Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Страсти по талону

Вот уже несколько месяцев в Мурманске не утихают страсти по поводу введенного порядка плановой госпитализации. Согласно ему, теперь лечь в больницу пациент может только с ведома участкового врача, имея на руках направление и номерной госпитальный талон. Несмотря на то, что такая практика была определена соглашением с участием Комитета по здравоохранению администрации Мурманской области, представителей фонда и страховщиков, муниципальных образований и самих ЛПУ, стационары восприняли ее как наступление на права и суверенитет больниц, отказавшись, по сути, принимать правила игры. Обратились за поддержкой к СМИ, населению, которое то ли не разобравшись, то ли намеренно введенное в заблуждение, заговорило о свертывании конституционных прав граждан...

Новые правила о главном

Начнем с того, что факт перехода на новые правила, скажем так, больничного обслуживания, был. С 1 июня 2000 года вступил в силу приказ Комитета по здравоохранению администрации Мурманской области № 217 "О правилах госпитализации больных в стационары Мурманской области, показаниях госпитализации", который регламентировал как порядок направления пациентов в клиники, так и перечень причин, по которым такое направление считается обоснованным. Конечно, взять на себя смелость классифицировать случаи экстренной и плановой госпитализации по всем нозологиям, и это в отсутствие государственных стандартов, мог далеко не каждый регион, но без него "стопорилась" вся задуманная широкая программа реструктуризации отрасли. Сами обстоятельства заставляли решать и действовать. При том что такой показатель, как обеспеченность койками населения Мурманской области, был несколько ниже средней российской цифры (102,5 против 108,2 на 10 тыс. жителей), здравоохранение развивалось по экстенсивному пути. Понимая, что именно стационарная помощь является наиболее дорогостоящей, а по расчетам разных источников амбулаторное больничное лечение соотносятся как 1:6 или 1:17, именно ей предпочитали иные виды помощи. Скажем, стационарная (круглосуточная) помощь (в койко-днях на одну тысячу жителей Мурманской области) в 1998 г. составляла 3333, в 1999 г. - 3196 , в 2000-м - 3102, при установленном федеральном нормативе 2812,5. То же и с услугами скорой помощи, которая стала едва ли не самым популярным видом обслуживания. Особая черта нашего человека заболевать внезапно привела к тому, что в прошлом году едва ли не каждый второй житель области обращался к службе "03". Показатель обращаемости за скорой медицинской помощью в прошлом году составил 396 вызовов на 1000 жителей, и это при узаконенном территориальной Программой госгарантий нормативе 318. Любопытно, что Заполярье является вовсе не сельским регионом и подавляющее большинство жителей - 93 проц. - имеют городскую прописку. Живут по соседству с поликлиниками, а лечатся на "скорой", и это при том, что деньгами медицинский кошелек не богат.

Как упорядочить больничные маршруты

Поставить своеобразные фильтры на пути потоков пациентов в стационары, роль которых должны были исполнить амбулаторные приемы, активизировать работу первичного звена - вот задачи, которые поставил Комитет по здравоохранению администрации Мурманской области, не уставая повторять, что надо учиться жить по средствам. Словом, затеяли сместить акценты на амбулаторно-поликлиническое звено, провести реструктуризацию, используя в качестве инструмента новую финансовую схему - оплату в системе медицинского страхования планируемых объемов помощи. Справедливости ради скажем, что это не мурманское изобретение, первый опыт работы по такой схеме предложили медики и страховщики Кемерова, опыт которых был адаптирован к условиям севера. Несколько лет сотрудники Комитета по здравоохранению администрации Мурманской области знакомились с положением дел своих коллег, ездили в командировки. Осенью 2000 г. с участием кемеровчан провели в Мурманске 3-дневный семинар "Планирование и финансирование территориальной Программы госгарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью для всех уровней управления". Из участников сформировали рабочую группу, рассмотрели несколько вариантов возможных систем оплаты и большинством голосов (!) остановились на методике планирования объемных показателей. Параллельно разработали нормативную базу, уже упомянутые правила и показания госпитализации, а также подготовили поликлиники к предстоящей большой и ответственной работе. Тут позволим себе сделать некоторое отступление.

О бедных политиках замолвите слово

Созданная в конце 60-х годов участковая система медицинского обслуживания была признана ВОЗ одной из лучших в мире. Программа национальной диспансеризации, профосмотров позволяла держать судьбу едва ли не каждого человека под бдительным оком медиков. Участковый доктор был кем-то вроде первой фигуры, от которой зависело, как и чем лечить пациента. Но с годами, особенно в период развития страховой медицины, роль его была низведена так, что узаконенные направления на госпитализацию превратились не более чем в бумажки. Набравшие вес доктора стационаров решали судьбу больного, не будучи распорядителями кредитов - деньги все же давало государство и страховой фонд, - между тем переключили на себя формирование пациентопотоков. Что из всего этого получилось, свидетельствуют факты. Очередь на плановую госпитализацию лиц, направляемых в больницы поликлиниками Мурманска, в 2000 году составляла в среднем от 3 недель до 3 месяцев. Престиж профессии упал настолько, что она начала стремительно стареть и терять профессионалов. Скажем, укомплектованность участковой службы поликлиники № 5 города Мурманска, а это лучшее в регионе учреждение, составила на конец 2000 г. 66 проц. Только три участковых доктора - моложе 30 лет, все остальные - старше 50.

