Семен ФАРАДА: У нас демократическая медицина
У смешных героев Семена Фарады грустные глаза. Этим он похож на Чаплина. А на Раневскую тем, что в его кинобиографии нет ни одной главной роли. Семен Львович не прочь сыграть Короля Лира, но пока не зовут. Зато его с Абдуловым коронная песня из кинофильма "Формула любви" вошла в "золотой фонд". Валентин Гафт написал об этом такое четверостишье:
И вот пришла фортуна наконец, Теперь ты, Фарада, - певец! Когда "Уно-уно" ты поешь, Эту песню не задушишь, не убьешь. Артистам часто предлагают что-нибудь рекламировать. У кого много денег, тот по принципиальным соображениям отказывается. Фарада рекламирует пиццу, которая называется "Комплименто" - я ее всегда покупаю, потому что она самая вкусная из всех отечественных. Недавно народный артист России Семен Фарада написал книгу. О жизни творческой и вообще о жизни. Она называется "Уно моменто!" - Это первая книга, которую я написал. Наверное, она и последняя. Ну, не писатель я - я читатель. - Почему вы решили написать книгу? - Меня уговорили. Да и не писал я, а наговаривал на диктофон. Думал, что потом буду раздавать друзьям с автографами - и все. К моему удивлению, она имеет успех, и издательство готовит второй тираж. Книга - о жизни творческой, а не личной, о тех людях, с которыми я прошел эти годы как "уно моменто". - В скольких фильмах вы снялись? - У меня около 120 фильмов, а помнят только два: "Чародеи" и "Формула любви". А мне дороги все картины, в которых я снимался. Есть один потрясающий фильм, где я сыграл маленькую роль - "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа. Герман, на мой взгляд, лучший киношник сейчас в России. За свою творческую жизнь он снял всего 4 фильма. Последний - "Хрусталев, машину!" - снимался 7 лет. Я видел этот трехчасовой фильм - ну просто там Феллини делать нечего! - И все-таки из всех ваших ролей народу больше всего памятен ваш дуэт с Абдуловым со знаменитой итальянской песней. - До сих пор не пойму, в чем секрет ее популярности. Лет 12, кажется, тому назад, 30 декабря показали этот телевизионный новогодний фильм. А 31 декабря (это мой день рождения, кстати) звонит мне писатель Валентин Лавров и приглашает меня в соседнюю пивную: хочу, говорит, кружку пива выпить за твой день рождения. Пришли мы, а там уже любители пива собрались, стоят и, раскачиваясь, поют: "Уна, уна, уна моменто..." Всего одна ночь прошла. - А кто написал песню-то? - Ну, если хотите знать авторов этого необыкновенного шедевра... Когда мы с Абдуловым прочитали сценарий, то оказалось, что у всех персонажей есть музыкальные темы, а у нас нет. Попросили композитора Гладкова, чтобы он и нам написал. Нужны были слова. Пригласили на запись студентку ин. яза, и она нам написала разные итальянские слова русскими буквами. Мы с Абдуловым совершенно произвольно сложили это в четверостишье. Перевести эту абракадабру нельзя. Очень интересно наблюдать, как ее слушают итальянцы, некоторым плохо становится. - А с Александром Абдуловым дружите с тех пор? - У нас творческая дружба. Несмотря на то, что он играет в Ленкоме, а я на Таганке, он меня немного младше, а я его намного старше. Недавно закончил сниматься в фильме Абдулова "Бременские музыканты". Играю там лекаря короля, а самого короля играет Пуговкин. - "Чародеи" - другой ваш "звездный" фильм... - Да, но сначала я не хотел в нем сниматься. Помню, дали сценарий, а там у меня всего 4 предложения. Отказался. А все остальные актеры уже согласились. Звонит мне Гафт и говорит: "Ты чего, считаешь, что ты весь в белом, а мы..." Я говорю: "Валя, мне же там просто нечего делать". Ну, подумал немного и позвонил режиссеру с предложением от себя придумать что-то в этой роли. Режиссер согласился, и провел меня через весь фильм. Со всеми проходами в лабиринтах: "Лю-у-ди!", и еще "Ну кто так строит!" Ко мне, кстати, после выхода фильма однажды подошла женщина и с загадочно-проницательным видом говорит: "А я поняла, что вы хотели сказать, что вы имели в виду, на что намекали. "Ну кто так строит!" Это в политическом