Людмила Касаткина: Лучше других меня поймут медики
Взять интервью у театральной примы в дни премьерных спектаклей, даже если она дала принципиальное согласие, - дело чрезвычайно сложное. Встретиться с Людмилой Касаткиной помог ее муж, известный кинорежиссер Сергей Колосов.
- Людмила Ивановна, в каких кинофильмах, поставленных Сергеем Николаевичем, вы снимались? - В двенадцати. В "Укрощении строптивой" моим партнером был блистательный актер Н.Попов. В "Душечке". В первом советском многосерийном фильме "Вызываем огонь на себя". Тогдашнее телевизионное начальство очень сомневалось, что зрители будут четыре вечера подряд смотреть картину о войне. Потом был поток писем. Каждый фильм С.Колосова был безупречно правдив с исторической точки зрения. Взять "Операцию "Трест", рассказывающую о яркой странице работы чекистов. Но ведь там была правдиво показана и первая русская эмиграция, ее активные деятели - Кутепов, Врангель. Я играла роль Марии Захарченко - ярой монархистки, по тем временам злобного врага советской власти. Это сегодня некоторые считают, да и я иногда так думаю, что для России лучше, когда во главе ее стоит самодержец. Да, собственно, разве наши тогдашние партийные руководители не вели себя по-царски, не делали все, что им приходило в голову? Н.Хрущев отдал Крым, Л.Брежнев взял из Оружейной палаты бриллиантовую диадему и подарил ее жене Г.Насера. Для воплощения роли М.Захарченко на экране мне нужно было найти субъективную правду этой женщины. Я поняла, что это самозабвенная любовь к Родине - России. Она не нашла иного способа борьбы за свой идеал, кроме терроризма. В момент съемки фильма был еще жив убежденный монархист В.Шульгин, просидевший в ГУЛАГе 10 лет и доживавший свой век в маленькой квартирке во Владимире. С.Колосов поехал к нему и стал показывать фотопробы всех персонажей, кроме М.Захарченко. 90-летний ветеран белого движения сказал режиссеру: "Вы знаете, я не вижу среди актрис всего мира той, которая смогла бы сыграть эту женщину. Ведь это была личность из чистейшего золота". С.Колосов стал показывать ему фрагменты моих прежних ролей, в том числе и кадры из "Укрощения строптивой", за которую я получила Золотую Нимфу на фестивале в Монте-Карло, за лучшее исполнение женской роли. Шульгин посмотрел и сказал: "Хорошая актриса, но и она не сможет". Художественный совет утвердил меня на эту роль, и можете себе представить всю ту ответственность, с которой я отнеслась к воплощению этого образа. С.Колосов, прошедший всю войну и получивший два ранения, знал о ней правду. "Помни имя свое". Этот, как и все другие фильмы С.Колосова, и сегодня часто показывают по телевидению. В числе секретов их популярности - умение талантливого режиссера работать с артистами. Да и в только что поставленном спектакле "Странная миссис Сэвидж" великолепно играют все молодые актеры. Многие зрители, посмотрев "Помни имя свое", писали мне, что не могут сдержать слез каждый раз, когда смотрят эту картину. Некоторые боятся, что их сердце не выдержит... И вдруг я прочитала статью, в которой авторы-врачи рассказывают о своих десятилетних наблюдениях за воздействием произведений искусства на здоровье человека. Невропатолог, терапевт, психолог пришли к такому выводу - наше здоровье разрушается исключительно из-за собственных переживаний. Если же человек сможет посочувствовать и пережить чужое горе, то завтра ему станет легче. Его душа жива, значит, он понимает, что это было сопереживание. То, что мое интервью "Медицинской газете" будут читать наши бесценные врачи и медсестры, бесконечно радует меня. Я верю в Бога. Но я знаю, если хотите, и живых богов - нейрохирургов из Института им. Н.Н.Бурденко, знакома с замечательными хирургами из Института им. Н.В.