Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Ожог

По Нижнему Новгороду среди населения поползли устрашающие слухи, что-де в областной клинической больнице им. Н.А.Семашко не только лечат, но, бывает, и калечат... Повод дал случай, тщательно поначалу скрываемый даже от служебного расследования. Что же произошло?

Несколько лет назад в перечень платных услуг больницы добавилась еще одна - неординарная, каких нигде больше в ЛПУ города и области не оказалось. Рентгеновские лучи здесь стали использовать для удаления следов косметических операций, устранения нежелательных грубых послеоперационных шрамов на теле и т.п. Услужливая реклама быстро привлекла пациентов положительными результатами рентгенотерапии. До поры до времени все шло своим чередом и без каких-либо осложнений. И вдруг... В тот роковой день сеанс приняли девять человек, в том числе девятилетний ребенок. А через несколько часов все они почувствовали неладное: жжение на пролеченных участках кожи, покраснение век (у тех, кто подставлял под "целительные" лучи лицо), другой болезненный дискомфорт. На обращения с жалобами к лечащему врачу-рентгенологу тревожной реакции не последовало - ничего, мол, страшного, обычная аллергия, пройдет. Но не проходило, и пострадавшие стали обращаться за медицинской помощью к другим специалистам, в иные инстанции. К настоящему времени ситуация под строгим контролем Минздрава России. Побывавшие на месте происшедшего специалисты из Москвы обследовали больных, получивших лучевые ожоги, назначили сроки консультаций в специализированной столичной клинике и, если возникнет необходимость гарантировали квалифицированное консервативно-оперативное лечение. Компетентная комиссия проверила правильность организации работ в больнице с применением рентгенотерапии. Дело по факту нанесения вреда здоровью расследует сейчас нижегородская прокуратура. И все-таки, как подобное ЧП могло произойти?

Вот что выяснилось из беседы собственного корреспондента "Медицинской газеты" с руководителем отдела радиационной гигиены Нижегородского областного центра госсанэпиднадзора Павлом Шомполовым.

- Павел Григорьевич, какой вывод из случившегося сделала ваша служба?

- Случай, конечно, из ряда вон выходящий. Аппарат был исправен, хотя устарел морально и физически по всем параметрам, в общем 30-летней давности выпуска. Когда после случившегося стали искать с Департаментом здравоохранения, где еще такие аппараты могли быть использованы, не нашли - все давно разобраны. Да и применялись они не широко, в основном лишь в онкологической практике. Трудно упрекнуть специалистов этой больницы в том, что при нашей бедности попытались извлечь из бездействующего оборудования какую-то пользу. Кстати, получали неплохие результаты, как показал анализ. Давно доказано, что рентгеновское мягкое излучение благоприятно воздействует на коллагеновые волокна рубцов, образовавшихся в момент травмы в результате плохого заживления или оперативного вмешательства. Другое дело, что в данном конкретном случае была нарушена технология применения аппарата.

- В чем это выразилось? Вопреки методике сознательно увеличено время сеанса или медицинская доза излучения?

- Конечно же, все получилось непреднамеренно. Каждая операция идет в определенном поле. Размеры его и сила облучения меняются с помощью так называемой насадки с защитным фильтром, которая навертывается на рентгеновскую трубку. Вероятнее всего, фильтр, сдерживающий основной поток энергии, был удален машинально при смене насадок, а врач, приступая к процедуре, не обратила внимания...

- Выходит, нарушены правила радиационного ведения работ?

- Случай должен послужить уроком не только персоналу, обслуживающему ту установку. Ни в коем случае нельзя полагаться на авось. Правила гласят: перед началом работы с любым рентгеновским прибором, будь то технический или медицинский, обязательно надо тщательно осмотреть его состояние.

- Кто за этим должен следить и как часто?

- Понятно, тот, кто работает с рентгенаппаратом. И проверять ежедневно.

- Но должен же существовать и над "стрелочником" контроль, нужно регулярно проводить обследование медицинских аппаратов. Видимо, осуществлялись эти платные рентгенопроцедуры на правовой основе?

- В том-то и дело, как показала проверка, надлежащих прав на ведение таких медицинских услуг у врачей рентгенологов не было. Их деятельность не подтверждена документально ни по одной позиции. Не было ни лицензии, ни санитарного паспорта, ни согласованных с соответствующими органами методик. Со своей стороны мы готовили плановую проверку, случай ускорил ее начало. Все, что смогли они предъявить, так это разработки, точнее, выдержки из научных диссертаций московских авторов на данную тему 50-60-летней давности. Необоснованная рентгенотерапия, разумеется, приостановлена, рентгенаппарат из отделения изъят и разобран. Главное теперь - впредь не повторять подобных ошибок - ни со стороны врачей, ни со стороны организаторов здравоохранения.

Инна ЕВСИКОВА, соб. корр. "МГ".
Нижний Новгород.