смысле, да?" - А весело сниматься в комедии? - Вот ведь что странно. Бывает, снимаем комедийные сцены, сами еле сдерживаемся от смеха. А на просмотре юмор пропадает. Экран - это очень загадочная вещь. Он увеличивает все во много раз, и все неровности выпячиваются, а непосредственность, бывает, уходит. Но вот вспомнил один юмористический случай. В "Формуле любви" на главную роль намечался Олег Янковский. Но поскольку по литературной исторической версии у графа Калиостро должно быть демоническое лицо, Захаров его не утвердил. Пригласил грузинского актера Надара Александровича Мгалоблишвили. Он хорошо снимался, и мы даже не обращали внимание на его совсем небольшой грузинский акцент. И вот началось озвучивание. Я прихожу в студию, смотрю, стоит Армен Борисович Джигарханян. Я говорю: "Арменчик, что тут делаешь?" А он: "Понимаешь, буду озвучивать этого грузина - у него акцент сильный". В связи с этим вспомнился анекдот... Грузин говорит армянину: "Грузины умнее, чем армяне" - "Чем?" - "Чем армяне". - Вы актер не только кино, но и театра. После раздела Таганки вы остались с Любимовым? - Да никакого раздела не было. Таганка осталась. А то, что называется "Содружеством", хотя они и отвоевали помещение, это - политическая акция. Николай Губенко, возглавляющий "Содружество" - министр культуры теневого кабинета у Зюганова. Это помещение используется для съезда Коммунистической партии России, еще для "Юморины" арендуется. А репертуара как такового у них нет. Хоть и артисты там великолепные, они выбрали не тот путь. А репертуар у Любимова растет с каждым годом на 2-3 спектакля. - Над чем сейчас работаете? - Полным ходом идет подготовительный период постановки "Театрального романа" Булгакова, где я играю роль Дымка - Сталина. Вот в спектакле "Шарашка" Сталина играет сам Любимов. Это роль Хозяина - театра, людей, страны. И Любимов с ней отлично справляется. В булгаковской постановке у меня актерские задачи совсем другие. - Расскажите о вашей личной жизни. - Вот этого я не люблю делать... У нас актерская семья. Жена - актриса Театра на Таганке. Сын - артист Михаил Полицеймако, играет в Российском академическом молодежном театре. Фамилия у него не мамы и не папы, а папы мамы. Старшее поколение, наверное, помнит народного артиста СССР Виталия Полицеймако, который играл в БДТ у Товстоногова. Вот он и начал отсчет нашей династии. У меня же нет профессионального актерского образования. Я окончил Бауманский институт, работал инженером и одновременно участвовал в самодеятельности. Играл в эстрадном театре МГУ "Наш дом", которым руководил Марк Розовский. Там я провел свои лучшие годы. - У вас была операция на сердце. Как вы себя чувствуете? - Все меня спрашивают, как я себя чувствую. А что, плохо выгляжу, что ли? Да, была операция два года назад. Меня оперировали в Институте трансплантологии. Владимир Иванович Шумаков поставил мне искусственный аортальный клапан. В клинике была создана такая атмосфера, что я не успел испугаться. Казалось, что меня не готовят к операции, а просто обследуют. Так что 12 тыс. $ у меня всегда с собой (хлопает себя по груди). Но я не платил. Все-таки очень отличается наша медицина от зарубежной. Там гарантируют качество, но за это обязательно надо платить. У нас платить тоже вроде бы нужно, но если вы не можете, операцию все равно сделают. У нас - демократическая медицина. Это не политика - это правда. Теперь перед сном я прислушиваюсь и чувствую, как тикает искусственный клапан. Я и раньше слышал, как бьется мое сердце, и это производило на меня плохое впечатление. Всегда переворачивался на другой бок, лишь бы не слышать. А вдруг перестанет тикать? - Под занавес, не расскажете ли медицинский анекдот или случай из жизни? - Больной приходит к врачу. Врач спрашивает: "Выпиваете?" Тот отвечает: "Доктор, это вопрос или предложение?" А другой пришел к врачу совсем плохой. Врач: "Выпиваете, курите, наверное. Нельзя этого делать, нельзя. Сокращает жизнь вдвое. Вот сколько вам лет? 45? А было бы 90". Беседу вела Татьяна ГАВРИЛОВА. |