Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Нескромное обаяние оценщика здоровья Kашина

Есть такая диссертация!

Кто не знает в Хабаровске Владимира Ивановича Кашина! Математик по образованию, экономист по призванию, медик по заслугам, философ по складу ума, в общем, Эмпедокл нашего времени... Сентенции директора Дальневосточного центра оценки ресурсов здоровья "Дальрейтинг", лежащие на стыке интересов медицины и экономики, ошарашивают не проходящей новизной. Чего стоит, например, высказанное еще 10 лет назад предложение считать здоровье человека частной собственностью и в то же время ограниченным природным запасом наряду с углем, нефтью, рыбой, который можно измерять в деньгах, а не только "линейкой" - ожидаемыми годами оставшейся жизни.

Говорят, кашинские идеи опережают современную эпоху на многие годы. Друзья-соратники взирают на 55-летнего их автора с гордостью и... явным сочувствием: в России ученые такого полета зачастую при жизни остаются непризнанными. На что Владимир Иванович по обыкновению обаятельно усмехается: уж он-то рассчитывает на Нобелевскую премию, никак ни на меньшее, а ее не вручают посмертно.

Ох, уж это нескромное обаяние будущего Нобелевского лауреата...

Увлекшись в студенческую пору одновременно ходьбой на лыжах и велосипедным спортом, Кашин объявил во всеуслышание о своей цели: "Хоть пополам разорвусь, но буду первым и на лыжне, и на шоссе!" Тренеры оценили юношеский максимализм, решили поберечь парня и разыграли его в шахматы. Партию выиграл велосипедист, поэтому честолюбивый воспитанник остановился в лыжном забеге на кандидате в мастера спорта, но выполнил норматив мастера по велогонкам.

Собственно, спортивные пристрастия, вначале в университете, а потом в период работы по специальности в одном из технических НИИ, и "раскрутили педали" настоящего призвания Кашина. В горбачевскую перестройку, он, записной противник вредных привычек и приверженец самооздоровления, задумался: почему в нашей стране не существует закона о здоровье? Каким он должен быть? Не преминул спросить об этом ученых мужей, когда прорвался на трибуну крупного международного медицинского форума, проходившего в Новосибирске, и сам же попытался ответить. Медики дали "технарю" минуту на выступление, а обсуждали услышанное до закрытия конференции.

То, что последовало затем, случается чаще в кино, чем в жизни. Рядового сотрудника заштатного НИИ, этого хабаровского "выскочку", не имевшего на тот момент за душой даже кандидатской диссертации, включают в творческую группу (числом всего шесть человек) для подготовки законопроекта союзного значения о здоровье!

После такой призывной улыбки фортуны начатая Кашиным работа над научным исследованием "Интенсификация развития трудового потенциала на основе самооздоровления населения" пошла, словно вприсядку... Защита ввиду явной радикальности заявленной темы оказалось сложной, но успех был полный. Вот почему однажды, услышав по ЦТ сетования тогдашнего министра здравоохранения РСФСР В. Калинина на то, что в стране нет ни одной диссертации по экономике здоровья, Кашин удивленно присвистнул. И побежал отбивать телеграмму в Москву: "Есть такая диссертация!".

150 невидимых Хиросим

Мы часто слышим и говорим: "Здоровье бесценно". Скорее всего, это красивая риторическая фигура, нежели действительный факт. Любое государство во все времена относилось к доброму здравию своих подданных, точно к некоему дарованному свыше неисчерпаемому природному богатству. Недаром академик В.Казначеев однажды заметил по этому поводу: "Здоровье человека выкачивается, как газ из-под земли". Однако же первым, кто подошел с экономических позиций к проблеме, был живший в уже далекие 30-е годы российский социал-гигиенист С. Томилин: "До сих пор еще встречающийся взгляд на человека, как на природное благо, существующее в избытке, должен быть в корне, радикально изменен. Образование, "обмен" и амортизация его должны быть так же подробно изучены, как это делается по отношению ко всем хозяйственным ценностям".

