Лирики снова в загоне
Структура медицинского образования в России может в ближайшее время претерпеть значительные изменения. Основания так полагать дала прошедшая недавно первая Всероссийская учебно-методическая конференция "Пути совершенствования гуманитарного образования в медицинских и фармацевтических вузах России". Как ясно из названия, изменения коснутся, может быть, самой спорной и острой проблемы - структуры гуманитарных дисциплин и их соотнесенности с дисциплинами специальными. Бесплодный в условиях диктатуры коммунистической идеологии спор физиков и лириков разгорается в очень серьезный конфликт.
По словам идейного вдохновителя конференции, заместителя председателя Учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов России, академика РАМН, экс-министра здравоохранения СССР Игоря Денисова, только гуманитарная составляющая в образовании нашего врача позволит ему стать по-настоящему образованным специалистом. Именно нравственная составляющая, считает он, отличает грамотного врача от хорошего. И это как раз тот блок знаний, который сегодня оказался в загоне. Увлечение компьютерными программами и медицинскими стандартами способно привести к деградации врачебной профессии, если она не будет дополнена нравственным содержанием. Проблема нашего качества Подробно о позиции Минздрава в отношении гуманитарного блока дисциплин, преподаваемых в медицинских вузах, рассказал Николай Володин, руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ, член-корреспондент РАМН. - Значение дисциплин гуманитарного блока как составляющей образовательного процесса на любом его этапе чрезвычайно велико. Усвоение большого объема информации по основам философии, истории общества и общественных отношений, культурологии и многим другим направлениям определяет, с одной стороны, глубину образования, а с другой - дает молодому специалисту возможность не только найти подходы в решении целого ряда профессиональных вопросов, но и проявить свои личностные качества и интеллектуальный уровень и в работе, и в повседневной жизни. Значительные изменения в политических, социально-экономических принципах государственной системы нашей страны, произошедшие в начале последнего десятилетия XX века, не могли не отразиться как на системе образования в целом, так и в отдельных ее блоках. В медицинском образовании это в первую очередь коснулось гуманитарных дисциплин, а также преподавания социальной гигиены и организации здравоохранения. Было ясно, что необходимо обновление как идеологии преподавания, так и его учебно-методического обеспечения. Закон об образовании 1992 г. предоставил всем учебным заведениям автономию, что вкупе с демократическими преобразованиями и отсутствием координирующей роли федерального органа управления образованием и определило развитие негативных тенденций в сфере гуманитарного образования. В чем это проявилось? На смену жесткой идеологической одномерности пришли плюрализм, самостоятельность, определившие существование в одной системе высшей медицинской школы разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений. Государственный отказ от единой системы мировоззрения (марксизм-ленинизм) обернулся тем, что на разных кафедрах разрабатывались свои, индивидуальные учебные программы, учебно-методическая основа которых определялась, как правило, только квалификацией руководителя и его личным видением той или иной проблемы. Дискредитирующим сами дисциплины гуманитарного блока фактором в сознании студентов можно считать имевшие место случаи, когда даже в рамках одной кафедры отмечались различные позиции преподавателей в изложении одного и того же положения. При этом на лекции студенты фиксировали одно мнение, на семинаре - прямо противоположное, а на экзамене оказывалось "правильным" мнение экзаменатора. Подобная автономизация - "болезнь" целого ряда кафедр наших вузов. Оценивая данную ситуацию как кризисную, учитывая ее деструктивное влияние не только на систему медицинского образования, но и на формирующуюся личность будущего врача, Управление учебных заведений в 1994 г. создало учебно-методический совет по гуманитарному образованию с целью изучения предложений и разработки стратегии по совершенствованию всей системы гуманитарного образования студентов медицинских и фармацевтических вузов. Рассматривая основные уровни социально-культурных связей специалиста медицинского профиля, необходимо выделить следующие: врач - пациент; врач - общество; врач - наука. Именно эти уровни и должны рассматриваться как основные (узловые) в блоке гуманитарного образования в медицинском вузе. В связи с этим структура гуманитарных кафедр на настоящий момент в идеальном варианте должна быть представлена следующими подразделениями. 