Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

На острове

Но вот уже и президент Владимир Путин побывал в городке, убедился, что строители обустроили людей. А о страшных днях вспоминают до сих пор...

Несколько врачей Ленской улусной (районной) больницы республики Якутия (Саха) вступили в борьбу со страшной стихией - наводнением, которое полностью затопило город и немалую часть его стерло с лица земли. Среди тысяч пострадавших оказались и более 400 семей работников райбольницы. Стихия отступила, но медперсоналу вновь не до личных проблем: дополнительным грузом на плечи в основном женского коллектива легли обязанности по медицинскому обслуживанию 7-тысячной армии строителей, приехавших на восстановление города. Ленские медики выдержали удары природной и социальной стихий.

Подъем с переворотом

Вода подошла к городу с тыла глубокой ночью. Река Лена, зажатая 100-километровым ледяным панцирем 2-метровой толщины, поднялась по руслам своих притоков Мухтуя и Мурья, переполнила чаши небольших озер у подножия горы Белый Шаман и залила город. Больничный городок оказался прямо на острие ледяных потоков. Они хлынули в подвальные помещения, склады, стали заливать.

- Нельзя сказать, что наводнение застало нас совсем уж врасплох, - вспоминает главный врач больницы Любовь Бакова. - Половодье 1998 г. многому научило. Мы полностью освободили подвалы от продуктов, техники, мебели, медикаментов. Все это подняли на верхние этажи. Перевели все детские палаты и тяжелобольных на второй этаж. Но в 1998-м вода залила первый этаж лишь на 18 см, а тут ...

... Тут стихия останавливаться явно не собиралась. Конечно же, работал штаб по подготовке больницы к наводнению, не спали сотрудники городской службы спасения и управления городом. Но когда в кабинетах первого этажа и палатах воды стало по колено, Тамара Каретникова, на тот момент дежурный заместитель главврача, поняла, что пришла большая беда. Оборудование, документацию, компьютеры, пристроенные было на шкафы и стеллажи, начали поднимать на второй этаж. Работали все: дежурные врачи, медсестры, ходячие больные. Это происходило ночью в кромешной тьме, под грохот взрывов электрических подстанций, залитых водой. Вместе с первыми струями воды, появившимися на полу коридора второго этажа в души больных и врачебного персонала вполз ледяной страх. Но дежурная служба не сдавалась. Было уже ясно, что река не остановится и спасаться надо на крышах зданий. Город погрузился во тьму - в целях безопасности электричество было отключено.

- Когда приходит беда, то вначале не знаешь, за что и браться, у кого что спрашивать, ибо совершенно непонятно, кто и кому подчинен и что может для тебя сделать, - вспоминает Тамара Каретникова. - Но скажу честно: паники не было. Первым делом, мы приготовили специальные места на крышах зданий и развели костры - дров вокруг плавало предостаточно. Накипятили воды и простерилизовали инструменты, ибо ни операции, ни роды отменить было невозможно. В эти дни у нас родились трое малышей. Мы оперировали тяжелобольных. Конечно же, знали, что нас не бросят. Но, согласитесь, жить и работать в таких условиях на больничном острове довольно сложно.

Несчастье нельзя представить. Его можно только пережить. Любовь Бакова раздобыла лодку и устремилась первым делом в больничный городок. Убедилась: все живы, все в порядке. Затем поплыла к начальству решать насущный вопрос - снабжение питьевой водой (она в Ленске, да и во всей округе скверная), продуктами питания и транспортом. Раздобыла переносной электрический генератор, и в городке появилось электричество. Связалась с руководством в Мирном и Якутске - и пришел вертолет за тяжелобольными. Его сажали прямо на крышу новой поликлиники. Организовала дежурство больничного персонала.

Из 850 работающих у почти 500 дома оказались затопленными, и люди стояли перед проблемой: выполнять свои производственные обязанности или спасать личное имущество. Бакова без сна и отдыха кружила на лодке по городу - сотни людей ждали от нее помощи и решительных действий. Стихия не только нанесла больничному комплексу огромный ущерб, она перевернула всю жизнь коллектива, заставила по-новому взглянуть на социальные, бытовые, производственные и прочие проблемы, полностью перекроила весь старый больничный уклад.

Когда вода схлынула, то основательно испорченными оказались не только здания самой райбольницы, но и СЭС, двух аптек, женской консультации, противотуберкулезного диспансера, молочной кухни, наркодиспансера. Полностью уничтожено здание амбулатории в поселке Салдыкель. Тут бы и взяться за восстановление разрушенного общественного и личного хозяйства, но ...медицина - сфера особая с непрерывным процессом. Если большинство горожан начали работать в две смены (на работе и дома), то коллективу врачей и медсестер Ленской райбольницы пришлось вкалывать в три смены - на город обрушилась новая "стихия" - 7-тысячная армия строителей.

