Путешествие из Стамбула в Константинополь
На 38-м Международном конгрессе по истории медицины прозвучало около 500 докладов на английском, французском и турецком языках. Параллельно работало несколько секций. Основное внимание было уделено истории античной и арабской медицины, а также роли традиционных методов лечения в современной клинической практике.
Лжеисторики Научная программа съезда открылась сессией, посвященной лжеисторикам. По словам Джона Блэра (John Blair, Шотландия), историки часто лгут. Причины этой лжи различны. Наиболее явной является правительственная цензура. Мир бизнеса также требует "отредактированной" истории. Для военных лояльность часто служит синонимом сокрытия правды, а правда, приносящая вред, ассоциируется с предательством. История медицины не исключение. В качестве иллюстрации можно привести сессию по медицине Средней Азии, где прозвучал доклад о медицине скифов, которые якобы являются прямыми предками турков. Доказательством этого докладчик считает сходство жилищ древних скифов и современных турецких крестьян - в обоих случаях вход в жилище украшался конскими черепами. Авиценна, оказывается, тоже был турком (по материнской линии). Обращение к истории часто используется для извлечения сиюминутной политической выгоды. Достаточно ознакомиться с опубликованными в 40-50-е годы прошлого столетия трудами отечественных историков медицины, обнаруживших "приоритеты" российских ученых в открытии пенициллина и инсулина. Или обратиться к учебникам по истории медицины, каждый раз переписываемых в угоду идеологической конъюнктуре. А нужны ли вообще учебники по этому предмету? Не лучше ли приучать студентов работать с первоисточниками и вторичной литературой, а не вдалбливать им готовые "истины"? Кафедра ненужных вещей В рамках съезда состоялся "круглый стол" по преподаванию истории медицины. В разных странах существуют различные программы преподавания. В одних - этот предмет является обязательным, в других - факультативным, в третьих - не преподается вообще. Профессор Татьяна Сорокина (Москва) рассказала о новой программе преподавания истории медицины студентам-медикам. В Университете Дружбы Народов она включает 18 часов лекций и столько же семинарских занятий. Весь курс разбит на 5 частей: 1) медицина первобытного общества, 2) медицина античности, 3) средневековая медицина, 4) медицина нового времени (1640-1918 гг.), 5) медицина новейшего времени (1918-1945). Медицина второй половины ХХ века в программу не входит. В Англии история медицины преподается факультативно, причем студенты (35 человек из разных английских вузов) имеют возможность изучать ее в течение целого года в Велкомском центре истории медицины при Лондонском университете. Интересен турецкий опыт, где созданы объединенные кафедры истории медицины и медицинской деонтологии. На первом курсе читается история турецкой медицины, на третьем - история мировой медицины, а на пятом - медицинская этика и деонтология. Подобное объединение истории медицины и биоэтики практикуется также в Германии. Благодаря этому удается сохранить историко-медицинские кафедры, поскольку медицинской этике предается все большее значение, а история многими воспринимается как ненужный предмет, как непозволительная роскошь. Правда, здесь существует опасность, что медицинская этика вытеснит историю медицины (в Германии так оно и происходит - см. "МГ" № 3 от 09.01.98). Но это все же лучше, чем в США, где отдельные кафедры истории медицины на медицинских факультетах вообще прекращают свое существование. Медицинской этике на конгрессе в Стамбуле были посвящены две секции, на которых затрагивались проблемы справедливости, клинических испытаний и другие. Больной часто воспринимался как объект исследования. Например, изобретатель противооспенной вакцины Эдвард Дженнер вначале проверил ее безопасность на сиротах, а Екатерина Вторая предложила создать прививку против чумы и испытать ее на приговоренных к смертной казни преступниках. Съезд дилетантов Мне уже приходилось писать о крайне низком научном уровне съездов Международного общества историков медицины (см. "МГ" №81 от 20.10.00), где