете, апостол Павел, жизнь которого была очень трудной, оставил нам удивительные слова: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся" (2 Кор. 4.8). Вера дает человеку внутреннюю стойкость, способность преодолевать, казалось бы, немыслимые испытания. В этом отношении многому можно поучиться у простого верующего народа, особенно в "глубинке". - Сейчас в мире сильны апокалиптические настроения. Сможет ли человечество уберечься от гибели? - Некогда Господь устами древнего пророка Осии сказал о своем народе: "Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня!" (Ос. 7.13). Вот отчего приходит гибель: оттого, что люди забывают Бога. Мир, в котором мы живем, безусловно, не вечен. Другое дело, что неверующие со страхом ждут его конца, а христиане с надеждой ожидают его преображения, о котором и говорится в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова. - "Величие, могущество и богатство государства состоит в размножении русского народа", - считал Ломоносов. Сейчас же говорится о демографической катастрофе, вымирании нации, об угрозе безопасности России. Можно ли противостоять фатальному процессу заката "богоносного" народа? - Да, сегодня дети все чаще оказываются не нужны, поскольку воспринимаются как досадное "препятствие" на пути к неограниченной свободе и наивысшему достатку. Человеческую жизнь перестают воспринимать как дар Божий, священный и неприкосновенный. Отсюда чудовищная распространенность абортов в нашей стране, которая покрывает нас стыдом. Женщины не хотят материнства, мужчины не хотят становиться отцами. Экономическая разруха, социальная незащищенность, неуверенность в будущем - все эти факторы играют свою роль. Но главная причина - опять же духовный и нравственный кризис общества. - Нынче, когда в государстве нет общенациональной объединяющей идеи, некоторые занимаются ее поиском. В православной трактовке семья - малая церковь. Так, может быть, формирование крепкой, здоровой, счастливой семьи, в которой воспитывается несколько детей, и должно стать этой пресловутой национальной идеей? - Защите семейных ценностей наша Церковь традиционно уделяет очень большое внимание. А что касается национальной идеи, я, как и вы, скептически отношусь к попыткам искусственно ее разработать и насадить. Однако убежден, что и человек, и нация нуждаются в идеале более высоком, чем достижение житейского благополучия. Если таким идеалом проникнуто бытие семьи, она становится действительно крепкой и здоровой. - В ХХI век мы переходим с возом болезней и пороков: наркомания, СПИД, туберкулез, половая распущенность... Смогут ли Церковь и медицина побороть их? Или же их корни - в бездуховности, в том, что наш разум находится в пределах утилитарного понимания человеческого бытия? - Социальная обусловленность недуга очевидна во всех этих случаях. Взаимозависимость духовного и телесного здоровья нации тоже ясна. Значит, нам нужно действовать вместе, не унывая, но сохраняя надежду на помощь Божию в наших трудах. - Согласны ли вы с мнением министра здравоохранения России Юрия Шевченко о том, что здравоохранение - сфера жизнеобеспечения, главнейший фактор национальной безопасности? Какое определение здоровья можете предложить вы? - Согласен, что охрана здоровья народа должна принадлежать к числу первоочередных задач государства. Вместе с тем эту заботу должно разделять все общество. И думать надо не только о физическом, но и о духовном здоровье. Я бы сказал, что здоровье - это целостное единство духа, души и тела человека, пребывающих в гармоническом согласии, дабы "тело служило разумной душе", как говорится в одной из церковных молитв. - Часто вам приходится сталкиваться с медициной? Есть ли секрет вашего здоровья? Как проводите свободное время? Какой способ противостоять множащемуся злу видите вы? - Как много вопросов сразу! Человек я немолодой, врачей посещать, конечно, приходится. Но стараюсь не обременять их чрезмерно. Молитва, совершение богослужений, поддержка и любовь собратьев и паствы - все это укрепляет дух, а стало быть, и тело. Свободного времени почти не остается - каждый день расписан по часам и минутам, и так на протяжении без малого 10 лет патриаршего служения... Но Господь, по молитвам Церкви, помогает. Когда выдаются немногие свободные минуты, радуюсь возможности побыть на природе. Как противостоять злу? Об этом очень хорошо сказал святой апостол Иаков: "Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4.7). Значит, во-первых, надо предавать свою жизнь в руки Божии, а во-вторых, просто не бояться. Каждый православный человек - воин Христов. Для того он и живет в этом мире, чтобы исполнять завет апостольский: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12.21). Добро сильнее, и когда мы его творим, сам Бог на нашей стороне. - Ваше отношение к труду врача, его месту в ХХI веке. Что бы вы пожелали медикам в дни знаменательнейшего юбилея - 2000-летия Рождества Христова? - К профессии врача Православная церковь всегда относилась с любовью и уважением. Ведь врач, как и священник, призван к служению страдающим людям. Меня глубоко тревожит нынешнее состояние системы здравоохранения. Нельзя экономить на здоровье народа. И нельзя мириться с таким положением, когда наши замечательные врачи и медсестры работают, получая за свой такой тяжелый и такой нужный обществу труд мизерное жалование, да и то порой с длительными задержками. Надеюсь, что сотрудничество отечественной медицины с Русской православной церковью, которое ныне успешно развивается, станет в XXI веке еще более плодотворным. Мы многое можем сделать вместе для блага нашего народа. Желаю всем читателям вашей газеты, всем медикам нашей страны помощи Божией в труде, мужества и терпения в испытаниях. Господь да благословит вас на добрые дела. Интервью вел Александр ИВАНОВ. |