Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Останется ли Дальний Восток нашенским?

Современная демографическая ситуация в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа характеризуется резким падением рождаемости, ростом смертности и отрицательным естественным приростом населения, кроме Республики Саха (Якутии) и Чукотского автономного округа, где сохраняется положительный естественный прирост населения. Попытки отдельных экспертов трактовать эволюцию рождаемости в округе только с точки зрения демографических параметров экономически развитых стран Европы, на мой взгляд, некорректны. Следует отметить, что если демографические процессы на Дальнем Востоке будут продолжаться в темпе 90-х годов, то к 2050 году население округа уменьшится с 8 млн до 2,5-3 млн человек.

Китай нас поджимает

Динамика численности населения Дальневосточного федерального округа в 2000 году продолжает находиться под влиянием процессов депопуляции и миграционного оттока населения. Только за период с 1990 по 2000 год население Чукотского автономного округа уменьшилось на 50 проц., Магаданской области - на 37, Камчатской области - на 18, Сахалинской области - на 15 проц., в других территориях уменьшение численности населения идет менее галопирующими темпами, но тенденции носят стойкий характер.

Демографическую ситуацию в территориях Дальневосточного федерального округа сегодня стоит рассматривать в контексте демографических процессов, происходящих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В Китае, Южной и Северной Корее, Японии, Малайзии демографическая ситуация вполне благополучная. Так, наш сосед по АТР Китай в течение нескольких десятилетий вынужден на государственном уровне сдерживать рождаемость, но тем не менее в его северо-восточных провинциях в настоящее время проживает более 80 млн человек, что более чем в 10 раз больше, чем в приграничных территориях Дальнего Востока. При всех самых оптимистичных прогнозных оценках демографической ситуации Дальнего Востока России, проведенных в последнее десятилетие, ни одна не предполагает повышения рождаемости хотя бы до уровня простой замены поколений. В этой ситуации было бы логичным ожидать от органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации ответственных шагов по стимуляции или хотя бы стабилизации рождаемости в субъектах Федерации Дальневосточного федерального округа в виде законодательных актов и программ федерального уровня в сочетании с оптимальными механизмами их финансирования. Но...

Дефекты формирования законодательной базы, регламентирующей социальную поддержку молодой семьи, отсутствие реальных механизмов преодоления демографического кризиса на уровне субъекта Федерации вызвали все возрастающий приток на Дальний Восток иностранной рабочей силы. Этому способствуют сложившиеся геополитические тенденции в АТР. Так, в конце 80-х годов была открыта российско-китайская граница, причем в первую очередь в Приморском и Хабаровском краях с введением безвизового режима и возможностью неограниченного найма китайской рабочей силы на предприятия, в том числе в сельском хозяйстве и на лесозаготовках. А начиная с 1992 года, когда Дальний Восток покинули почти 200 тыс. жителей, переселившихся в другие регионы России, объем китайской иммиграции ежегодно увеличивается (прежде всего из соседнего Дунбэя - китайское название Манчжурии).

Кое-что о гражданах "второго сорта"

Проблемы народонаселения нашей территорий напрямую связаны с процессами, которые формируются не только в области экономики, но и в социальной сфере. В частности, в здравоохранении. Ее реформа в округе проводится без учета социально-экономического развития, где имеются присущие только этому региону особенности: низкая плотность населения, ограниченные транспортные связи, суровые природно-климатические условия жизни, загрязненность окружающей среды и т.п. Эти особенности определяют формирование региональной политики в области охраны здоровья населения и сохранения трудового потенциала региона.

Достаточно сложные процессы, произошедшие в здравоохранении территорий Дальневосточного округа в эти годы, стали еще одним фактором, оказавшим отрицательное влияние на репродуктивное здоровье женщин и качество потомства. Эти процессы - следствие реформ отрасли здравоохранения последних лет. Как ни печально констатировать, но особенно жестоко реформа отрасли обошлась со службой охраны здоровья матери и ребенка (ОЗМиР). Последнее десятилетие характеризовалось значительным снижением показателей здоровья женщин, родившихся в конце 60-х - начале 80-х годов. Это поколение в течение 90-х годов, войдя в репродуктивный период, стало главной мишенью социально-экономических преобразований в российском государстве, что непосредственно отразилось на состоянии репродуктивного здоровья и, как следствие, на количестве и качестве потомства.

