Георгий Жженов: К медикам государство должно быть более щедрым
Есть у нас люди, в личной судьбе которых отразилась вся история России в минувшем столетии. К ним относится народный артист СССР Георгий Жженов. В марте ему исполнится 89 лет! Потомок тверских крестьян, родился в Петрограде, где еще в юные годы проявился его актерский талант. Он учился в театральном училище, снимался в эпизодах многих фильмов, в том числе в знаменитом "Чапаеве". Но наступил роковой 1938 год - арест по клевете, пресловутая 58-я статья и долгие годы лагерей и ссылок. После освобождения не имея права жить и работать в крупных городах, играл в театрах Магадана, Норильска, Павловска-на-Оке. В 1958 году был полностью реабилитирован и начал восхождение к актерской славе, известности и всенародной любви. Ему аплодировали театральные зрители Ленинграда, а с 1968 года и Москвы. Сыграно более 100 ролей в кино. Сегодня бывший зэк является членом Комиссии по защите прав человека при Президенте РФ. Это ли не подтверждение истины - правда все-таки возьмет свое... В столь почтенном возрасте он удивительно моложав, оптимистичен, добр к людям.
- Георгий Степанович, может, вы владеете секретом как безвредно пройти сквозь огонь, воду и медные трубы? Крестьянские корни помогли?
- Судить, да и говорить об этом я могу только сейчас, после многих лет жизни. А раньше я даже не задумывался об этом, просто выходил живым там, где большинство погибало. В лагерях от дистрофии умирали тысячи, я - нет. Почему, анализ я сделал в нескольких своих автобиографических книгах. Огромную роль в становлении моего характера сыграла моя матушка Мария Федоровна, наследственные гены крестьян Тверской губернии. Даже моя фамилия - Жженов, которая произошла от клички Жженый.
Какой-то мой прадед, крепостной человек банился в русской печке и обгорел, сжегся. С тех пор все его дети получили кличку Тверские-Жженые. А когда в 1861 году после отмены крепостного права крестьянам стали давать фамилии, то мои предки, естественно, стали Жженовыми...
- Я читал, что в молодости вы были настолько сильны и развиты физически, что выступали в цирке акробатом, чуть не пошли по пути профессионального спортсмена.
- Да, спорт я любил с детства, со школьных лет в Ленинграде. После окончания эстрадно-циркового техникума работал каскадным акробатом в ленинградском цирке "Шапито". В 1932 году, поступив в Ленинградское театральное училище, из всех своих спортивных увлечений предпочтение стал отдавать футболу - играл в составе сборной команды профсоюзов Ленинграда. А это, знаете, требует от человека соблюдения определенного режима тренировок и жизни. И однажды мой любимый учитель, кинорежиссер Сергей Апполинарьевич Герасимов сказал: "Выбирай одно из двух - либо футбол, либо кинематограф".
Так что мои физические данные были неплохими. Я и сегодня большой любитель спорта, регулярно смотрю телерепортажи и уверен, что это для моего возраста очень хорошая гимнастика.
- Значит, здоровьем вы следите?
- Возможно, мой ответ вам и вашим читателям-медикам покажется обычным, "русским", но к собственному здоровью я отношусь, как всякий здоровый человек, попросту не придаю ему значения. Никогда не был мнительным, любителем лекарств, не верил им. Оглядываясь на прожитые годы, понимаю, что был хоть и нелегкомысленным, но несерьезным. Пока действительность не напомнила о себе...
Но при этом, честно признаюсь, медиков всегда рассматривал как одну из наиболее ярких составляющих той корпорации, что именуется русской интеллигенцией. Врачи, учителя, люди искусства - вот тот треугольник, который составляет цвет народа.
- Не разуверились ли вы в этом в тяжелые годы лагерной жизни?