Кандидат экономических наук хабаровчанин Владимир Кашин спустя 60 лет выполнил этот завет. Назначенный в 1991 г. в ответ на свою телеграмму в Минздрав заведующим Дальневосточной лабораторией социально-экономических проблем здоровья - хабаровским филиалом московского НПО "Медсоцэкономинформ", он создал прообраз первого и до сих пор единственного в мировой практике исследовательского центра, который стал оценивать человеческий капитал - здоровье. Он первый провозгласил лозунг: "От нездоровой экономики - к экономике здоровья". Разработал уникальный инструментарий не только для программирования индивидуального здоровья и долголетия, но и для управления ресурсами на корпоративном и национальном уровнях.

Да, и на национальном тоже. По большому счету, все, чем Владимир Иванович занимается на протяжении 15 лет, подчинено глобальной цели - сформировать международное пространство здоровьеориентированных экономик (данный термин и понятие "ресурсы здоровья" введены в употребление им) и перейти к новой парадигме здравоохранения как реального сектора экономики.

О чем идет речь? Развитие национальных и региональных экономик, по мнению ученого-дальневосточника, сдерживается сегодня недооценкой здоровья как экономической и полисистемной категории. Между тем, если вдуматься, это первейший стратегический, производительный, хотя и крайне ограниченный ресурс, и он достоин быть отнесенным к национальному богатству. Ведь главная его часть зарабатывается путем расходования человеческого капитала, естественной основой которого являются резервы здоровья. Грешно на таких несметных сокровищах сидеть как собака на сене, когда ими нужно умело распоряжаться и строить на этом экономику государства!

- В сравнении с генетическим потенциалом человека 120-140 лет земной наш век короче вдвое - 60-70 лет. Почему, как думаете? - прищуривается эмоциональный Кашин. И с решительностью матадора, без промедления наносящего точный удар, огорошивает:

- Потому что в большинстве стран сложились "нездоровые экономики", другими словами, здоровье не служит ни объектом, ни критерием, ни целью их развития. Давайте посмотрим на структуру валового национального продукта России: 80-82 % - доходы от продажи нефти, газа, металлов, 12 - амортизация основных фондов, созданных за последние 10 лет, и только 6-8%. - то, что реально произведено за счет человеческой энергии, здоровья. Да ведь с такой экономикой мы недалеко ушли от первобытного общества, когда выживали за счет охоты на диких зверей и собирательства...

Может показаться, ученый проповедует экономический экстремизм. Но так ли это?

- Здоровье - высшая ценность человека, его капитал. Поэтому пора ввести платежи за потребление и сверхпотребление этого ресурса, - продолжает Кашин. - Жители Хабаровского края пьют воду, а ею порой и умываться-то небезопасно. Месяцами дышат дымом лесных пожаров. Это топор, занесенный над качеством жизни! Но много ли жалоб в судах на его острие? Их нет!

Владимир Иванович произвел однажды подсчет потерям Хабаровского края и России, связанным с низкой продолжительностью жизни. По этому критерию наша страна отстает от Японии в среднем на 15-20 лет. Взяв его за исходную, а также то обстоятельство, что в атомной бомбардировке Хиросимы погибло 250 тыс. японцев, исследователь обнаружил: потери только одного поколения составляют в Хабаровском крае 1,5 Хиросимы, а в России - 150 Хиросим.

Можно ли всерьез говорить о реальной экономике в государстве, коль ее уклад сродни общинному порядку питекантропов, существовавших миллион лет назад, а наша "индустрия здоровья" безвылазно находится, в сущности, на военном положении?

Продекларируем... здоровье

Есть китайская пословица: "Дорога в тысячу миль начинается с первого шага". Кашин не устает ее повторять, когда его спрашивают, как стать здоровым и богатым. Нужно перво-наперво обзавестись декларацией о своем здоровье или, если угодно, паспортом здоровья. В "корочки" заносятся ваш рейтинг здоровья, предложенная программа оздоровления. Для частных лиц такой паспорт - очень конкретный механизм стимулирования собственной заботы о своем физическом самочувствии. Для предприятия - "прозрачный" гроссбух, фиксирующий потери из-за "недовложений" в здоровье работников и приобретения за счет инвестиций туда. Для государства - это статистика, бесценная панорама качества здоровья (и качества жизни) всех своих граждан.

