Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Гемодиализ не панацея, особенно в педиатрии

Уровень нефроурологической заболеваемости детского населения России в последние годы стабилен, точнее стабильно средний. Однако это не означает, что система оказания медицинской помощи пациентам с данной патологией не нуждается в совершенствовании. Так, главный детский нефролог Управления здравоохранения Новосибирской области Нэлли Зорина отмечает, что все еще остается высоким процент поздней диагностики врожденных пороков развития почек у детей на уровне ЦРБ. Да и качество рентгеноурологического обследования в большинстве сельских районов оставляет желать лучшего.

Результатом поздней диагностики врожденных пороков развития становятся вынужденные нефрэктомии у детей. Так, за три последних года в хирургическом отделении Новосибирской областной клинической больницы выполнены 18 операций нефрэктомии у детей с гидронефрозом IV степени, или вторично-сморщенными, нефункционирующими почками. Для того чтобы предупреждать подобные осложнения, отработать систему ранней диагностики заболеваний мочеполовой системы у детей на всех уровнях, начиная от участковой поликлиники и ЦРБ, а также оказывать высококвалифицированную специализированную помощь таким ребятишкам, в Новосибирской области решено организовать детский нефроурологический центр.

- Не могу сказать, что помощь детям с нефрологической и урологической патологией до сих пор не оказывалась, - говорит Нэлли Зорина. - Все больные с выявленными при УЗИ увеличением размеров почек, аномалиями расположения, чаше-лоханочной системы госпитализируются для дальнейшего обследования в отделения областной клинической больницы. Кроме того, система помощи данной категории больным представлена нефрологическим и урологическим отделениями в муниципальной детской клинической больнице №1 Новосибирска и Центром нарушения функций тазовых органов, работающим на базе одной из муниципальных поликлиник. А теперь появится и областной нефроурологический центр.

- Обычно организация новых медицинских центров предполагает определенные финансовые затраты, начиная от строительства или аренды здания и заканчивая техническим оснащением. Причем, учитывая специфику нефроурологической патологии, нетрудно представить размеры затрат на необходимое оборудование. Может ли здравоохранение области позволить себе такие расходы?

- В том-то и дело, что создание нефроурологического центра не требует никаких затрат. Мы предлагаем разместить его на базе Новосибирской областной клинической больницы, где есть специализированные нефрологические койки в отделениях раннего и старшего возраста, а также урологические койки в отделении детской хирургии. Организационно центр будет считаться объединенным, хотя на практике никакие перестановки коек из трех отделений в одно не потребуются.

Такой вариант, на мой взгляд, оптимален. И вот почему. В отделениях общего профиля работают врачи разных специальностей, им проще увидеть у ребенка не только заболевания почек, но и сочетанную патологию. Яркий пример последнего месяца: из перинатального центра ОКБ в отделение раннего возраста поступила девочка в возрасте одного месяца с синдромом гипербилирубинемии, одновременно мы выявили у нее изменения в анализах мочи, а затем и врожденную патологию почек. Параллельно сюда же поступил малыш из отделения патологии новорожденных с тяжелой внутриутробной инфекцией и поражением ЦНС. Во время УЗИ были установлены серьезные изменения со стороны мочевыделительной системы. Ребенок внутри отделения переведен на специализированную нефрологическую койку, где его подготовили к операции и затем прооперировали уже в отделении детской хирургии.

Таким образом, областной детский нефроурологический центр призван выполнять в первую очередь организационно-методическую функцию. Будет организован консультативный прием педиатра-нефролога, начнется создание регистра детей с заболеваниями почек и мочевых путей, продолжится работа по совершенствованию методов диагностики и лечения.

Об актуальности проблемы говорят такие цифры: в одной только областной клинической больнице 25 % пациентов двух детских отделений, включая малышей первого месяца жизни, - это больные с острой и хронической нефроурологической патологией, врожденными аномалиями почек и мочевых путей. В детском хирургическом отделении каждый десятый - больной данного профиля. В течение года здесь оперируют более 100 ребятишек с разными нозологиями: острые заболевания яичек, крипторхизм, гидронефроз, удвоение почек, кистозная дисплазия почек и пр.

Показатель нефроурологической заболеваемости в Новосибирской области составляет 36 случаев на 10 тыс. детского населения. С одной стороны, волноваться вроде бы не о чем: наш показатель сопоставим с общероссийским. Но с другой - только представьте себе: четверть численности детей, проходящих лечение в ОКБ, страдают заболеваниями почек. Это очень много - немногим меньше, чем респираторной инфекцией. И если мы не будем в раннем возрасте выявлять причины хотя бы воспалительных заболеваний мочевых путей, это грозит развитием хронической почечной недостаточности (ХПН) и ранней инвалидизацией. Например, в отделении гемодиализа областной больницы сейчас наблюдаются около 100 больных ХПН. Думаю, многие из этих людей оказались в свое время жертвами поздней диагностики.

- Кстати, о гемодиализе. Нэлли Константиновна, я знаю, что определенную тревогу вызывает у вас группа больных с острой и хронической почечной недостаточностью, поскольку в ГН ОКБ нет возможности проведения экстракорпорального гемодиализа детям. Значится ли в планах детского нефроурологического центра приобретение искусственной почки?

- Во-первых, отсутствие в больнице специального детского аппарата, не означает, что данная категория пациентов остается без помощи. Им при необходимости проводится гемодиализ во взрослом отделении искусственной почки. Ни один ребенок с острой почечной недостаточностью (ОПН) или ХПН не погиб, все выписаны с улучшением или выздоровлением.

И все-таки, гемодиализ далеко не безобидный метод лечения, поэтому мы нашли ему альтернативу. Чаще всего хроническая почечная недостаточность угрожает детям с поликистозом почек. Мы же добиваемся нормализации функций почек консервативными методами, терапевтическими. И у нас это получается. Поэтому, в принципе, одна детская искусственная почка нам не помешает, но вопрос об открытии целого отделения детского гемодиализа не стоит. Создание отделения оправдало бы себя, если бы нефроурологический центр стал автономной структурой. Но он находится в структуре областной больницы и может использовать все ее возможности и службы. Я, вообще, убеждена, что в этом преимущество организации специализированных центров именно на базе многопрофильных больниц.

Кстати, здесь, в ОКБ, находится региональный центр трансплантации почки. К сожалению, в России пока не решен вопрос о пересадке почек детям, наверное из-за отсутствия банка донорских органов. Хотя технологически больница готова и к этому виду операций.

- Что вы имеете в виду, говоря о совершенствовании диагностики и лечения: внедрение каких-то принципиально новых методик или "реконструкцию" традиционных?

- И то и другое. Например, в сентябре этого года областная больница приобрела детский цистоскоп, позволяющий кроме уретроскопии и цистоскопии, проводить также катетеризацию мочеточников и биопсию слизистой мочевого пузыря, чего мы не имели возможности выполнять прежде. Кроме того, доктора стали шире проводить пункционную биопсию почек, исследовать состояние почек на гистологическом уровне, что позволяет определить причину воспалительного процесса, а в зависимости от этого и определить тактику лечения. Пункционная биопсия почек - это уровень, на котором работают все ведущие профильные клиники страны. В Сибирском регионе до недавних пор она проводилась только в Новокузнецком ГИУВе, и мы своих детей направляли туда. Теперь владеем данной методикой сами.

Елена БУШ, соб. корр. "МГ".
Новосибирск.