1. Кафедра философии и методологии науки с курсом истории медицины, где медицина рассматривается в общем контексте развития науки и культуры, а история медицины представляет собой не свод биографий известных врачей, а элемент методологии развивающегося медицинского знания. 2. Кафедра культурологии, социологии и религиеведения, на которой решается задача выработки основ и навыков общения с представителями разных культур, регионов, политических организаций, религиозных конфессий. 3. Кафедра медицинской психологии и психотерапии, где отрабатываются механизмы психологических моделей взаимоотношений врача и пациента. 4. Кафедра биомедицинской этики и медицинского права, на которой решаются задачи выработки навыков регулирования поведения и человеческих отношений по нормам права, этики, этикета и т.д. В качестве первого шага к реализации данной модели и реформированию гуманитарного образования в медицинских учебных заведениях было введено преподавание биомедицинской этики. К сожалению, нередко амбиции и отстаивание своих "приоритетов" не позволяют смириться с коллегиальным мнением или подходом к решению проблемы, утверждающейся в обществе. Именно так и произошло в действительности. Примером тому служит публикация статьи М.Яровинского с броским названием "Театр абсурда и его режиссеры, или Кто учит врачей, как им жить и работать" (см. "МГ" № 71 от 15.09.2000). Такой подход не укрепляет наши общие позиции по внедрению и развитию биомедицинской этики, а наоборот, подрывает их. Сегодня нет никакой необходимости доказывать, кто лучше, а кто хуже. Сегодня важно объединить усилия, услышать и понять друг друга с целью достижения поставленной цели. Тем более странно появление подобных публикаций с учетом того, что в период обсуждения проблемы столь явных разногласий не было. Зачем будущему врачу изучать гуманитарные науки? Поскольку многие рифы и подводные камни обсуждаемой проблемы могли бы остаться для широкой медицинской общественности незаметными, мы попросили прокомментировать цель и значение конференции заместителя председателя координационного учебно-методического совета по гуманитарному образованию МЗ РФ, заведующую кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, доктора философских наук, профессора Ирину Силуянову. - Вопрос о целесообразности изучения гуманитарных наук в медицинских вузах тесно связан с вопросом о состоянии преподавания гуманитарных дисциплин. От ответа на него зависит формирование двух прямо противоположных позиций в политике отношения к гуманитарным наукам в медицинском вузе. Первую позицию условно можно назвать "тенденция свертывания", вторую - "ориентация на расширение". "Тенденция свертывания" выражается в сокращении часов и объема преподавания, слиянии всех гуманитарных дисциплин на одной гуманитарной кафедре. "Ориентация на расширение" - это, наоборот, создание в медицинском вузе условий и возможностей для развития каждой из существующих гуманитарных наук. Прежде всего надо честно признаться, что есть два объективных обстоятельства в пользу "тенденции свертывания". Первое обстоятельство - триумфальное развитие естественных наук и информационных технологий, которое вынуждает даже самых ярых противников сциентизма все же признать преобразующую и ведущую роль естествознания в развитии современной культуры. Второе - остающийся весьма спорным вплоть до XXI века "научный" статус гуманитарного знания. Он особенно пошатнулся в России под влиянием крушения марксистско-ленинских "наук". Их вершиной был "научный коммунизм", так как знания данной "строгой науки" были удостоены чести проверяться государственным экзаменом. Несомненно, под влиянием этих обстоятельств и событий с начала 90-х годов в российских медицинских вузах сокращается не только количество часов, отводимых на гуманитарные дисциплины, но и число самих гуманитарных дисциплин. Надо ли сохранять эту тенденцию? Ее сохранение губительно для современной медицины. Непосредственно к этой тенденции относится предостережение об опасности вместе с водой выплеснуть и ребенка. Гуманитарная подготовка врача необходима. И самое интересное то, что именно перечисленные выше обстоятельства выявляют степень этой необходимости. Да, естествознание - это точное знание, основывающееся на системе теоретических и эмпирических доказательств. Да, гуманитарное знание принципиально отличается методами, принципами, способами и системами аргументации. Да, содержательное преподавание одной гуманитарной дисциплины - философии или истории - зависит от субъективного фактора, то есть личности, убеждений, мировоззрения преподавателя. Да, внутри одной гуманитарной дисциплины - культурологии или психологии - даже внутри одной кафедры коллеги могут занимать разные, подчас теоретически непримиримые, позиции. Но это и есть одна из принципиальных особенностей гуманитарного знания, которая свидетельствует о самом главном, что должны понять будущие врачи. Это главное - ценность творческих способностей человека и уникальное своеобразие каждой личности. Естественнонаучная составляющая медицинского знания стремится найти и определить общие - биохимические, биофизические, физиологические, анатомические, и т.