Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Очень важно найти здоровый компромисс

Михаил Широков - заслуженный врач РФ не первый год руководит здравоохранением Орловской области. За последнее время здесь многое изменилось в лучшую сторону. И не только потому, что медицине стали уделять большое внимание. Люди не хотят жить по-старому, работают добросовестно, видят реальные перемены. О нынешних делах орловских медиков и пошел наш разговор с начальником Управления здравоохранения.

- Михаил Васильевич, много лет предметом нашей гордости было бесконечно увеличивающееся число коек в стационарах, и когда начали преобразования, наибольшее сопротивление встретило решение о сокращении коечного фонда. Как вам удается справляться с этой задачей?

- Казалось бы, идея, спущенная сверху, зачастую воспринимается с трудом, но мы ее поддержали. В последние годы стало особенно очевидным неэффективное расходование финансовых и материальных средств. Но от революционных действий отказались с первых же шагов и начали работу спокойно - с убеждения глав администраций районов и главных врачей больниц. В чем состояла первая трудность? Ведь между зарплатой руководителя стационара и количеством коек была прямая зависимость: чем их больше, тем выше оклад. И, по существу, сами главврачи стали основным тормозом. Все понимали, в том числе и они, что такая сеть избыточна, но жить-то надо. В то же время на наших руководителях лежит большая ответственность - на их плечах больница, поликлиника, врачебная амбулатория, фельдшерские пункты - все это прежде всего немалый объем работы. Обратились к губернатору Е.Строеву с предложением уравнять зарплату руководителей медицинских учреждений с зарплатой руководителей отделов муниципальных образований, которая была на два порядка выше. Его не пришлось ни в чем убеждать, все понял как надо. Приказать подчиненным губернатор не мог, а вот порекомендовать найти компромисс, изменить позицию - да. Главы администраций согласились с предложением. Так сняли вопрос, и ситуация резко изменилась. Правда, не обошлось без перекосов. Теперь, когда зарплата от мощности коек не зависит, некоторых руководителей приходится сдерживать - так увлеклись они сокращением коек. Если район невелик, а там еще и уменьшить число коек, что же это за больница будет. Приходится корректировать действия людей. Особого внимания потребовали участковые больницы. Ну какое это медучреждение, если в нем десяток коек, к тому же задействованных только зимой. В области работают дома для ветеранов, малоимущих и одиноких людей, где созданы хорошие условия, и многие пошли туда. Так что закрытие больничек не выросло в неразрешимую проблему. Не скрою, здание первой больницы освобождали с трудом - недовольных оказалось много, но местные власти провели разъяснительную работу среди жителей. Все со временем утряслось. Если раньше у нас было 35 участковых больниц, сегодня их осталось 11. Кроме того, закрывая их, везде оставляли врачебные амбулатории, так что медицинская помощь, автотранспорт, персонал были к услугам жителей. При наших дорогах до ЦРБ можно добраться за 15-20 минут. Свои освободившиеся помещения отдали органам социальной защиты. Время идет, и сейчас мы никого не подстегиваем упразднять койко-места, сами главы администраций решают, как им лучше поступить.

- А как обошлись с кадрами. Ведь многие не один десяток лет проработали в здравоохранении, а устроиться на работу, особенно в сельской местности, сегодня не так-то просто.

- Решив кардинальный вопрос реструктуризации сети, мы раскрепостили руководителей, у них появилась инициатива, была выполнена важная социальная задача - не допустить безработицы среди медперсонала. В наших учреждениях всегда есть вакансии, нередко и совместительство, до сих пор его коэффициент 1,4-1,5. Люди восприняли все нормально, не было ни жалоб, ни судебных процессов.

- Какие выгоды принесла такая реструктуризация сети?

- Про финансы и говорить не буду, выигрыш здесь понятен каждому. Важен подушевой норматив. Но с кадрами приходится работать, психология наших докторов пока не рыночная. Надо чтобы койка не просто числилась, а работала, больной в стационаре должен лечиться, а не принимать два раза в день таблетки и три раза питаться, а такие случаи еще имеют место. И хотя показатель среднего пребывания на койке у нас ниже, чем по России - 14,1 дня, резервы для его уменьшения есть. Сейчас главная задача, чтобы люди поняли: больше сделал - больше получай. И важно, что у любого главного врача есть теперь возможность финансово его подкрепить.