- Нет, что вы! Прошло уже больше 60 лет, но я до сих пор помню фамилию военного врача Пышкина, бывшего сотрудника Военно-медицинской академии в С.-Петербурге, который в 1942 году, как и я, был в числе заключенных в колонии на Колыме. Он, работая лагерным врачом, по сути, спас меня тогда от смерти. А дело было так. Мы вылавливали огромные бревна, деревья, которые вырубались где-то в верховьях и сплавлялись вниз по реке. Работали по пояс в холодной воде. Свои кирзовые ботинки я случайно проткнул ржавым гвоздем, произошло заражение крови, воспалился седалищный нерв, температура перевалила за 41оС. В таком критическом состоянии меня увидел доктор Пышкин, имя-отчество его я точно не помню, но кажется Иван Петрович. Он и тогда был пожилым человеком, значит, его давно уже нет. Но не для меня. Спасая меня, он использовал остродефицитные тогда новые лекарства, которые не имел права тратить на заключенных, - стрептоцид и сульфидин. Потом он мне признался, что и сам не верил, что сможет спасти меня.
- А что, к заключенным-медикам лагерное начальство относилось лучше чем к остальным "зэкам"?
- Получше, ибо и само у них лечилось. Не забывайте, что среди осужденных в годы сталинских репрессий оказались очень многие известные доктора. Они трудились практически по специальности во всех многочисленных лагерях Колымы. Больше того, поскольку медиков-профессионалов не хватало, на эти должности подчас устраивались и случайные люди, порой просто проходимцы, ведь каждый старался в этих немыслимых условиях спасти свою жизнь.
Опять-таки вспомню случай, уже в другой колонии... Мы в то время грузили лес в Дукчанском леспромхозе километрах в десяти от лагеря. Мороз за 40оС, а у меня явное воспаление легких. Обращаюсь к лагерному врачу, хотя и понимаю, что напрасно. У него норматив - освобождать от работы не больше двух, а заболевших ежедневно бывало не менее 20. В число таких несчастных попал и я. Сколько мог работал, потом, поскольку конвоя не было, решил возвращаться в лагерь. А своим ребятам сказал, чтобы, когда пойдут обратно, то смотрели бы, не лежит ли где тело. Так и вышло, меня уже запорошило. Вовремя доволокли до тепла, выходили...
- А каковы ваши взаимоотношения с нынешним миром медицины?
- Со многими светилами я знаком и как их пациент, и по совместному участию во всевозможных общественных мероприятиях. Вообще, я заметил - медики любят театр, это наши постоянные, благодарные зрители.
Среди многих давних хороших знакомых - педиатр Леонид Рошаль, стоматолог Сергей Князев, терапевт Лариса Шестакова. Назову и члена-корреспондента РАЕН Александра Семеновича Бронштейна, профессора, руководителя курса новых медицинских технологий в ММА им. И.М.Сеченова. Прошел у него, в Центре эндохирургии и литотрипсии (после того как пожаловался на боль в ногах), всестороннее обследование, получил точный диагноз и сейчас лечу это, в общем-то возрастное заболевание. Как же мне не быть благодарным медикам за заботу о моем здоровье?
- Какую роль в вашей жизни сыграл театр?
- И продолжает играть, хоть я и не часто занят в спектаклях в театре им. Моссовета. За свою жизнь сыграл более 100 ролей как в больших, так и в маленьких театрах. Волка кормят ноги. Если в крупных городах в театре считается нормальным 3-4 премьеры в год, то в провинции мы умудрялись ставить по 12-15 новых постановок. Там пьеса идет 7-8 раз, потом ее заменяют, иначе не будет зрителей.
В Театре им. Моссовета вот уже третий десяток лет идет замечательная, остроумная и в то же время чрезвычайно философская вещь "На золотом озере". Два старика - 70-летний учитель, роль которого играю я, и его спутница, которой 60 лет. Первой моей многолетней партнершей была замечательная Людмила Шапошникова, народная артистка СССР, к сожалению, умершая от инсульта. Сейчас эту роль играет народная артистка СССР Ирина Карташова. Без преувеличения скажу: образ учителя в этой пьесе один из самых дорогих мне в театральной карьере.
