К вам пришел санитарный врач
Издавна о врачах по гигиене питания бытует мнение как о людях слишком требовательных. Их замечания, предписания в адрес предприятий, учреждений, объектов торговли считают такими же жесткими, как и требования пожарных. Кто же они - современные гигиенисты питания, какие задачи решают в наше непростое время? Об этом беседа с Ириной ТИХОНЕНКО - заместителем начальника отдела гигиены питания Департамента госсанэпиднадзора МЗ РФ.
- Еще несколько лет назад пустые прилавки наших продовольственных магазинов вызывали уныние, а сегодня их изобилие поражают воображение. К тому же еще новые рынки, множество палаток на улицах... Всем очевидно, что структура и качество нашего питания изменились кардинально. Как это отразилось на вашей отрасли?
- Действительно, произошли большие изменения и связано это в первую очередь с тем, что пищевая промышленность, сеть общественного питания стали ориентированными на потребительский спрос. Кроме того, возникли новые виды продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе полученные с применением современных биотехнологий: обогащенные витаминами, различными минеральными соединениями и т. д. В связи с их широким использованием приходится усилить надзор и контроль за безопасностью и пищевой ценностью, что входит в компетенцию государственной санитарно-эпидемиологической службы. С другой стороны, в отдельных регионах России в рационе питания населения не хватает таких микронутриентов, как фтор, йод, железо и другие, что оказывает негативное влияние на здоровье. И это тоже наша забота. Особый контроль необходим за соблюдением санитарных норм и правил в сети общественного питания, которая активно развивается.
- В прежние времена повсюду были столовые, включая диетические, недорогие кафе, где можно было неплохо позавтракать, пообедать. Их закрыли, зато дорогих ресторанов и кафетериев хоть отбавляй. Они в почете, а простому смертному в них нечего делать - цены кусаются. Что вы на это скажете?
- Согласна. Дешевые столовые закрылись, поскольку влились в сеть быстрого питания. Продукция таких предприятий общественного питания стала пользоваться большим спросом. И хотя мы понимаем, что она не может полностью заменить сбалансированного питания в связи с активным образом жизни, ускорением ее ритма, люди от них не отказываются. Гигиенистам питания остается лишь усиливать контроль, поскольку эта сеть мобильная, передвижная - сегодня их точки здесь, завтра - там. Чтобы предупредить поступление некачественной пищи, которая может повлечь за собой пищевые отравления, повторю, необходим контроль и еще раз контроль. Для этого разработаны специальные дополнения к санитарным правилам, определяющим нужные требования. Эти дополнения касаются именно временных организаций общественного питания быстрого обслуживания в том случае, если в них отсутствуют водоснабжение и канализация. Одна из традиций у гигиенистов питания - рейдовые проверки предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли, в последние годы особенно рынков. Вы выявляли, устраняли нарушения, следили, чтобы продавцы не уходили из-под контроля, обеспечивая таким образом эпидблагополучие. А как сейчас?
- Эта традиция не только поддерживается госсанэпидслужбой, но и активно развивается, поскольку усиление контроля за безопасностью пищевых продуктов стало особенно актуальным в настоящее время. Сейчас во всем много "стихийности", и работать стало сложнее. Например, большая часть населения пользуется рынками, временными торговыми точками из соображения экономии средств. Именно работе с такими торговыми точками - самыми опасными - приходится отдавать много сил. Их товар часто не проходит гигиенической оценки, бактериологических исследований, санитарно-химических анализов, а значит, гарантии безопасности таких товаров нет. Но покупатели этого не знают. Продавцам важно продать и уйти, а какие будут последствия, их не интересует. Основными нарушениями стали неправильное хранение и транспортировка пищевых продуктов, их реализация с истекшим сроком годности, без сопроводительной документации, отсутствие медицинских книжек у работников. В точках быстрого питания, на рынках велика текучесть кадров: люди из регионов устраиваются на временную работу, часто без необходимого медицинского осмотра - все это санитарный врач должен вовремя выявить и предотвратить нарушения. Сейчас в связи с ростом заболеваемости кишечными инфекциями, венерическими болезнями, вирусным гепатитом наш контроль особенно важен. Мы проводим рейды совместно с представителями правоохранительных органов, и они нас не только поддерживают, но и часто защищают. Ведь не всем продавцам, предпринимателям нравятся наши действия. Они могут санитарного врача или его помощника оскорбить, угрожать им, разорвать предписание, а порой и ударить. Тем не менее введен такой порядок: ежемесячно регионы представляют в Департамент госсанэпиднадзора отчеты о рейдах. И это очень важно.
- Проблема санитарной культуры нашей торговли всегда была одной из трудных. Неужели вы считаете, что ее можно решить?