- Без создания материально-технической базы, внедрения новых технологий обеспечить качество медицинской помощи невозможно. Орловщина не такой уж мощный промышленный центр, не богата она и выгодными нынче природными ресурсами. И тем не менее вы строитесь, технически перевооружаете здравоохранение, развиваете новые формы медпомощи.

- В Орловской области инвестирование в строительство лечебно-профилактических учреждений год от года увеличивается. В период с 2000 по 2002 г. на эти цели израсходовано 272 млн 97 тыс. руб. Введены в эксплуатацию 3 поликлиники и 2 стационара. Общая мощность этих объектов - 2280 посещений в смену и 120 коек. Мы получили детскую поликлинику на 480 и взрослую на 1 тыс. посещений в смену в Орле, терапевтический корпус Должанской ЦРБ на 60 коек, лечебный корпус Покровской ЦРБ на 60 коек и т. д. И сейчас продолжается строительство лечебного корпуса в Болховском районе на 82 койки, хирургического корпуса больницы им. Семашко на 240 коек, поликлиник в Верховском, Хотынецком, Свердловском районах, для областного онкодиспансера, реабилитационного центра в Ливнах на 730 посещений в смену.

Все это - хорошая база для внедрения новых технологий. Одна из них - дневные стационары. Но говоря о них, хотелось бы сделать одно отступление. Целесообразно ли создавать их при больницах? Думаю, нет. Держать амбулаторного больного на койке при стационаре - не очень здорово.

Другое дело - койка дневного стационара при поликлинике. Она нужна, это эффективно. Доктор не только поставит диагноз, но и будет врачевать больного, наблюдать за ним. Да и психологический эффект для самого врача положителен. Ведь пока что он у нас диспетчер. А в данном случае он и посмотрел больного, и проследил за его лечением и выздоровлением. Ему прибавляется ответственности. Данный этап как бы постепенный переход к врачу общей практики, а с этим у нас пока есть трудности.

В области три таких практики и ни за одну нам не стыдно. В Ливенском районе 2,5 тыс. населения, а доктор един в нескольких лицах - он и акушер-гинеколог, и хирург, и офтальмолог, и терапевт. Район помог ему с ремонтом помещений, есть здесь койки в стационаре, амбулатория, сам врач - депутат областного Совета. Авторитет его настолько высок, что, когда он баллотировался в законодательный орган, люди возражали - боялись, что он уедет из района. В городах все сложнее, врачи не привыкли работать в таком режиме, ведь надо быть готовым оказывать помощь и днем и ночью, по нескольким специальностям. Формально, конечно, можно организовать эти практики, да толку что? Правда, с другой стороны, есть подвижки: уже дают заявки на таких профессионалов - мастеров на все руки. В одном из районов Орла к нам обратился предприниматель, попросил подыскать доктора, который будет работать в качестве семейного врача. Под это отдают первый этаж офисного помещения, плату за аренду брать не будут.

- Неужели и такие предприниматели стали появляться?

- Люди все разные, один карман набивает, а другой рассчитывает в нашем городе жить, работать, растить детей, поддерживать свой имидж, и это радует.

- Вы заговорили о детях, забота о здоровье которых - тема приоритетная. Многие говорят об этом, а посмотришь - планов много, а дел мало.