п. параметры человеческого организма. Гуманитарное знание свидетельствует о личностных отличиях, своеобразии, динамике человеческого существования, свободе как сущностной характеристике homo sapiens. С помощью определения перечисленных особенностей гуманитарное знание формирует у врача представление об уникальности каждого пациента. Именно это лежит в основе того, что врач обязан относиться к каждой человеческой жизни как к явлению исключительному. Именно это (в числе прочего, на чем сейчас мы не будем останавливаться) определяет высшую ценность для врача каждой жизни как наипервейшую моральную аксиому медицинской профессии. Сформировать подобное отношение врача к человеку - задача гуманитарного знания, ее не может выполнить ни одна из естественных наук ни порознь, ни в сумме. Что еще никогда не смогут сделать естественные науки, прежде всего по отношению к личности самого будущего врача? Сформировать у врача осознанную потребность в нравственном совершенствовании. Укрепить его веру в возможность использования знаний во благо человека. Убедить его в существовании четких критериев зла и добра, порока и добродетели, преступления и подвига, бесчестия и достоинства, беззакония и закона, произвола и свободы. Ни одна из естественных наук не сможет аргументированно, логично, с опорой на систему исторических свидетельств доказать, что отсутствие подобных убеждений равнозначно не только вырождению профессии, но и гибели человеческой цивилизации со всей ее триумфально развитой системой естественных наук и информационных технологий. В этом плане понятно, что будущее за тенденцией "ориентация на расширение". Примером являются факты, продемонстрированные в докладе заведующего кафедрой патофизиологии Ивановской государственной медицинской академии профессора Ю.Николаенкова "Гуманитарные и социальные дисциплины в учебных планах медицинских вузов России". Они говорят о практически 100% введении (47 вузов из 47 исследованных) в медицинское образование таких новых дисциплин, как культурология, психология, биомедицинская этика. Знаменательно, что биомедицинская этика рассматривается как дисциплина гуманитарного, а не блока клинических дисциплин. Это свидетельство того, что она понимается не как узкоспециальное, исключительно медико-профессиональное образование, а как форма междисциплинарного общения, как открытость медицинского сообщества и его способность принять и применять традиционное для общества морально-этическое знание в практике врача (прикладная этика). Всем нам понятно, что это одна из принципиальных гарантий социального доверия врачу. Общество должно иметь доверие. Доверие к тому, что, располагая сегодня уникальными средствами управления человеческой жизнью с помощью новейших биомедицинских технологий, врач не употребит их во вред человеку и обществу. Именно поэтому включение в систему медицинского образования дисциплин, предметом которых является человек и общество, не только желательная, но и необходимая составляющая современной профессиональной подготовки будущего врача. Единогласно, но не без споров Прошедшая конференция, как и принято, приняла несколько резолюций. В частности, секция "Биомедицинская этика и медицинское право", представленная преподавателями из 14 вузов, единогласно подписалась под документом, который, если будет принят Минздравом, может послужить очень серьезной вехой в гуманитарном образовании медиков России. Вот лишь несколько выдержек - без комментариев. "В целях подготовки кадров просить МЗ РФ выйти с инициативой в ВАК РФ об организации аспирантуры и докторантуры по специальности "биомедицинская этика и медицинское право". В целях приведения в соответствие содержательного наполнения курса его часовому обеспечению просить изменить почасовое обеспечение преподавания биоэтики в государственном образовательном стандарте 2005 г. с 36 часов до 72. В целях совершенствования преподавания и одновременно в связи с настоятельной потребностью совершенствования воспитательной работы со студентами просить УМО МЗ РФ о введении экзамена по дисциплине "биомедицинская этика и медицинское право". В целях достижения методологической корректности преподавания гуманитарных дисциплин рекомендовать вузам объединение преподавания биомедицинской этики и медицинского права". Андрей СЕМЕНОВ, обозреватель "МГ". |