- И можно и нужно, иначе, если этого не сделать, у нас постоянно будут возникать вспышки инфекций.
- Но и ваши мизерные штрафы мало что дают.
- Размер штрафа регламентируется федеральными законами, а не тем, кто ведет надзор. Мы можем наложить штраф на граждан от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда, на предпринимателей и должностных лиц - от 20 до 30 , а на юридических лиц - даже от 200 до 300.
- Это уже серьезно.
- Порою такие штрафы действуют психологически сильнее, чем материальное наказание. Сейчас предприятие дорожит своей репутацией, маркой. Для них штраф или закрытие объекта - настоящая беда.
- Ирина Викторовна, за последние годы гигиенисты питания находятся почти на вершине пирамиды госсанэпиднадзора, поскольку страна завалена продуктами питания иностранного производства, появилась масса новых документов, постановлений. Не утонет ли врач по гигиене питания в этом море?
- Нормативно-методическая база, созданная в области гигиены питания позволяет осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по отраслям пищевой промышленности, в сети продовольственной торговли, общественного питания, и имеющиеся документы позволяют четко организовать и провести эту работу. Держать все в памяти, конечно, невозможно, но практика - хорошее подспорье. В нашей службе развита лабораторная база, у нее есть возможности для определения показателей безопасности пищевых продуктов и соответствия их нормативным документам. Очень активно развивается база для проведения надзора за продуктами, содержащими генетически модифицированные компоненты сырья.
- В мире, и особенно в Европе, идет острая борьба против этих продуктов. Люди выражают протест на демонстрациях, они не желают их потреблять, считают вредными. Да и исследования некоторых наших ученых подтверждают опасения. Поскольку у нас вообще мало считаются с интересами населения, его здоровьем, проблема может со временем вырасти в довольно острую. Вы лично как относитесь к генетически модифицированным продуктам?
- Проблема действительно актуальна. В настоящее время разработана нормативно-методическая база для эффективного надзора, приобретается необходимое оборудование, готовятся кадры. Лабораторные исследования основаны на ПЦР-диагностике (полимеразная цепная реакция), которая позволяет определить генетически модифицированную часть белка. В IV квартале 2002 г., по данным Центра госсанэпиднадзора Москвы, исследовано 62 образца пищевых продуктов - колбасных и соевых - на наличие генетически модифицированных ингредиентов. В 24 обнаружена трансгенная ДНК. Но не стоит бояться этой продукции. Ее готовят из сырья, которое получено с использованием новых биотехнологий. В основном это кукуруза, картофель, соя. Данные растения устойчивы к заморозкам, вредителям, а значит, их не надо обрабатывать пестицидами, ядохимикатами. Это сырье прошло регистрацию в Департаменте госсанэпиднадзора, имеется заключение о его безопасности. Хотим мы того или нет, объемы такой продукции в XXI веке будут расти. Психологически часть населения не готова их принимать, но надо проводить разъяснительную работу. Другой вопрос, что такое сырье следует рационально использовать и декларировать присутствие генетически модифицированного компонента. Такие соевые наполнители чаще применяют при производстве колбас, сосисок, продуктов, обогащенных белком. Этикетки подобных продуктов должны содержать соответствующую информацию. Мы никуда не уйдем от новых технологий. Еще вчера я все документы печатала на пишущей машинке, а сегодня работаю с компьютером и не представляю себе иной жизни - удобно, быстро. Так и здесь. В любом деле есть свои плюсы и минусы. Продукция из генетически модифицированных источников имеет право на существование, и это направление будет развиваться.
- Санитарный врач по гигиене питания работает с представителями разных социальных групп. Трудно ли доказывать свою правоту, убеждать в том, что вы защищаете здоровье людей?
- Поскольку возрастает ответственность врача за проведение надзора, нам все дается непросто. Но наша ответственность должна быть обязательно разделена с производителем продукции, теми, кто ее реализует. Добросовестных предпринимателей ни от кого защищать не надо, поскольку, какие бы рекомендации санитарный врач не дал, они обязательно постараются их выполнить. А мы помогаем им тем, что даем каждому компетентную информацию. Трудность заключается в том, что некоторые люди сейчас нацелены на бизнес, и только на бизнес. Они хотят получить выгоду, не неся никакой ответственности за продукцию. И тогда нести ее приходится санитарному врачу в одиночку. Однако, как это ни странно звучит, на нашей стороне конкуренция. Сейчас ее может выдержать только тот производитель, который выпускает хорошую продукцию, тот продавец, который продает безвредный, привлекательный, полезный для здоровья товар. Перспектива такая просматривается, поскольку все научились считать деньги, и население пойдет в тот магазин, на тот рынок, где ему обеспечат безопасный и полезный для здоровья товар.
Беседу вела Валентина ЗАЙЦЕВА.