- Главное здесь, чтобы в работе была система. У нас, наверное, как и у многих, немало программ, врачи всех специальностей хотят, чтобы они были, но так можно всю отрасль разбить на всевозможные программы. Потому важно выделить самые-самые... У нас это программа "Охрана материнства и детства", которая не только хорошо финансируется, но и имеет свои идеи, например оснастить все крупные родовспомогательные и детские учреждения необходимой наркозно-дыхательной аппаратурой, средствами для оказания экстренной помощи, подготовить кадры. Все это мы выполнили. Я с уверенностью могу сказать, что на ближайшие 15 лет благодаря созданной у нас материальной базе, обеспечению помещениями, оборудованием об этих учреждениях можно не беспокоиться. Говорю это ответственно. В Орле всюду новые женские консультации, новые роддома, 3 поликлиники, все они прекрасно оснащены. В областном роддоме полностью переоснащена и заработала на качественно новом уровне генетическая консультация, возможности которой открыли перед врачами новые горизонты. Теперь на ранних сроках беременности определяют дефекты внутриутробного развития, предотвращая рождение нездоровых детей.

Мы не распыляем средства. У нас много лет работает выездная детская реанимационная бригада, которая формируется в детской областной больнице, мы закупили хорошие реанимобили, оснащенные кувезами. Наши лучшие специалисты делают до 200 выездов в год в районы. Все это - результат системы в работе. Программа наша не только серьезно разработана, но и выполняется с точностью до мелочей, никаких отступлений не допускаем. Надо отдать должное Министерству здравоохранения и ФФОМС, строго контролирующим нас. Радуют результаты прошлого года - снизилась младенческая смертность, ее показатель - 10,7, а это второй результат в Центральном Федеральном округе. В области реализуется и ряд международных проектов.

- Михаил Васильевич, многое сейчас говорится о платных услугах. Тема, конечно, непростая. Что вы скажете на этот счет?

- Платные услуги у нас тоже есть. Минэкономики приняло среднесуточную программу, согласно которой до 2003 года планировалось довести объем таких услуг до 3,4%. У нас они составляют 3,7%, а есть территории, где и 10-15%. Но мы все-таки пытаемся обеспечить своих граждан бесплатной медицинской помощью и предоставлять все, что им положено. Стоматологическая помощь, косметологическая, разного рода массажи - за это надо рассчитываться. Недопустимо, когда плату взимают за помощь, которая гарантируется государством. У нас четко работает система обязательного медицинского страхования. Она, на мой взгляд, одна из лучших в России. Врачебные амбулатории, участковые больницы, родильные дома, детские больницы, все поликлиники задействованы в системе ОМС, охвачены не только стационары, но и специализированные службы, социально значимые на уровне районов, - фтизиатрическая, венерологическая финансируются через систему ОМС. Расходы небольшие, но учреждать две системы в одном районе невыгодно. Дело не в том, кто деньги дает, а в том, как организована работа.

В этом плане пример Самары - прогрессивный. Если бы удалось вместо учреждений здравоохранения создать организации здравоохранения, где главные врачи получили бы больше власти при распределении бюджетных средств, то это стало бы большим стимулом. Но решение такого вопроса зависит от федеральной власти.

А что касается людей, то это предмет нашей гордости. Они прекрасные специалисты, хорошо делают свое дело, многие из них трудятся по 20 и более лет. Они умеют ценить старые традиции, но и нового не гнушаются, современные веяния не обходят их стороной, поэтому многие вопросы решаются у нас без труда. Основная сила не в том, что кто-то более, а кто-то менее умный. Принятая у нас система срабатывает: один раз в определенный день проводятся коллегии, которые никогда не переносятся, а повестка не меняется, плановые выезды бригад в село остаются обязательными и др. Отказаться от зарекомендовавшего себя опыта проще простого, но надо предложить что-то более эффективное, а иначе и смысла в переменах нет.

- Какие качества сегодня необходимы руководителю такого уровня, как начальник Управления здравоохранения?

- Хотел бы сказать, каким я вижу руководителя учреждением здравоохранения.

Важно, чтобы он не командовал, а руководил. Для этого надо быть грамотным, коммуникабельным, способным к компромиссу. Лицемерием было бы не сказать о значении оплаты труда. Важное качество - умение советоваться с людьми и находит с их помощью правильное решение, ответственность за которое все равно ложится на твои плечи. Но если руководитель подумал, что он самый умный, считай, что он проиграл.

Валентина ЗАЙЦЕВА.

Орел.