Медицина традиционно отодвигала охрану здоровья женщин на второй план. Вплоть до настоящего времени немногие государственные программы уделяли внимание особенностям оказания медицинской помощи женщинам в разные возрастные периоды их жизни, а исследования, посвященные охране здоровья женщин, носили фрагментарный характер и практически не финансировались. В условиях реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" дети и беременные женщины были отнесены к так называемому неработающему населению, что автоматически отнесло их к гражданам "второго сорта", поскольку администрации муниципальных образований неохотно и нерегулярно выполняли свои обязательства по платежам в фонд ОМС за неработающее население. Кроме того, следует отметить, что к началу 90-х годов материальная база учреждений службы ОЗМиР в значительной мере отставала от материальной базы других служб здравоохранения, особенно в малонаселенных северных районах и на селе.

Финансирование медицинской помощи населению Дальневосточного федерального округа в 1994-1999 годах осуществлялось: в стационарах - за пролеченных больных, а в поликлиниках и амбулаториях - за выполненный объем посещений. В конечном итоге, если система стационарной помощи стимулировалась тем, что чем больше число пролеченных больных и уровень качества оказания медицинской госпитальной помощи, тем больше средств получали ЛПУ, то амбулаторно-поликлиническая служба активно сворачивала свои профилактические программы и уровень финансирования не зависел от результатов ее деятельности. В большинстве территорий округа с перегрузкой продолжала работать скорая медицинская помощь. Следует отметить, что расходы на амбулаторно-поликлиническую помощь населению, в том числе женщинам и детям, сокращались, особенно в части финансирования первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), где реализуется до 98 проц. всех технологий профилактической направленности. По разным оценкам в Дальневосточном округе соотношение расходов на стационарную и амбулаторную помощь в течение последних лет сформировалось на уровне 70-75 проц. к 30-25 проц. Кроме того, практика единого финансового учета стационарной и амбулаторной помощи стимулировала размывание границ расходов этих служб, что давало возможность продолжать отвлекать ресурсы из учреждений ПМСП. В конечном итоге такой механизм финансирования медицинских учреждений службы ОЗМиР стимулировал свертывание профилактических программ, в том числе и профилактических осмотров женщин и детей, что явилось причиной роста у них тяжелой и запущенной патологии и формирования дополнительных расходов на содержание службы. Основные усилия территориальных служб ОЗМиР в 90-х годах были сконцентрированы на лечении болезней, а не на их профилактике.

Что касается беременных женщин, то снижение профилактической направленности в работе акушерско-гинекологической службы отразилось на уровне репродуктивных потерь, показателях перинатальной и материнской смертности, которые в округе в течение последних лет выше среднероссийского на 30-40 проц. Анализ результатов деятельности служб ОЗМиР территорий округа показывает, что уровень репродуктивных потерь в большинстве территорий неоправданно высок. Так, в Хабаровском крае в 1990-1999 годах более 70 проц. от всех зарегистрированных беременностей заканчивалось абортами, что резко снижает эффективность работы службы ОЗМиР, поскольку значительные усилия акушеров-гинекологов края связаны с производством абортов и устранением последствий осложнений после них. Резко выросла экстрагенитальная заболеваемость женщин (анемии, болезни сердечно-сосудистой и мочевыводящей систем, дисфункции желез внутренней секреции и др.), функциональные и органические заболевания гениталий, эндометриоз и женское бесплодие.

Наши прогнозные оценки показывают, что основные демографические проблемы ближайшего будущего (низкая рождаемость, высокая смертность и отрицательный естественный прирост населения) сохранятся в 2010-2020 гг. Вероятно, рождаемость и средняя продолжительности жизни станут снижаться до тех пор, пока не будут решены реальные экономические проблемы большинства семей, пока не изменится репродуктивное поведение большинства женщин фертильного возраста.

Ответственность за будущее

Политические и экономические процессы последних лет, связанные с реформированием здравоохранения в субъектах РФ, а тем более в муниципальных органах исполнительной власти носят более динамичный характер, чем на федеральном уровне. Органы исполнительной власти на местах вынуждены принимать организационно-управленческие решения, способствующие устойчивости функционирования системы здравоохранения, зачастую не опирающиеся на федеральные нормативные акты.