доминируют дилетанты. К сожалению, большинство докладов нынешнего съезда тоже носили дилетантский характер. Как правило, авторы пересказывали давно известные факты, не давая ни новой интерпретации, не вводя в оборот новые источники. На этом фоне прозвучало лишь несколько действительно интересных сообщений. Например, доклад Элизабет Шультке (Elisabeth Schultke, Канада) "Летящие лошади и идущие параплегики: от ранних исследований передвижения до последних лечебных подходов". Во второй половине ХIХ века британский фотограф Эдвард Мейбридж (Eadwerd Muybridge) улучшил технику фотосъемки таким образом, что стала возможной фиксация быстрых движений животных. Серийные фотографии Мейбриджа предвосхитили появление кинематографа. Его французский современник Этьен-Жюль Маре (Etienne-Jules Marey) применил фотографию для изучения механизмов движения и локомоции. Например, изучая фазы галопа, он увидел, что в какие-то промежутки времени все четыре ноги лошади отрываются от земли. Без этих исследований, раскрывающих механизмы перемещения тела в пространстве, была бы невозможна современная реабилитация больных после спинальной травмы. Пробуждение из комы Некоторые доклады касались не столько истории медицины, сколько ее современности (секция по альтернативной медицине). Например, Герхард Кадир Тучек (Gerhard Kadir Tucek, Австрия) рассказал о возможностях традиционной турецкой музыки в нейрореабилитации. У постели больных в вегетативном статусе исполняли традиционную турецкую музыку с целью пробудить их коммуникативные способности. До, во время и после исполнения музыки проводилась запись ЭЭГ. Почему звучала традиционная музыка, а не, скажем, Моцарт? Потому, отвечает Тучек, что турецкая народная музыка является бесконфликтной. Источником вдохновения этой клинической работы стали исторические документы. А.Аслантюрк (A. Aslanturk, Турция) привел любопытные данные о влиянии молитв на соматическое здоровье. Например, период госпитализации был короче у тех больных СПИДом, которые регулярно молились. Ежеутренние молитвы также способствуют снижению артериального давления. По мнению докладчика, вера в Аллаха является отражением веры в собственные силы. О пользе истории медицины Конгресс в Стамбуле во многом был уникальным. Он длился всего пять дней, а готовился 3,5 года. Без невероятных усилий президента конгресса профессора Нил Сари (Nil Sari) и секретаря конгресса Ешим Ульман (Yesim Ulman) он бы не смог состояться. Профессор Сари окончила отделение экспериментальной клинической психологии Стамбульского университета. Во время ее учебы из-за студенческих волнений занятия в университете часто прерывались. Сари увлеклась каллиграфией, которой она обучалась у известного профессора истории медицины Сухейла Унвера (Suheyl Unver). Именно под его влиянием она и выбрала историю медицины своей специальностью. По мнению профессора Сари, история медицины должна быть дисциплиной практической. Например, приведенные в старинных рукописях рецепты можно было бы проверить в клинической практике. Всемирно известный турецкий нейрохирург Гази Яшаргиль (Gazi Yasargil), ныне проживающий в США, рассказывал, что многие идеи по усовершенствованию нейрохирургического инструментария возникли у него при знакомстве со старинными хирургическими инструментами. Исторический опыт также полезен проводимым в настоящее время в Турции реформам здравоохранения. В рамках конгресса состоялся ряд интересных выставок. В Археологическом музее были представлены обнаруженные в Анатолии античные медицинские инструменты. Во дворце Топкапи (бывшая резиденция султана) - замечательная выставка "Врачующие рубашки султана". Изготовленные из тонкого белого хлопка, они, подобно манускриптам, испещрены арабской вязью. Тексты (цитаты из Корана, имена Аллаха и ангелов) образуют геометрические фигуры - круги, прямоугольники и звезды. Считалось, что носящий такую рубашку будет защищен от врагов и дурного глаза, а также наделен силой, чтобы бороться с болезнями. В Военном музее была развернута выставка "История турецкой медицины в миниатюрах". Ученицы профессора Унвера, создавшие мастерскую турецкой