Склифосовского, и другими выдающимися врачами. Они делают величайшие дела для людей, спасают их. Я не понимаю тех, кто едет за границу делать операции. Я уверена, что наши специалисты сделают здесь лучше. Правда, у нас не хватает лекарств, не такой сервис. Я желаю медикам побольше радостей в нынешней тяжкой жизни. Это возмутительно, что руководство страны допускает, что врачи получают нищенскую зарплату. Я мечтаю, но боюсь, что не доживу до тех дней, когда эти великие люди, которых я боготворю, будут получать столько, сколько нужно человеку, чтобы не думать о деньгах. Скорее бы справедливость восторжествовала! - Людмила Ивановна, у вас 26 ролей в кино, а первый ваш фильм - "Укротительница тигров". - Честно говоря, у меня уже столько раз брали интервью по этому поводу, что даже могу угадать, о чем вы спросите, - была ли дублерша в самых опасных сценах с тиграми? Конечно, была - Маргарита Назарова. Одного со мной роста, нас одинаково одевали, со спины не отличишь. Вначале и не предполагалось, что мне самой нужно будет сниматься с тиграми. Но когда просмотрели отснятый материал, то увидели: в сценах со зверями - укротительница спиной (т.е. Назарова), а моего лица нет. Было сказано: "Фильм не выйдет, ляжет на полку, он неубедителен. Картина об укротительнице, а вас там нет. Есть один шанс на спасение - если вы войдете в клетку". Я попросила разрешения съездить в Москву (съемки шли в Ленинграде). Все дело в том, что за две недели до этого разговора на моих глазах произошел ужасный случай. Муж М.Назаровой - высоченный красавец В.Константиновский, тоже укротитель, ассистент Б.Эдера, проводил очередную "пустяшную" репетицию с группой тигров - прыжки с тумбы на тумбу. Прыгавшая тигрица вырвала у него из руки кнут. И пока он отвлекся на мгновение, следующий зверь прыгнул ему сзади на спину. Константиновский был в кожаной куртке. Тигрица, чтобы удержаться, выпустила свои огромные когти. Сползая со спины, она "сняла" куртку вместе с кожей укротителя. Море крови, он потерял сознание. Примчалась "скорая". Видеть это и давать согласие на выход. Я приехала в Москву. Родителям я ничего не сказала, но, как потом вспоминала мама, я никогда не была так внимательна и ласкова с ними, как в те три памятных дня раздумий. А я с ними прощалась... - Вы вошли в клетку, фильм вышел и имел огромный успех. Вашим партнером был другой любимец советских зрителей - Павел Кадочников. - Это был великий актер, замечательный партнер. Он мне дорог тем, что, как и я, любил импровизировать. На пробах, совместно импровизируя, играли одну большую сцену из фильма. По сути, с одной репетиции. А когда закончили, он радостно закричал: "Это она, она должна играть!" И меня действительно утвердили в этой роли. П.Кадочников заботливо помогал мне и тоже дебютировавшему тогда в кино Л.Быкову осваивать тонкости этой профессии. Я, например, боялась съемки крупным планом, ведь для театральной актрисы это в новинку. Павел Петрович был страстным охотником и рыболовом, великолепным мотоциклистом, к этому мастерству потом пристрастилась и я. Доброжелательное и очень чуткое отношение к партнерам, было его отличительной чертой. Мне запомнилась наша последняя встреча во время гастролей театра в Ленинграде. Это было через два года после потрясшей его трагической смерти сына. После окончания спектакля, когда зал стоя долго аплодировал, я увидела, что по проходу к сцене приближается худощавый человек с охапкой тюльпанов. Я близорукая и наконец узнала П.Кадочникова, когда он уже поднимался по лесенке. Он остановился, заплакал, цветы упали на сцену. Мы обнялись и от волнения долго не могли говорить. А вокруг бушевали овации, некоторые женщины плакали. - После выхода на экран "Укротительницы тигров" вас узнавали на улицах, вероятно, были и запоминающиеся встречи? - И дружба, порой на всю жизнь. Тогда в первом в жизни интервью я рассказала, что родилась и жила до трех лет, пока родители не перебрались в Москву, в деревне под Вязьмой. Дня через три раздается звонок: "Люда, Люся, Мила или как там тебя? Это тебе звонит клоун Юрий Никулин. Мы ведь земляки, я родом из соседнего с