Что-то мужчины измельчали...
Недавно в Москве в Центральном доме журналиста по инициативе Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА) состоялся "круглый стол" на тему "Вовлечение мужчин в репродуктивное здоровье". Тема многогранна, касается не только физического здоровья, но затрагивает и вопросы планирования семьи, гендерные проблемы, образовательные... Круг участников, представляющих экспертов по заявленным проблемам, специалистов здравоохранения, был очень широк. Разумеется, в рамках публикуемого материала нет возможности отразить весь спектр дискуссий. Однако на некоторые аспекты этой важнейшей темы будет полезно обратить внимание.
Страны разные, проблемы общие
С вступительным словом к участникам обратился исполняющий обязанности представителя Фонда ООН по народонаселению в России г-н Шуюнь-Сюй. Во всем мире, отметил он, в том числе и в России, проблемы планирования семьи и репродуктивного здоровья традиционно считаются женскими проблемами. Однако в последние годы все активнее обсуждается вопрос необходимости разделения мужчинами бремени ответственности с женщинами за принимаемые решения. В значительной мере этому способствовали документы международных форумов по проблемам народонаселения и положения женщин.
Важная роль мужчин в охране репродуктивного здоровья нашла отражение в программах действий, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994) и на 4-й Международной конференции по проблемам женщин (Пекин, 1995). В них указывается, что целью таких программ должно стать содействие достижению равенства и партнерства между мужчиной и женщиной в поддержании репродуктивного здоровья.
Задача непростая. Мировая статистика, как и всякая статистика, бесстрастно собирающая всевозможные данные, приводит иногда просто удручающие факты. Так, например, в США каждые 50 секунд регистрируется акт побоев мужчинами женщин. Где уж тут до гендерного благоденствия!
Как показывают результаты немногочисленных исследований, в основном зарубежных, участие мужчин в планировании семьи, как правило, ограничивается высказыванием мнения о рождении детей, да и то это касается в большинстве своем женатых мужчин. Тем более, мужчины не часто участвуют в решении других конкретных вопросов планирования семьи, таких, как выбор метода контрацепции или об аборте. Исследования также показывают, что уровень их знаний в области планирования семьи и репродуктивного здоровья низок.
Поводов для оптимизма пока нет
В довольно эмоциональном ключе прозвучало в дискуссии выступление генерального директора общероссийской организации "Российская ассоциация "Планирование семьи" Инги Гребешевой.
Для нашей страны, имеющей высокие показатели числа абортов и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), разработка и реализация научно обоснованных специальных программ может внести весомый вклад в решение проблем планирования семьи и охрану репродуктивного здоровья - как женщин, так и мужчин.
Так сложилось, что в России проблемы планирования семьи и репродуктивного здоровья традиционно адресуют женщинам, забывая порой, насколько они тесным образом связаны с неблагоприятной экономической ситуацией. И чаще всего делается вывод, что женщины просто не хотят рожать, из-за чего падает рождаемость со всеми вытекающими отсюда демографическими последствиями. Ежегодно в стране производится от 1,5 до 2 млн абортов, но при обсуждении такого положения дел почему-то упускается из вида тот факт, что возникновению проблемы активно способствовало как минимум столько же мужчин. Правомерен вопрос: ответственны ли вообще мужчины за здоровье женщин и потомства? Ведь при тех условиях, в которых в России проводятся такого рода вмешательства, вероятность последующего бесплодия, особенно после искусственного прерывания первой беременности, очень высока.
Проблемы, когда обсуждаются демографические вопросы, таким образом, сводятся не столько к проблемам взаимоотношений между обществом и женщиной, сколько к межличностным отношениям женщин и мужчин. При опросе студенток ряда учебных заведений о причинах, толкающих женщин на аборт, чаще назывались причины материального свойства. Но показательно и мнение одной из респонденток, что женщины нередко делают этот шаг, когда рядом нет надежного мужчины. Вот почему проблема аборта - это и мужская проблема, проблема ответственности мужчины за свое репродуктивное поведение.
Известно, что в стране складывается тревожная ситуация с заболеваемостью туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией. Высокая опасность этих социальных болезней ставит под угрозу репродуктивное здоровье не только мужчин и женщин, но также и здоровье детей. Поэтому эти вопросы следует рассматривать как с общественно-социальных позиций, так и с позиций здравоохранения. Несмотря на то, что исследований, касающихся репродуктивного здоровья мужчин, в России проводится мало, сегодня можно со всей определенностью говорить о резком его ухудшении начиная с 90-х годов прошлого столетия. По оценкам экспертов, в стране насчитывается до 20% бесплодных супружеских пар, из них в 50% случаев причиной проблемы является мужское бесплодие. В свою очередь, одной из самых распространенных причин мужского бесплодия считаются ЗППП. В указанный период заболеваемость данной патологией возросла, по различным данным, в 30-80 раз.
Положение усугубляется тем, что если девочки имеют возможность решать эти проблемы, в том числе и через развитую сеть женских консультаций, то мальчики, при этом далеко не все, в лучшем случае отваживаются на визит в кожно-венерологический диспансер, организация приема подростков в которых далека от идеала. Специальных молодежных центров, где юноши могут получить не ущемляющую их достоинства консультацию и, при необходимости, лечение, настолько мало, что можно считать, что их нет. Результат: мальчики лечатся, к примеру, от гонореи в лучшем случае одним уколом; в худшем - понаслышке, следуя советам "опытных" сверстников; в итоге - резкий рост в стране вторичного сифилиса и осложненных форм ЗППП.