Талон как средство капитализации

"Надо было поднимать роль этих специалистов", - прокомментировала ситуацию консультант отдела Комитета по здравоохранению администрации Мурманской области Галина Богдановская. И хотя, воплощая свою задачу, организаторы реструктуризации не избежали волюнтаризма, а право плановой госпитализации пациентов исключительно по решению поликлиник было запущено упомянутым уже приказом № 217, эффект от нововведения получили неплохой. Так, проведенная в течение полугода акция по категорированию поликлиник, в ходе которой комиссионно определялся медико-технический и профессиональный статус ЛПУ, а вместе с ним и размер подушевого норматива, заставили амбулаторно-поликлиническую службу региона начать переоснащение и подтянуть к себе кадры. Только в поликлинике № 7 и только за последние несколько месяцев 2000 г. были внедрены 7 новых диагностических методик, включая УЗИ. Базу для организации лечения пациентов на догоспитальном уровне худо-бедно создали. Весь же объем плановой стационарной медицинской помощи, предусмотренный территориальной Программой госгарантий на 2001 г., исходя из потребности госпитализации и финансовых возможностей, перевели_ в талоны. Они отныне стали ликвидной формой расчета между ЛПУ и фондом ОМС. Запланировано было пролечить, условно говоря, 500 плановых больных терапевтического профиля, столько выпустили в обращение талонов. Как в любом солидном банке, терминологию которого использовали, медики предусмотрели форс-мажорные обстоятельства. Все случаи заболеваний в связи с ЧП, иными причинами, подстраховывал так называемый резервный страховой фонд. Установлены жесткие коридоры риска для экстренной госпитализации. Его размер - 5 проц., надо сказать, вызвал нарекание у экспертов, в частности у И.Шеймана, директора Фонда реформирования управления и финансирования здравоохранения "Здравконсалт", но не исключил право стационаров запрашивать дополнительные ресурсы. Для этого требовалось только одно - квалифицированное обоснование необходимости сверхплановой госпитализации.

Много шума из-за ничего?

Все такого рода шероховатости, а их, справедливости ради скажем, было немало, ряд главных врачей стационаров использовали как средство неприятия нововведений. Ярыми противниками выступили руководители трех крупнейших в Мурманской области больниц - Мурманской областной, больницы скорой медицинской помощи и "Севрыба". Публикация открытого письма в региональных СМИ вынесла дискуссию из профессиональной среды, что называется, в народ. Тогда же были оглашены факты, что с начала 2001 года, то есть с момента введения нового порядка направления в больницы, на 15 проц. повысилась экстренная госпитализация в БСМП (читай - участковые врачи пропускали случаи острой патологии). Показатели простоя больничной койки в Мурманской областной больнице зашкалили, да так, что уровень зарплаты отдельных категорий работников существенно снизился. Заняв позицию клиник, мэр Мурманска Олег Найденов отказался подписывать соглашение о муниципальном заказе, хотя он содержал "мягкое", всего на 2 проц. к данным прошлого года, снижение объемов госпитальной помощи.

У времени в плену

Что же так возмутило администраторов, руководителей опытных, грамотных, высоких профессионалов. Возможно, взыграли амбиции лидеров, на самостийность которых покусился Комитет по здравоохранению, возможно, пытались отодвинуть неотвратимую задачу реформирования ЛПУ с учетом новых реалий. Ведь что получалось, только за последние десять лет в медицине произошла настоящая техническая революция, на смену ручному пришел машинный труд, компьютеры. Изменилась демографическая ситуация так, что Мурманская область попала в десятку первых субъектов РФ с самыми высокими темпами снижения населения. А количество штатных занятых врачебных должностей в учреждениях Минздрава России по Мурманской области за три года снизилось лишь на 12 единиц. Ну как в поговорке про семерых с ложкой, которая отчасти объясняет причину низкой зарплаты персонала. С другой стороны, главные врачи не мотивированы на сокращение больничных мест. Их доход, довольствие врачей, как много лет назад, зависит от количества коек. Пусти их "под нож", сам останешься на мели. И кто, скажите, на такое финансовое самоуничтожение пойдет! Вот стационары и держат глухую оборону, а продекларированная реформа реструктуризации здравоохранения в национальном масштабе, что называется, топчется на месте.

Старые нормативные документы нуждаются в серьезной корректировке. Тут есть над чем поработать Министерству здравоохранения РФ, за которым несмотря ни на что и сегодня государством оставлена роль главного менеджера и распорядителя. Ну, рискнули мурманчане начать структурную революцию, так выскажите свое мнение на этот счет. Ошиблись - поправьте. Проявили инициативу - поддержите своим авторитетом, силой слова, влияя на общественное мнение, которое проходит известный эволюционный путь: "Ваше предложение - просто бред". - "А может, стоит попробовать?" - "Да как же мы без этого жили?!"

Наталья АНТИПЕНКО, соб. корр. "МГ".
Мурманск.