Концептуальная основа региональной политики в здравоохранении должна обеспечивать единство и направленность региональных и федеральных интересов на реализацию конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья в современных социально-политических и экономических условиях. В особом положении в этой ситуации находятся матери, дети и подростки. Их интересы должны быть закреплены законодательными актами на всех уровнях. Механизм реализации региональной политики по охране здоровья женщин и детей заключается в формировании программы обязательств территории, гарантирующих матерям и детям субъекта Федерации бесплатную медицинскую помощь и методическое обеспечение ее реализации на региональном уровне, включающее порядок формирования и экономического обоснования программ государственных гарантий, а также системы ответственности за осуществление государственных обязательств в сфере ОЗМиР. Особенно приоритетным представляется реализация этого механизма для приграничных малонаселенных территорий Дальневосточного федерального округа, таких как Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Еврейская автономная область, поскольку проблема народонаселения для них является весьма важной сегодня и многократно усилится в 2010-2020 годах в контексте региональной экономики и геополитики.

Есть ли выход из сложившейся кризисной ситуации и какой? Полагаю, необходимо подготовить механизмы реализации на уровне территорий Дальневосточного федерального округа Концепции охраны здоровья матери и ребенка в территориях с низкой плотностью населения, разработанной Научно-исследовательской лабораторией общественного здоровья и организации здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета. Она предусматривает укрепление правовой защиты охраны здоровья матери и ребенка; поддержку семьи как естественной среды жизнеобеспечения; улучшение питания беременных женщин, детей и подростков; обеспечение воспитания, образования и развития детей; попечительство детей и подростков, находящихся в особо трудных обстоятельствах; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей среды семьи; совершенствование управления и финансирования службы ОЗМиР, организации медико-социальной помощи матерям, детям и подросткам (ПМСП, стационарная и скорая медицинская помощь); стандартизация и повышение эффективности деятельности учреждений службы ОЗМиР; преобразование в области лекарственного обеспечения, кадровой политики, развития медицинской науки и расширение социальной базы системы ОЗМиР.

На основании концепции предстоит сформировать перспективную модель службы ОЗМиР территории с учетом сложившегося демографического кризиса, уровня дефицита ресурсной базы и параметров долгосрочной межведомственной территориальной программы охраны здоровья матери и ребенка на 2001-2010 годы. Весьма важным для сегодняшнего дня является реализация системы управления межведомственной территориальной программой ОЗМиР с помощью координирующих структур на уровне Дальневосточного федерального округа и исполнительной власти территорий. Эти подходы должны отражать меры по выходу из кризиса с минимальными потерями и сохранением перспектив дальнейшего совершенствования службы ОЗМиР территорий с низкой плотностью населения. В конечном итоге приоритетность охраны здоровья матери и ребенка необходимо закрепить законодательными актами субъектов Федерации, принимая соответствующие программы в виде законов территориального уровня.

В числе первоочередных задач по преодолению негативных демографических тенденций, решить которые, на наш взгляд, должно правительство страны, органы исполнительной и законодательной власти на уровне субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа, следует рассмотреть:

- увеличение единовременного пособия в связи с рождением ребенка до 30-40 минимальных оплат труда;
- оплату до уровня прожиточного минимума отпусков по уходу за детьми до полутора лет;
- снижение платы за пребывание детей в дошкольных учреждениях до минимальной оплаты труда;
- возобновление государственных дотаций на производство детского питания и товаров детского ассортимента;
- предоставление льготного кредитования жилищного и иного обеспечения для молодых семей с детьми;
- принятие Закона Российской Федерации "О государственной политике в деле охраны материнства и детства в малонаселенных территориях Российской Федерации".

Промедление по формированию взвешенной демографической политики государства в территориях Дальневосточного федерального округа, изменению подходов к охране здоровья матери и ребенка может поставить под угрозу в будущем существование этой отдаленной провинции как составной части Российского государства.

Владимир ДЬЯЧЕНКО, заведующий Научно-исследовательской лабораторией общественного здоровья и организации здравоохранения ДВГМУ, доцент, кандидат медицинских наук.
Хабаровск.