Вообще же, мне в театре всегда нравилось играть в пьесах классиков - А.Чехова, М.Горького, Л.Толстого. За эти роли я получал и награды, и звания. И даже мой переезд в 1968 году из Ленинграда в Москву был связан с приглашением сыграть графа Льва Толстого в пьесе "Бегство в жизнь". Но Министерство культуры СССР не рекомендовало эту постановку. Когда же я спросил у Е.Фурцевой, почему, то услышал: "Меня так просветили... Но уж если вы так хотите, ставьте". Но было поздно - Вера Марецкая, которая должна была играть супругу Л.Толстого, была уже занята в другом спектакле... В Малом театре эту роль играл Игорь Ильинский. После его смерти могли бы пригласить меня, но не догадались этого сделать. Сергей Герасимов, ставя фильм о Л.Толстом, решил сам сыграть эту роль. Так она и осталась для меня несбыточной мечтой...
- Ну а самые дорогие роли в кино?
- Из более 100 киноролей, мною сыгранных, их совсем немного, не больше 10-15. Смотрите на вещи реально, актеру на что-то нужно жить, зарабатывать деньги. Ведь театр и по сей день платит гроши. Приходилось быть не очень-то разборчивым. Играл своих персонажей добросовестно, а уж какой получался фильм, показывало время. Мне нравятся "Ошибка резидента" и "Судьба резидента" - эти фильмы и сегодня показывают. Как и "Экипаж", где я в роли командира воздушного корабля. После выхода многосерийного фильма "Вся королевская рать", где я сыграл сенатора Вилли Старка, приобрел особую любовь российских интеллигентов.
- А за роли медиков в театре и кино?
- Некоторые стали просто эпохальными в моей судьбе, любимейшими. В Ленинградском областном драматическом театре в пьесе А.Кронина "Юпитер смеется" я играл хирурга Венера, а моя жена Лидия Петровна - роль врача Мэрей - зрителям очень нравились эти персонажи. Перевоплощался я и в чеховского доктора Астрова. В фильме "Большая руда" я сыграл доктора в сцене, когда погибает главный герой. Медики потом говорили, все было достоверно.
- Георгий Степанович, вы, как член Комиссии по правам человека, в чем вы видите ее роль?
- Она безусловно нужна и должна суммировать, аккумулировать просьбы и претензии населения всех регионов. Мы анализируем их для последующего доклада Президенту РФ. Однажды список членов комиссии был опубликован, и теперь на меня простого артиста, а не руководящего чиновника, обрушился вал корреспонденции. Мой почтовый ящик забит жалобами, которые должны направляться на официальный адрес комиссии. Мало того, в театре на поклонах после спектакля мне подают букеты с вложенными туда жалобами.
- А какие вопросы чаще всего обсуждаются?
- Люди жалуются на правонарушения допущенные в их адрес. И если с нашей точки зрения просьба справедлива, мы прилагаем усилия, чтобы помочь пострадавшему. Но далеко не всегда так бывает, ведь людям свойственно ломиться во все двери - а вдруг пройдет?
- Приходилось ли вам встречаться с Президентом РФ?
- Он регулярно, по крайней мере дважды в год бывает на заседаниях нашей комиссии. Во время его последнего посещения я задал вопрос: "Почему такое безобразие творится на телевидении - показывают насилие, порнуху, агрессивные безобразия, почему не учитывают что телепередачи смотрят дети?" Владимир Владимирович ответил, что его это так же беспокоит. Это может быть изжито, но не сразу, со временем. Я понял, что, похоже, внутренне он со мной был согласен.
- Что бы вы, Георгий Степанович, пожелали медикам?
- Чтобы наше государство было к ним более щедрым. Причем не только к элите, но и к рядовым врачам и медсестрам. Представители сложнейшей профессии должны жить в нормальных условиях.
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".