Добро нечаянно подкинут, когда его совсем не ждешь

- За каждым из нас закрепили строительные палаточные городки, стройплощадки, - вспоминает терапевт Людмила Потапова. - День ведешь прием здесь, в поликлинике, а к вечеру бежишь на свой объект к строителям. Их, конечно, поставили в сложные условия. Для проживания обещали (по их словам) гостиницу, питание в столовой. Жить пришлось в палатках, а питаться по-походному. Мы провели вакцинацию всех от брюшного тифа, постоянно контролировали санитарное состояние городков. Да и сами строители держались стойко.

Немало трудностей выпало и на семьи медиков. Практически каждый врач, специалист среднего звена "утонул". Разгребать распухшую от воды мебель из прессованных опилок приходилось по ночам. Сушить то, что осталось от белья и верхней одежды. Старшие же дети и вовсе остались без родительского присмотра. Традиция быть при них во время вступительных экзаменов в вузы нарушилась. Ленская молодежь в этом году пробивалась в большую жизнь самостоятельно.

Впрочем, нельзя сказать, что коллектив Ленской райбольницы был всеми позабыт-позаброшен в этот катастрофический по физической и моральной нагрузке период. Да, удар стихии приняли в одиночку и с честью выдержали. Но назвать их Робинзонами можно с большой натяжкой.

Первым с "большой земли" к ним примчался заместитель министра здравоохранения республики Якутия (Саха) Александр Сидоров. Как причалил к их затопленному городку, так и жил, работал, пока ситуация не наладилась. Ему на смену приехали другие заместители министра. Затем начали присылать на помощь специалистов - невропатологов, психоневрологов, эндокринологов и др.

В больницу поступили пожертвования от московской городской организации "Врачи без границ", московского Центра медицины катастроф, многочисленных международных организаций Красного Креста. Медикаменты, перевязочные материалы, инструменты, оборудование, гигиенические наборы, постельное белье, детское питание, стиральный порошок и так далее - получение всего этого позволило наладить больничный быт. Ремонт зданий взяла на себя акционерная компания АЛРОСА. Может быть, именно всеобщее внимание к беде и позволило коллективу медиков из Ленска вынести на хрупких женских плечах тяжелый груз.

- Сейчас уже легче. Я наконец выспалась, - без улыбки шутит главврач Любовь Бакова, - забот еще очень много, но это обычная текучка.

Опасное состояние - коллектив, перемешанный стихией

- Так хотелось нам уехать отсюда, - грустит санитарка Мария Стецкив, - уже и с родственниками в Омске договорились, и жилплощадь зарезервировали. Да вот беда - жилищный сертификат вовремя не выдали. Теперь получили новую квартиру - три комнаты на шесть человек. Такой у нас в жизни никогда не было. А домой хочется...

Такой душевный дискомфорт сейчас у многих врачей, среднего и младшего медперсонала. Вроде бы и подъемные получили по 50 тыс. руб., и жилье взамен разрушенного дали, а покоя нет. Деньги сразу ушли на покупку самого необходимого - теплой одежды и мебели. Но ведь немалая часть коллектива осталась и без этих пособий, потому что "не утонула". Хотя живет в таких "хоромах", что доброму человеку показать стыдно. Однако комиссия специалистов бюро технической инвентаризации определила - жить в нем можно. Можно, но не хочется... Рядом-то - вон какие поселки выросли!

К бытовым и душевным неурядицам добавилась новая нагрузка - необходимо провести перепись населения в отстроенных поселках и в тех, что остались после наводнения. Явно потребуется перекройка участков и перераспределение нагрузки между участковыми врачами. Срочно нужно провести диспансеризацию всех проживающих в районе, отремонтировать ФАПы, оборудовать их. Уже начали вакцинацию населения против гриппа. Готовятся ленские медики и к так называемому откату - резкому возрастанию заболеваемости после того, как проходит нервный стресс. Только в день моего приезда в город я насчитал три похоронные процессии. Что-то будет дальше...

- Строители нас не подвели, - размышляет терапевт Людмила Потапова, - всего лишь один случай малярии "привезли". Мы его блокировали. Венерические болезни даже сократились - до потопа их было больше. А вот наши, местные больные теперь пойдут, хотя может быть, по-разному.