Хабаровский ученый сделал расчет: если на самых проблемных уровнях управления ресурсами здоровья - корпоративном и региональном мы перестанем относиться к ним, как к дармовой струе из бездонной бочки, то уже через 4-5 лет сможем реально выйти на среднюю продолжительность жизни 75-80 лет.

Сказки, возможно, усомнится читатель. Но будет ли прав? Вот некоторые сравнительные результаты двух тестирований управленческого аппарата одного из государственных предприятий (промежуток во времени - 13 месяцев). У семерых сотрудников посредством оригинальной методики оценивались потенциал здоровья, ожидаемый срок долгожития, ресурсы здоровья в натуральной и денежной оценке, износ ресурсов здоровья и эффективный возраст (сумма трех критериев: физического здоровья, образа жизни и инвестиций в здоровье). Средний положительный уровень полученных значений оказался весьма невысок. Однако через 13 месяцев монотонная кривая - показатель ожидаемой продолжительности жизни - опустилась на 11 пунктов дальше, чем при первом тестировании, что прибавило участникам мониторинга в среднем 11 лет жизни. Износ ресурсов здоровья уменьшился в свою очередь на 10 %. А эффективный возраст с 46 лет сократился до 41 года.

Что же произошло? Получив на руки кашинской разработки паспорта здоровья, трое человек сразу установили очистители воды на кухню, двое стали принимать БАД, четверо увеличили время занятий утренней гимнастикой на 7-8 минут, еще четверо включили в ежедневный рацион растительную пищу, все до единого стали меньше сидеть у телевизора.

- Многие вложения чепуховые, но каков результат! - подытоживает мой собеседник. - Важно, оказывается, просто оценить ресурсы здоровья человека, чтобы он без уговоров стал себя "инвестировать".

Приказано не замечать!

Практически "на сносях" у Владимира Ивановича многомесячный труд - "Паспорт здоровьеориентации экономики Хабаровского края". Кашина можно было поздравить, если бы не одно весомое "но": паспорт этот вряд ли когда-нибудь будет востребован. Дай Бог, ошибиться, однако же факты - упрямая вещь: только одна треть из выданных им "на-гора" научных разработок" нашла благодатную почву.

Вот тут, увы, кончается киношная романтическая бодяга о счастливом приобретении ученым-самородком с "периферии" минздравовских "помочей". И начинается история про злоключения первого в истории России оценщика здоровья, блистательные наработки которого чиновники беспардонно "уценили".

История эта ведет отсчет с начала 1997 г., когда новый министр здравоохранения упразднил своим приказом Дальневосточную лабораторию социально-экономических проблем здоровья, посчитав, по-видимому, что "прикладная экономика" отечественной медицине нужна точно так же, как корове седло. Ликвидация обосновывалась "систематическим невыполнением хабаровским филиалом НПО "Медсоцэкономинформ" договоров на создание научно-технической продукции". Однако концы с концами не сходятся: подобные упреки из Москвы раньше не звучали и не могли звучать в принципе, ибо руководители центрального офиса не раз признавались на всевозможных конференциях, публично обращаясь к Кашину и его сотрудникам: "В вопросах экономики мы ваш филиал!".

Но главное, уникальное хозрасчетное предприятие все семь лет своего существования производило продукцию, которая пользовалась бешеным спросом. Заключались договоры с лечебными учреждениями на оценку качества оказания медицинской помощи по оригинальной методике. На кашинскую разработку оценки морального вреда жизни и здоровью вследствие ДТП, профзаболевания, некачественной медицинской услуги опирались судебные процессы в Хабаровске. А уж как был востребован предлагаемый Дальлсэко мониторинг индивидуальных ресурсов и программ здоровья...

К идеям Кашина никогда не стоял спиной Дальневосточный государственный медицинский университет: Владимира Ивановича пригласили участвовать в создании кафедры экономики здоровья в качестве старшего преподавателя.

