Павел КРИВЦОВ: Вкус земли всегда со мной
В Белгороде проходила необычная выставка "Русский человек. Век ХХ в фотографиях Павла Кривцова". В отзыве в фотокаталоге - альбоме, выпущенном к ее открытию, писатель Арсений Ларионов сказал: "Что есть русский человек? Эта мысль всегда занимала великих русских художников и писателей. Они немало потрудились, чтобы понять и оценить характер и образ русского человека. Опираясь именно на их могучий опыт, и попытался Павел Кривцов предложить свое видение русского человека, используя для этого жанр фотографии, утвержденной ХХ веком как непререкаемый вид мирового искусства. Да, это зеркало Павла Кривцова не лжет".
- Павел Павлович, как рождаются у вас сюжеты снимков? - Сначала появляется план съемок, а уже потом работа над его воплощением. Вы обратили внимание, что у меня есть сложные фотографии по изобразительной ситуации. Почти все я делал с помощью моих же героев, как бы вовлекая их в процесс создания выразительного снимка. Как-то снимал неординарную, в общем-то, личность - генетика. Кружился, кружился вокруг него - ничего не получается, не раскрывается человек. Я уже сложил аппаратуру в сумку и вдруг спрашиваю: "А вы можете на языке генетика доказать, что существует Бог?" - "Запросто" - и начал мне доказывать. Сразу преобразился, я только успевал щелкать затвором. А бывало, что просыпался, а перед глазами стоит фотография, которую должен сделать. Так было перед встречей с ветеранами - участниками парада Победы. Мне приснилось, что старый солдат распахнул плащ, а там - вся грудь в орденах. Так вот я приехал на место репетиций. У меня была договоренность, чтобы несколько участников надели свои ордена. Я снимаю одного, второго, третьего... пятого... Чувствую, не то, ищу, что приснилось. Вижу, стоит в этом строю последний. Подхожу и говорю: "А что у вас там?" - "Как что?" - и распахивает плащ. Я обомлел - вся грудь в орденах. Снимок получился классный. - Да, на него нельзя не обратить внимание. От таких получаешь эмоциональный заряд. - Любое искусство действует часто не напрямую, а через какие-то глубинные сокровенные чувства. Мне вчера позвонил мой товарищ. Я ему подарил накануне каталог со своими фотографиями. Тогда он мне сказал: "Практически большинство я видел, знаю". И вдруг звонок, и взволнованный голос: "Слушай, я до трех часов ночи листал, рассматривал твои работы, обалдел, как это все интересно". Есть такое понятие "вдохновение". Это такое состояние, когда человек чувствует себя настолько необычно, настолько обостренно все воспринимает, что готов ловить такой момент всю жизнь, лишь бы он повторился. Похоже на дар свыше. - А какие фотографии вам особенно дороги? - Для меня важно было зафиксировать жизнь так, чтобы фотографии наталкивали зрителей на путь самоосмысления: кто мы, что нам свойственно? Какие мы? Я работал над этим 35 лет, а мои герои прожили весь ХХ век. Любой человек, работающий творчески, все пропускает через себя, через свои понятия. Но серьезное искусство всегда возвышается, стремится к обобщению, иначе не получится образа, будут какие-то частности. Так и в моих фотографиях, я же встречался с жизнью, интересными судьбами. Мне дороги особенно те, которые отражают войну. Действительно, есть цикл "Прохоровское поле". Я ведь родился недалеко от места знаменитого танкового сражения и могу себе представить, как рвались здесь снаряды, вражеские самолеты бросали бомбы на многострадальную землю. У меня отец погиб на фронте под городом Сумы на Украине. И я был просто обязан создать образы тех солдат, что подарили нам мирную жизнь. На выставке представлены и дорогие мне фотографии матерей-вдов из села Богословка на Белгородчине. Из этого села на фронт ушло более 200 мужчин, а вернулось только треть. Узнал об этом и поехал, чтобы рассказать о тех, кто делал мужскую работу. Когда снимал, вспоминал свою мать, у нее практически такая