Мы "разложили" с Людмилой Алексеевной статистику, и вот что получилось. В 1998 г. (тоже потопном) произошла резкая вспышка инфекционных заболеваний среди местного населения - 1112 случаев. Тогда же обострились сердечно-сосудистые заболевания - 466 случаев, в том числе 33 инфаркта миокарда. Отмечен тот год и простудными заболеваниями - 3686 случаев, и проблемами с органами пищеварения - 304 случая (26 язв), и остеохондрозами - 801 случай.

Любопытен следующий после наводнения 1999 г. Инфекционные заболевания пошли на спад - 183 случая. Зато возросли сердечно-сосудистые - 846 случаев, в том числе 112 инфарктов миокарда. Частота простудных заболеваний снизилась, но не очень - 3465 случаев. "Захандрили" органы пищеварения - 446 случаев, в том числе 39 язв. Остеохондрозы пошли на спад - 706 случаев.

Катастрофа нынешнего года пока на ленчанах не сильно отразилась (может быть, они уже привыкли к жизни в чрезвычайной ситуации и адаптировались к ней?). За 9 месяцев лишь 350 больных различными инфекциями, 481 с сердечно-сосудистыми патологиями, 3440 традиционно простуженных, 662 страдающих остеохондрозом. Лишь болезни органов пищеварения обострились - 615 случаев, в том числе 47 язв. Но эти заболевания, как, впрочем, и остальные, пока местные медики списывают на строителей.

Преданность без границ

- Что же это такое? Оставили человека без помощи! Как так можно жить?! - разорялась в приемной главврача дородная женщина-фельдшер, - Сколько можно терпеть такое беззаконие? Брошу все, не буду больше работать, - закончила не очень уверенно.

Любовь Николаевна болезненно морщилась, слушая это выступление, и тихим голосом просила ораторшу идти и работать. Сотрудница, пояснила она мне, не попала под затопление. Все вокруг получают помощь одеждой, едой, деньгами, а ей не дают - не положено. Ну, не пострадал человек, вот беда какая... А вот истинных тружеников - медсестру хирургического отделения Любовь Бабанину и Валентину Лукьян я так и не встретил: отдежурили и - на "водолище" (как на пепелище). Не нашел я и легендарную сестру-хозяйку Алену Серебрянникову, которая на себе таскала мебель с нижних этажей на крышу. Не было в тот день и знаменитой в больничном городке главной медсестры Татьяны Шачиной, которая бессменно дежурила здесь все наводнение.

- Вообще, о роли среднего медперсонала в таких ситуациях надо говорить отдельно, - призналась главврач Любовь Бакова, - конечно, у нас врач не барин, но медсестра все-таки - полноправная хозяйка. Без этих работников, а они все у нас женщины, без их мужества, терпения, преданности своему делу, вряд ли мы так достойно вышли из ситуации. Да, помощь извне была, но 90 проц. всего труда легло на плечи наших сотрудников.

На прощание я еще раз прошел по коридорам поликлиники. Хлопотала в новой регистратуре регистратор Елена Сережкина, перешептывались в очереди к врачу посетители. В кабинете терапевта Людмилы Потаповой вдруг увидел календарик "Медицинской газеты", аккуратно исписанный номерами телефонов и другими пометками.

- Выписываем регулярно и читаем с удовольствием вашу газету, - перехватила мой взгляд Людмила Алексеевна, - вы не потеряли главное - чувство профессионализма. Тщательно изучаем "Конспект врача", рекомендации по работе в условиях эпидемий (очень актуальная тема для нас). Информация у вас полезная как научная, так и событийная. Мне бы и кроссворд на медицинскую тему не помешал - мозги должны работать постоянно. Привет вашим коллегам и спасибо за поддержку.

Свою благодарность всем, кто помог выжить в трудную минуту, выразила и главврач Любовь Бакова. Передаю с удовольствием.

Сейчас в Ленске уже настоящая зима. Новые микрорайоны расположены от центра в нескольких километрах. Транспортная проблема пока не решена, и врачам Ленской улусной (районной) больницы приходится преодолевать немалые расстояния по пустынным заснеженным дорогам до своих пациентов. В этом году река Лена поднялась в половодье почти до 22 м. Построенная недавно дамба рассчитана на 17,5 м. Руководители говорят, что она выдержит новый паводок. Им виднее. В любом случае хочется пожелать чудесному коллективу ленских медиков если уж не сухих тротуаров по весне, то счастливого всплытия.

Анатолий ЕМЕЛЬЯНОВ.
Ленск - Мирный - Москва.