Геннадий Хазанов: Нельзя чтобы сапожник был без сапог, а медик - без здоровья!
При личной встрече с художественным руководителем Театра эстрады Геннадием Хазановым автора этих строк сразили наповал две вещи. Первая - его внешний вид, он выглядел лет на 15 моложе своего возраста. Вторая - его взгляд, казалось, он просматривал тебя до самого дна, тут хитрить бесполезно. Взгляд опытного психолога или психиатра. А ведь мы последние 40 лет привыкли видеть его на телеэкране или на сцене только смеющимся и заставляющим смеяться всех.
* * * - Геннадий Викторович, насколько желание острить, пародировать, смешить присуще вам в жизни? - Я думаю, что это своеобразная форма заболевания, поскольку в моей медицинской карте в районной детской поликлинике было записано следующее: "Ребенок пониженного питания, с некоторым опозданием физического развития". Попытка рассмешить людей была своего рода компенсацией моей некоторой физической недоразвитости, отсутствия накачанных мышц и способности дать в ухо обидчику. Хорошо помню, что я начал обезьянничать, передразнивать преподавателей и одноклассников с малых лет. Хотел смешить людей. А страсть к истине однажды довела меня даже до того, что в 5-м классе я назвал учительницу рисования, страшно вспомнить, дурой. Она мне поставила двойку в дневник за то, что вместо вазы я нарисовал футбольные ворота с мячом. Язык мой был всегда моим врагом. - А кто потом вас надоумил выбрать эту интересную, но очень нелегкую стезю? - Никто. Просто в конце 50-х годов я впервые увидел в линзе тогдашнего телевизора "КВН-49" спектакль Ленинградского театра миниатюр, игру Аркадия Райкина. Моя судьба была решена. Так тогда я думал. В отличие от преподавателей театральных вузов. Наши оценки дарования разошлись. И я оказался на заводе в своей родной Москве. Мы сейчас беседуем с вами в помещении Театра эстрады, а на эту сцену я впервые вышел в 1958 г., когда здесь размещался клуб Совета министров СССР. - Когда вам удалось встретиться с человеком, сыгравшим решающую роль в выборе профессии, - Аркадием Райкиным? - В декабре 1960 г. - в день моего рождения. В Доме художественной самодеятельности на Большой Бронной, куда на встречу с участниками приехал А.Райкин. После окончания протокольной части я подошел к нему. Познакомились. Знакомство продолжалось 27 лет, до момента похорон этого выдающегося артиста на Новодевичьем кладбище. - Всю свою жизнь вы были артистом, а сейчас - художественный руководитель Театра эстрады... - Да, и теперь вынужден решать какие-то нетворческие задачи, которые, правда, все равно включены в творческий комплекс. К примеру, как выглядит театр внешне? Мы сейчас беседуем в практически новом пространстве, которого не было. Было помещение, построенное в начале 30-х годов, простоявшее в таком виде до 2002 г. Именно тогда благодаря помощи Президента РФ В.Путина, правительства Москвы удалось решить вопрос о первой части реконструкции. Вы видите сейчас ее частицу. - Будучи художественным руководителем, не пришлось ли расстаться с прежними сольными, актерскими выступлениями? - Я играю в театре. И сольные вечера, и спектакли. С 1998 г. мы ставим здесь "Ужин с дураком", скоро уже в 200-й раз... Только один прошедший сезон всецело был отдан мюзиклу "Чикаго", с ним невозможно было соседство других спектаклей. А 20 сентября мы откроем юбилейный, 50-й сезон. Я репетирую в новом спектакле с великой, не побоюсь ее так назвать, актрисой Инной Чуриковой. Это американская пьеса "Смешанные чувства", которую поставит руководитель театра Антона Чехова Анатолий Трушкин. Мы с ней вдвоем играем главные роли, я счастлив... - Геннадий Викторович, а что вы скажете о мюзикле "Чикаго", ради которого вашему коллективу пришлось уступить свою сцену? - Он был сделан очень профессионально, качественно. Другое дело, создатели рассчитывали на большой финансовый успех, предполагали, что он проживет еще один сезон. Но... Вообще же "институт мюзикла", по моему мнению, не будет иметь в России такого же цветущего вида, как в США. Среди множества причин главная в том, что Москва имеет