же судьба, как и у этих сельских тружениц, оставшихся без мужей и сыновей. Я считаю, что наши женщины необыкновенные, в них соединились и нежность, и мужество, и терпение, и трудолюбие. Пока есть такие женщины, наш народ непобедим. Они - продолжатели рода человеческого. Вот почему я особенно люблю беременных женщин, ставших сегодня символом Белгородчины. Они олицетворяют высшую красоту. - Ваши фотографии подталкивают и к философским размышлениям о смысле жизни. - Подтекст такой, действительно, присутствует. Вглядитесь в одну из фотографий, где на фоне разрушенного храма стоит бюст Ленина из белого мрамора, и женщина с ребенком, уходящая в сторону святого места. Такой вот контраст - разрушенный храм и бюст, можно сказать, вождя, вокруг которого даже не удосужились скосить траву. Полное запустение. Что получается: разрушив высшее, не сможем сохранить ничего. Если в человеке разрушена первооснова, он ничего не будет ценить, станет, как перекати-поле. - А что для вас вера? - Это стержень человека. Если организм здоровый, то никакой вирус не пристанет. А вот душу лечит Церковь, она создана Богом и дает нам шанс на духовное возрождение. Я сам воцерковился уже в зрелом возрасте, и все стало на свои места, иначе я не пережил бы перестройку. По моему глубокому убеждению, здоровье физическое идет от духовного. А духовное - это вера, чистота, порядочность. А иначе - бездуховность, которая приносит все беды. Вы посмотрите, чем заполнена пресса! По этой причине современный газетный киоск мне кажется страшнее немецкого дзота. Из последнего убивают тела, а газеты убивают душу. Но дзот можно обойти, в конце концов его может закрыть Матросов, а газетный монстр не обойдешь и не прикроешь, он всем доступен. Страшно, когда духовное пространство заполняется отрицательной информацией. - Что же делать? - Вернуться к своим истокам, корням, любить свою Родину. Вот вы, наверное, обратили внимание на выставке на снимки губернатора Белгородской области. Снят без эффектов, в обычной рабочей обстановке. Тем не менее предстает как неординарная, сильная личность. Это руководитель новой формации, спокойно и настойчиво ведущий край к подъему. И чувствуете окружение? Все здесь делается в согласии с церковью, с Божьего благословения. - А с медициной насколько вы соприкасались в своем творчестве? - У меня дочка работает детским врачом, и мне, как и ей, больно, что у нас рождаются нездоровые дети. Их нездоровье идет от родителей. А какие были на Руси женщины - как говорил поэт: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". А теперь уже родить не могут сами. Мужчины тоже были что надо - защитники. Сейчас о многих так не скажешь. Что касается чисто "медицинских фотографий", то я снимал многих известных медиков - травматолога Илизарова, офтальмолога Федорова. - Чем же стала для вас белгородская земля? - Я никогда не чувствовал себя от нее оторванным. Я до сих пор ощущаю ее вкус самым натуральным образом - на губах, на зубах. В детстве мы играли в "ножичек". Кто набирал меньше очков, должен был тащить зубами забитый под "завязку" деревянный колышек. Пока это сделаешь, столько земли наешься. И вот этот вкус всегда со мной. Поэтому я признателен землякам за помощь в организации выставки. Здесь моя малая родина, с которой я остаюсь связан духовно. Но в фотографиях я выразил любовь не только к Белгородчине. Я постарался показать через чудесные лица русских людей, что Русь возрождается. Справка "МГ". Фотомастер Павел Кривцов работал в газетах "Ленинская смена", "Советская Россия", журнале "Огонек". Участвовал во многих союзных и международных выставках и конкурсах. Награжден золотыми медалями "Интерпрессфото", обладатель приза международного конкурса "Золотой глаз". Ему присуждено звание "Мастер международной фотографии". Лауреат премии Союза журналистов СССР. Галина ПАПЫРИНА, спец. корр. "МГ". Москва - Белгород. |