Неудивительно, что дальневосточная лаборатория, которую еще за год до приказа о ликвидации прекратил финансировать НПО "Медсоцэкономинформ" (не в намерении ли головной конторы избавиться от своих внушительных долгов была зарыта собака?), сумела три с половиной года продержаться в "подполье"...

Надо ли говорить о том, что руководители краевого органа здравоохранения гнули линию вышестоящего начальства, а потому кандидат экономических наук не единожды, придя на работу, оказывался у заваренных газосваркой железных дверей? За Кашина тогда стеной стали руководители ЛПУ Хабаровского края: "Если лаборатория не нужна Москве, то мы-то от нее не отказывались!" О помощи ученому в письме к губернатору В.Ишаеву ходатайствовал президент Российского общества оценщиков Л.Артеменков, напомнив, что именно Владимир Иванович Кашин является инициатором введения в России нового вида оценочной деятельности - оценки здоровья.

Так, в августе прошлого года на научно-методическом фундаменте несправедливо почившего в бозе Дальлсэко возникло краевое ГУП "Дальневосточный центр оценки ресурсов здоровья "Дальрейтинг". Кроме Комитета по управлению государственным имуществом его учредителем выступил - вынужден был выступить - Департамент здравоохранения. Первый вошел в предприятие капитализированной платой за аренду полутемной комнаты "три на четыре" в строении барачного типа, которую Владимир Иванович отремонтировал за свой счет и отчего-то подчеркнуто называет офисом. Потому что на более солидное помещение его предприятию рассчитывать не приходится?

Увы, на этом вклад чиновников в жизнеспособность "Дальрейтинга" иссякает. Предприятие не может нормально работать на двух допотопных компьютерах, при отсутствии множительной техники, мебели. А к январю будущего года с "офиса" придется съезжать - барак стоит в плане на снос. Пять месяцев, по словам руководителя Дальневосточного Центра оценки ресурсов здоровья, он ищет встречи с новым директором Департамента здравоохранения Валентиной Савковой, однако попасть под начальственные очи большая проблема даже по записи.

Когда я поинтересовался у первого лица департамента, чем объяснить, что Кашина "маринуют" в приемной, Валентина Михайловна возмутилась: "Кто хочет разговора со мной - тому я доступна!" И не преминула добавить, что, по большому счету, считает предприятие "Дальрейтинг" во главе с Владимиром Ивановичем мертворожденным дитятей.

Не отсюда ли растут ноги странной позиции департамента по отношению к деятельности уникального, единственного в своем роде предприятия: не замечать! Одна из "больших" коллегий департамента поручила предприятию Кашина (тогда еще Дальлсэко) разработать экономическое обоснование правомерности внебюджетных источников финансирования ЛПУ, а также основные положения оценки медицинских учреждений с позиций восстановленных ресурсов здоровья пролеченных и качества лечения. Поручение было выполнено, 10 краевых ЛПУ получили от Кашина письма-рекомендации. И что же? Рекомендации лежат до сих пор под сукном, и о них не принято вспоминать...

Уставший доказывать дома ценность для здравоохранения "прикладной экономики" тем, кто не хочет его слышать, кандидат экономических наук Кашин, автор более чем 90 научных публикаций отправил на днях в Минздрав России пакет предложений о создании под началом министерства ФГУП "Международный ЭПИЦентр здоровья - Центр экономических и полисистемных исследований здоровья".

По мнению ученого, федеральный статус предприятия обеспечит не только глубину и комплексный характер изысканий в максимальной степени, но и скорость внедрения результатов. Наконец-то появятся предпосылки для оплаты труда медработников исходя из истинной его ценности и становления сферы здравоохранения как реального сектора национальной экономики.

...Помявшись, я все-таки спросил Кашина: дескать, на самом ли деле он намеревается стать Нобелевским лауреатом? Ученый не моргнув глазом ответил: "Нобелевская премия вовсе не самоцель, но я обречен ее получить. За формирование здоровьеориентированных экономик в странах Европы, СНГ и России".

Лично я не мог не поверить ему, что он обречен в одно прекрасное утро проснуться всемирно известным.

Ох, уж это нескромное обаяние оценщика Кашина...

Владимир КЛЫШНИКОВ, соб. корр. "МГ".
Хабаровск.