твоим села!" С тех пор мы с ним дружили. Он был заядлым рыбаком и, бывало, звонит: "Люся, Таня (его жена) достала селедку иваси, мы ее разделали, вари картошку, сейчас приедем". Юра, как и все мои друзья, знал мой секрет - мне категорически нельзя есть черную икру. - Ничего себе, а почему? - Во время войны отец был на фронте, а мы с мамой и братом жили в Москве. Раз в месяц по карточкам - одна взрослая и две детские - давали мясо. Стоять в очереди приходилось всю ночь. Мы с братом подменяли маму, ведь она и работала, и ездила на лесозаготовки. И вот однажды, когда мы достоялись, выяснилось, что перед нами мясо кончилось. В нашу кастрюлю навалили черной икры. Придя домой усталые и голодные, мы с братом на нее набросились и... очнулись только в больничной палате. С тех пор у меня к ней идиосинкразия - не переношу. Я не раз говорила своему мужу: "Тебе крупно повезло, твоя жена никогда в жизни не попросит черной икры". Юрий Никулин был удивительно добрейшим человеком. Скольким бездомным, мыкающимся по всей стране циркачам он помог. И не случайно, великолепный памятник ему на Новодевичьем кладбище был сооружен на деньги, собранные в основном цирковыми артистами. - Есть золотое изречение: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". - Я очень счастливый человек. У меня были замечательные учителя и партнеры. В ГИТИСе - педагоги во главе с худруком МХАТа М.Тархановым. Затем в 1949 году я попала в Центральный театр Советской Армии, где тогда режиссером был А.Попов. Среди моих партнеров в театре и кино были В.Зельдин, Н.Сазонова, А.Джигарханян, Р.Быков, С.Филиппов, П.Кадочников, И.Горбачев. Это блистательные актеры, у которых я училась тогда и продолжаю это делать и сейчас. Каждый раз, получая новую роль, я никогда не знаю, с чего начинать. Вернее головой понимаю, но уверенности, что придет успех, нет. - У вас редкое сочетание - успехи в творчестве и счастливая семейная жизнь. В этом заслуга и ваших родителей, которые наставляли вас на путь истинный? - И их огромная помощь, особенно тогда, когда у нас родился сын Алеша. А мы в то время мотались по съемочным площадкам, уезжали на 2-3 месяца. Какая чужая няня, какой детский сад может заменить ребенку родных бабушку и дедушку? Я была спокойна, хотя и звонила каждый вечер в Москву, где бы ни находилась. К сожалению, оба они ушли из жизни 11 и 10 лет назад. - Довольны ли вы сыном? - Алексей окончил отделение радио и телевидения факультета журналистики МГУ. Его передачи о джазе и блюзах много лет идут на Российском радио, потому что после окончания Гнесинского училища он стал еще и профессиональным музыкантом-гитаристом. После каждого его выступления приходит масса писем от радиослушателей. Дело в том, что Алеша хочет "приподнять" молодежь, увлеченную сейчас попсой, на более высокую ступень. А это на пути к симфонической музыке - джаз. У него есть свой блюзовый ансамбль "Аура". Я сама люблю блюзы и, когда слушаю записи гениального блюзмена и композитора Рея Чарльза, не могу сдержать слез, хотя и не владею английским языком. Алеша, увидев мои слезы, сказал: "Мамуля, я тебя понимаю, вещи действительно гениальные, но многое теряешь, ведь в блюзах важны и слова". Он пишет стихи, и для меня начал создавать русские блюзы. Хороший сын, который подарил мне двух замечательных внучек. У первой я недавно была на последнем школьном звонке. А вторая родилась три месяца назад, сразу с двумя зубиками. Даже врачи удивляются. Я действительно счастливый человек и думаю, что лучше других меня поймут медики. Ибо как бы ты не любил свою профессию, а медицина - это тоже творчество, все-таки семья - главное. И я желаю всем женщинам-медикам счастья в любви. А мужчинам в белых халатах желаю оставаться благородными рыцарями, какими они всегда были в моих глазах. Низкий поклон вам за все, что вы для нас делаете. Интервью провел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, обозреватель "МГ". |