Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Врачи и жертвенность

Сегодня на улицах наших городов и сел наступила "другая погода". Сегодня мы строим так называемый капитализм с рыночной экономикой. И невооруженным глазом можно увидеть, что это общество вступило в жесточайший конфликт с представлениями о морали. В обобщенном виде судьба морали у нас видна в высказывании одного из ученых-медиков: "Смешно при рыночной экономике обсуждать такие вопросы, как добро, совесть и справедливость".

В тяжкое время перестройки и демократизации российского общества, в наступившем хаосе и крушении многих отраслей государственной машины, медицина оставалась одной из самых стабильных отраслей. Это было связано с тем, что здесь издавна имеются устойчивые профессиональные этические нормы, по большому счету значащие для медиков не меньше, чем правовые.

К сожалению, наше общество и раньше не ценило, и сегодня не ценит этого, да еще пытается эту нравственность трактовать как обязанность врачебного сословия трудиться, не получая взамен ничего, имея мизерную заработную плату.

Гиппократ писал: "Не только сам врач должен употреблять в дело все необходимое, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности". Способствуют ли ныне внешние обстоятельства медикам в их деятельности?

Внешние обстоятельства - это отношение властных структур к врачу. Как же относятся к доктору нынешние государственные деятели?

Прежде всего, рассмотрим это на примере той же заработной платы. Сегодня врач, окончивший медицинскую академию и работающий в поликлинике, получает зарплату по 11-му разряду единой тарифной сетки (это его "потолок") 1205 руб. в месяц (на руки 1049 руб.). При стаже 15 лет и больше, с учетом надбавок, доплат и повышений, компенсирующих напряженный характер работы, вредные и опасные для здоровья условия деятельности, а также дополнительные виды работ и интенсификацию труда, получившие распространение в отрасли, средний размер месячной заработной платы за второе полугодие 2002 г. в РФ составлял 1710 руб. (на руки) при прожиточном минимуме на одного человека более чем 2000 руб.

За тяжкий месячный труд врач получает зарплату, которая намного меньше прожиточного минимума! А ведь и этот "минимум" предусматривает, например, покупку пальто раз в 16 лет, костюма раз в пять лет и т.д. При этом общество требует, чтобы врач, поставленный в такие условия, работал бескорыстно, добросовестно и с максимальной отдачей. А ведь записано в документах Всемирной медицинской ассоциации: "Ни медиков вообще, ни одного врача, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях". Однако такие рекомендации для российских законодателей и властей всего лишь пустой звук.

Впечатляющие данные о положении отечественного врача можно получить при сравнении с положением американского коллеги. По данным Occupational Outlook Handbook lndianopolis за 1998 г., годовая зарплата врачей составляет следующие цифры (по специальностям): радиолог - 230 тыс., хирург - 225 тыс., анестезиолог-реаниматолог - 203 тыс., акушер-гинеколог 200 тыс., интернист (терапевт) - 138 тыс. Долларов, разумеется. В среднем это 199,2 тыс. долл. в год. Если пересчитать эту среднюю годовую зарплату американского врача на нынешний рыночный курс доллара по отношению к рублю, получится, что для получения такой суммы начинающий российский врач (1205 руб. в месяц после повышения 2001 г.) должен работать 354 года, а со стажем семь лет и более (1710 руб.) - 310 лет!

В советское время врачебное сословие относили к бедным. Однако в новом - российском, капиталистическом обществе - оно перешло в разряд нищих и впало в самую настоящую экономическую кабалу. Вот некоторые выкладки. В 80-е годы врач в Дагестане получал 120 руб. в месяц. За эти деньги он мог полететь в Москву, пожить там в гостинице "Восток" или "Заря" неделю, купить подарки по мелочи детям и прилететь обратно. Сегодня, даже после повышения зарплаты, для того, чтобы проделать все это, дагестанский врач, не имеющий стажа, должен работать 16,5 месяца (6600 руб. билеты, 10 500 руб. на гостиницу, 3500 руб. на питание и 1302 руб. на мелкие подарки, итого 19902 руб.). Таким образом, его финансовое положение за последние 10 лет ухудшилось в 16,5 раза.

И на этом фоне у нас очень любят порассуждать о долге врача, о бескорыстии... Однако эта категория его души должна проявляться во взаимоотношениях с больным и не имеет никакого отношения к зарплате. Врач попросту оказывается заложником безответственного общества, государственных чиновников.

В то же время многие предлагают нам руководствоваться моралью социалистического общества, быть абсолютно бескорыстными, жертвенными. Верно, врач должен быть бескорыстным. Однако есть настоятельная необходимость проводить четкую грань между жертвенностью медицинской профессии и вынужденной жертвой собственной жизнью врачей и медицинских сестер. Жертвенность предполагает добровольное служение с использованием всего интеллектуального и профессионального потенциала, но не более того. Жертвенность служения никак не должна приравниваться к жертвованию здоровьем и жизнью. Врач никому не присягал быть нищим и в то же время бескорыстным. Именно нищета вынуждает доктора терять бескорыстие по отношению к больному. Если жертвенность была характерна и оправданна в социалистическом обществе, то она никак не может быть требуема и узакониваема сегодня.

Кстати, еще о бескорыстии и бессребреничестве. Издавна в России наших граждан потчуют мифом о бескорыстии земских врачей, о том, что все они были бессребрениками. Не ведаю, какими истинными источниками пользуются авторы таких утверждений. Художественно-мемуарная литература того периода не дает нам никаких оснований для этого. Все известные медики земского периода - XIX столетия - были богатыми людьми. Г. Захарьин стал миллионером, С. Боткин и Н.Пирогов были, мягко говоря, очень зажиточными. А ведь они состояли на "государевой службе", которая в то время была нищенской, как и сегодня. Следовательно, их богатство основывалось на гонорарах, получаемых от пациентов. Этот не секрет, данный факт известен всему миру.