другие культурные магниты. Приезжающие в столицу идут прежде всего в Большой театр, в цирк, в великолепные драматические театры - выбор на любой вкус. А если речь идет об иностранцах, то им подавно интереснее мюзикл на не русском языке. В Москве есть на что посмотреть, кроме "Чикаго". - Есть ли у вас хобби, увлечения, которым вы отдаете свободное от работы время? - К великому сожалению, настоящего хобби нет. Книги... Но в последнее время на них остается мало времени. Люблю футбол. Когда-то болел за "Динамо", а сейчас за нашу сборную. Хочется, чтобы любая команда, представляющая Россию, выглядела достойно. Любая команда, демонстрирующая качественный футбол, меня радует и согревает душу. - Если можно, чуть-чуть о вашей семье, личной жизни. - Я женат почти 35 лет. Моя жена Злата по профессии - можно, я придумаю такую профессию - очень талантливый человек. Закончила режиссерский факультет Института культуры. Чем бы ни занималась - от строительства зданий, дизайна до дачных дел. У нее просто гениальная голова и золотые руки. Моя дочь Алиса окончила хореографическое училище, семь сезонов протанцевала в Большом театре. Потом поехала со своим будущим мужем покататься на лыжах в Альпы, там повредила связки. После операции танцевать перестала. Занимается балетмейстерской работой, а в апреле родила нам внучку Мину. - Поздравляю вас! - Спасибо. Алиса очень ответственно выполняет обязанности мамы и жены. Живет она в Париже, потому что ее мужу наши российские условия все-таки не очень подошли... - Скажите, а медицина в вашей жизни какую-нибудь роль играла? - В моем роду медиков не было, а друзей и хороших знакомых - множество. Я просто преклоняюсь перед нейрохирургом Александром Коноваловым - уникальным специалистом и редким по своим качествам человеком. Когда на него смотришь, становится стыдно за свое собственное несовершенство. Леонид Рошаль, когда-то просто Леня, Ленечка... Мы одно время очень тесно дружили домами и практически встречались тогда ежедневно. Сергей Миронов, мы знакомы Бог знает сколько лет. - Он ведь стал академиком РАН. - Пользуясь случаем, хочу Сережу - сына Зои Мироновой поздравить со столь высоким научным званием. По секрету скажу, что я знаю больных, которые и по сей день разрешают только Зое Сергеевне делать уколы в их суставы. Это в девяносто-то лет! Коллективный портрет знакомых мне российских медиков просто великолепен. Только что, перед нашим интервью, я встречался со своим старым другом, главным врачом детской Морозовской больницы Михаилом Корнюшиным. Вот уж где права поговорка "Сапожник без сапог"... Человек, всю жизнь спасающий детей, сам нуждается в серьезной медицинской помощи. И я надеюсь, что смогу принять участие в ее организации. 100-летие Морозовской больницы будет отмечаться 8 октября и, если что-то непредвиденное не помешает, пройдет в помещении нашего Театра эстрады. Для меня эта больница особенно дорога - во дворе ее я рос, так как мой родной дом стоял как раз напротив нее. Треть суток в детстве я проводил там, и, как видите, мои связи с медициной если и не прямые, то по крайней мере опосредованные. - Наверняка вам, как руководителю, приходится за кого-то ходатайствовать, помогать попасть в хорошее лечебное заведение? - Ой, сколько здесь проблем! Говоря с вами, я все время думаю о том, что нужно еще забрать рентгеновские снимки одного ребенка, у которого произошел перелом позвоночника. Как о медицине не думать, когда главный бухгалтер театра "Моно", где я работал до прихода сюда, попала в автомобильную аварию в Ростовской области? Благодаря хорошим связям с военными ее помогли перевезти и поместить в ростовский военный госпиталь. Так что мне эти заботы хорошо знакомы. - Что бы вы пожелали самим медикам? - Чтобы у них самих было здоровья больше, чем тех жалких денег, что им платят за тяжкий труд. К сожалению, такая проблема не только у них. Но поскольку медицина связана с числом прожитых каждым россиянином лет, желаю прежде всего здоровья тем, кто лечит других. Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, обозреватель "МГ". |