миниатюры, представили более 750 акварелей, изображающих больницы, лекарственные растения и другие историко-медицинские сюжеты, скопированные из старинных рукописей. Эта работа, занявшая более трех лет, была выполнена 53 художниками. Из других выставок заслуживают упоминания карикатуры известного турецкого хирурга Намико Кемаля Курта (Namiko Kemal Kurt), изображающие медперсонал и больных, выставка "Турецкая медицина на почтовых марках", выставка фотографий профессора Альберта Экштейна (Albert Eckstein), работавшего педиатром в Анкаре с 1935 по 1949 г. Великолепная культурная программа включала посещение музея Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale,1820-1910), расположенного в казармах Селемии, куда "леди с лампой" прибыла из Лондона с 38 медицинскими сестрами в 1854 г. во время Крымской войны. В течение нескольких месяцев после ее приезда летальность среди раненых снизилась с 42% до 2%. Найтингейл смогла наглядно продемонстрировать пользу ухода за ранеными, осуществляемого специально подготовленными медсестрами. Сам музей состоит из двух мемориальных комнат. В одной из них, где была перевязочная, сохранился письменный стол, за которым работала неутомимая леди. Рядом находится большое военное кладбище с захоронениями нескольких тысяч английских солдат, скончавшихся от полученных при осаде Севастополя ран. От истории - к современности По окончании конгресса мне удалось побывать в Университете Мармара - старейшем медицинском учебном заведении Турции. Здание построено в 1903 г. для созданной при помощи немцев Военно-медицинской академии. В нем обучалось медицине первое поколение турецких врачей. До 1933 г. здесь находился единственный в Турции медицинский факультет (до этого врачи либо учились за границей, либо оканчивали ремесленные училища). В настоящее время на медицинский факультет каждый год принимают около 100 студентов. А всего в Турции оканчивают медицинские вузы 5 тыс. врачей ежегодно. Но если в городах наблюдается избыток врачей, то на селе их явно не хватает. Из примерно 80 тыс. турецких врачей далеко не все работают по специальности. За последние 50 лет правительство несколько раз пыталось ввести распределение выпускников, но каждый раз подобные попытки терпели фиаско. С доктором Шерефом Эткером (Seref Etker) я познакомился на предыдущем конгрессе в Галвестоне. Он работает детским хирургом и одновременно увлекается историей медицины. "История медицины без врачей все равно что омлет без яиц", - считает Эткер. Он входил в оргкомитет конгресса, но из-за разногласий с Нил Сари из него вышел и на самом конгрессе демонстративно не появлялся. Доктор Эткер показал мне больницу, в которой он работает. В ней насчитывается 200 детских и 400 акушерско-гинекологических коек. Больница была основана в 1862 году на деньги богатой, бездетной вдовы. У главного входа - памятник из бронзы. Ататюрк (Мустафа Кемаль (1881-1938), основатель современного турецкого государства, изображения которого встречаются буквально повсюду) стоит между беременной женщиной и маленьким мальчиком. На пьедестале - изречение Ататюрка, его смысл сводится к следующему: долгом турецкой женщины является рождение здоровых детей, любящих свою Родину. Акушерское отделение переполнено. Мест не хватает, поэтому иногда двух рожениц кладут на одну койку. Если роды протекают нормально, женщина находится в больнице всего одни сутки. В обычной палате размещается 5-6 человек. А платежеспособные больные лежат в одноместных люксах. В отделении доктора Эткера - 30 детских коек и шесть врачей. Здесь выполняются как плановые, так и экстренные операции у детей различного возраста, начиная с периода новорожденности. Расставаясь, Эткер с горечью говорил мне об упущенных возможностях, связанных с прошедшим съездом. Например, в Турции издается три историко-медицинских журнала. Они выходят крайне нерегулярно, а уровень публикуемых статей часто является низким. Почему бы не объединиться и не издавать один регулярно выходящий журнал высокого уровня? Мешают амбиции. Ситуация, до боли напоминающая российскую. Болеслав ЛИХТЕРМАН, спец. корр. "МГ". Стамбул - Москва. |