Сейчас настало такое время, когда инициативный врач может подрабатывать частной практикой. Однако и здесь складывается обстановка, о которой говорил В. Вересаев. В начале своей врачебной деятельности он также пытался трудиться безвозмездно и, чтобы заработать на жизнь, подрабатывал по вечерам перепиской документов для богатых людей. Позже он понял абсурдность своего занятия. Вот что писал Вересаев: "... Я вступил в жизнь. Я ближе увидел отношение больных к врачам. И постепенно мои взгляды стали меняться. У меня был товарищ-врач, специалист по массажу. Он в течение двух лет лечил семью одного богатого коммерсанта. Коммерсант, очень интеллигентный господин и вполне "джентльмен", задолжал врачу около двухсот рублей. Прошло полгода. Товарищу очень нужны были деньги. Он написал коммерсанту вежливое письмо, где просил его прислать деньги. Коммерсант в тот же день сам приехал к нему, привез деньги и рассыпался в извинениях... Но он все время называл врача не по имени, а "доктор", все время держался с той изысканной вежливостью, которою люди прикрывают свое брезгливое отношение к человеку.

С этих пор коммерсант перестал обращаться к моему товарищу. В своих делах он, конечно, не считал предосудительным предъявлять клиентам векселя и счета, но врач, который в свое дело замешивает деньги... Такой врач, в его глазах, не стоял на высоте своей профессии.

Поведение коммерсанта поразило меня и заставило сильно задуматься: оно было безобразно и бессмысленно, а между тем в основе его лежал тот взгляд, по которому врач должен быть абсолютно бескорыстен. По мнению коммерсанта, врач должен стыдиться - чего? Что ему нужно есть, и одеваться, и что он требует вознаграждения за свой труд! Врач должен весь свой труд отдавать обществу даром, но кто же сами эти "бескорыстные" и "самоотверженные" люди, которые считают вправе требовать этого от врача? Было бы понятно, если бы и само общество состояло сплошь из идеальных людей. Средний врач есть обыкновенный средний человек, и от него можно требовать лишь того, чего можно требовать от среднего человека. И если он не желает трудиться даром, то какое право имеют клеймить его за корыстолюбие люди, которые свой собственный труд умеют оценивать весьма зорко и старательно?"

Согласитесь, ситуация весьма и весьма характерная для нашего сегодняшнего общества. Вересаев приводит еще один показательный пример: "В газету "Сын отечества" обратился господин с требованием "пропечатать" врача, подавшего на него в суд за неуплату гонорара. "Да отчего вы не заплатили ему?" - спросил газетчик. - "Да так, знаете, - праздник подходит, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну все такое прочее"...

Вот оно, оказывается, как. Врач должен быть бескорыстным подвижником, ну а остальные, важные лица, будут за его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках".

Слова эти сказаны В.Вересаевым 100 лет назад, но сегодня для нашего общества звучат не менее актуально, чем тогда.

По улицам российских городов бегают вереницы машин, цена которых, даже отечественных, равна примерно 10-15-летней зарплате врача, приличный костюм или пальто стоят несколько месячных зарплат, ни цветной телевизор, ни хороший холодильник, ни мебельный гарнитур, ни один ресторан недоступны ему, честно работающему. Курорты он видит по телевизору, поездку за рубеж может совершить лишь во сне, шуба для жены или красивая одежда для детей - химера. А ему поют: "Трудись бескорыстно, самоотверженно, милосердно" и, по Чехову, "Будь ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". Вот только на какие шиши?

Для того чтобы как-нибудь прокормить семью, очень многие врачи (да и средний персонал) вынуждены заниматься совместительством и надрывать свое здоровье, работая на 1,5 и даже на 2 ставки. Ни о какой охране труда или правовой защите медиков не приходится даже говорить.

Но и это еще не все.

К концу рабочего срока жизни полагается подводить итог - давать пенсию. Какова она у врача сегодня? По Дагестану в среднем приблизительно 700 руб. - в 3 раза ниже прожиточного минимума на одного человека. Моральная позиция верхушки нашего общества в отношении врача ясна как солнечный день - кто вел нищенскую жизнь, тот обречен на нищенское же доживание. Не зря у врачей одна из самых низких продолжительностей жизни.

И в этой ситуации, как только пациент пытается доплатить врачу за его самоотверженный труд, со всех сторон начинаются вопли о взятках и мздоимстве. Более того, цинизму сегодняшнего общества по отношению к врачам нет предела. Оказывается доктору нельзя давать не только деньги, но и никакие подарки. Причем всем остальным чиновникам и прочим можно. А врачам нельзя. Вот факты.

Гражданский кодекс РФ 1995 г., ст. 575: "Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленных законом пяти минимальных размеров оплаты труда". То есть, если это перевести на обычный язык, все-таки допускаются подарки в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Допускается дарить подарки всем - правительственным и думским чиновникам, служащим президентской администрации, сотрудникам правоохранительных органов, да кому хотите! Но только не врачам! Ибо п. 2 той же статьи гласит: "Не допускается дарение работникам лечебных, воспитательных учреждений". Вот так-то!

Socium - cura te ipsum!

Ибрагим ШАМОВ,

профессор.

Махачкала.