Губит людей и пиво!
Неблагоприятное материальное положение многих молодых людей также не способствует "долечиваемости" от этих болезней, зато способствует хронизации и рецидивам. Не следует сбрасывать со счетов и то, что, согласно социологическим исследованиям, мужчины психологически менее охотно решаются подвергать себя специфическому обследованию при подозрении на ЗППП или бесплодие. Помимо этого, как уже давно доказано, курение и злоупотребление спиртным сами по себе приводят к снижению количества и качества сперматозоидов в эякуляте, вплоть до азооспермии.
С сожалением приходится констатировать, что с развитием рынка алкогольной продукции, идущим рука об руку с агрессивной рекламой пива, в Россию пришло понятие "пивные дети". Термин, относящийся к детям с алкогольным синдромом, заслуга "изобретения" которого приписывается немцам и чехам - безмерным ревнителям пивных традиций, теперь можно считать прочно укоренившимся и в России. Напомним, алкогольный синдром у детей - это малый вес ребенка, увеличение числа врожденных заболеваний, недостаточное развитие и умственная отсталость вплоть до олигофрении. Дети от матерей алкоголичек сразу после рождения испытывают алкогольную абстиненцию (как и дети наркоманок - наркозависимость).
Не секрет, что в большинстве случаев именно мужчины склоняют женщин к употреблению спиртного и к курению. Не секрет и то, что пиво и сигареты для многих подростков олицетворяют атрибуты взросления. И чем раньше мальчики знакомятся с ними, тем выше риск для их репродуктивного здоровья.
Представляет интерес и отношение мужчин к контрацепции. В целом мужчины удовлетворительно осведомлены об имеющихся для этих целей средствах, уровень знаний большинства опрошенных по данному вопросу составил не ниже 60%. Но, как показывают исследования, взгляды и желание мужчин следовать тем или иным методам контрацепции остаются неизменными. Большинство предоставляет решать эти проблемы женщинам, являясь, в душе, противниками контрацепции вообще. Менее всего затрудняют себя дилеммой выбора молодые мужчины, не взирая на возможные негативные последствия незащищенного секса. Причем не только с точки зрения охраны своего здоровья, но и сточки зрения последствий для здоровья женщины в частности и будущего воспроизводства населения в целом. На этом фоне уже не кажется парадоксальным факт, что значительная часть юношей никак не связывает сексуальную жизнь с рождением потомства.
Таким образом, остается лишь сожалеть о нежелании использовать в России зарубежный опыт, где в ряде стран созданы и не первое десятилетие успешно работают центры репродуктивного здоровья мужчин.
Береги здоровье смолоду
Мнение для медиков, в общем-то, бесспорное высказал в своем выступлении заведующий кафедрой детской хирургии НИЦ РМАПО Минздрава России, главный детский уролог-андролог, профессор Алексей Окулов. Напомнив аудитории высказывание академика Георгия Сперанского о том, что корни геронтологии лежат в педиатрии, ученый остановился на современных аспектах проблемы.
Большим достижением еще советской медицины, считает он, является создание стройной системы охраны репродуктивного здоровья женщин. Это и разветвленная сеть женских консультаций, и центры материнства и детства, и гинекологические стационары, и кафедры акушерства и гинекологии в институтах. Что касается мужчин, до 1922 г. существовала врачебная специальность "андрология", которая затем была заменена "урологией". Последняя, так уж сложилось, больше занималась болезнями мочевыделительной системы, не уделяя должного внимания репродуктивным проблемам. В то же время, как отмечают детские урологи, до 70% операций приходится на патологию репродуктивных органов, и лишь 30% - на систему мочевыделения. Этот факт был подтвержден и на симпозиуме по проблемам педиатрической андрологии, прошедшем недавно в рамках международного форума "Мужское здоровье и долголетие".
В мире сейчас насчитывается более 1000 врачебных специальностей, в нашей стране официально зарегистрировано порядка 60, что приближается к европейскому стандарту. Недавно с большим трудом удалось ввести в перечень специальность детского уролога-андролога. И теперь в ближайшие годы предстоит подготовить около 1000 специалистов такого профиля. Скажется ли это позитивно на состоянии репродуктивного здоровья мужчин? Несомненно, хотя, в далекой перспективе, и сделает более выпуклым один феномен. Дело в том, что хирурги, исправляя врожденные, генетически обусловленные пороки развития, в данном случае половых органов, закрепляют тем самым заболевание в популяции. Но если отказаться от некоторых направлений медицинской науки, то можно уподобиться древней Спарте, не щадившей слабых и болезненных младенцев. Финал античного государства известен и вряд ли является примером для подражания.
Женщина как фактор риска
Еще целый ряд смежных вопросов был затронут в выступлениях заместителя начальника Управления специального образования Минобразования РФ Галины Сырчиной и координатора программ ЮНФПА в России Татьяны Мельниковой. В числе прочих прозвучал и вопрос о факторах риска для репродуктивной сферы мужчин. В связи с тем что "круглый стол" носил не строго научно-медицинский характер, ответ приглашенные эксперты искали сообща. Что называется, с миру по нитке, назвали некоторые негативные факторы, начиная с курения, злоупотребления алкоголем, перепада температур и заканчивая службой в авиации (летчики с большим налетом часов) и на флоте (подводники). Одним из самых опасных считается, по мнению Алексея Окулова, вибрация.
Своеобразным резюме сказанному прозвучала остроумная реплика Татьяны Мельниковой. Что говорить об умозрительных факторах риска, когда в расплодившихся модных школах боевых искусств и самообороны первым приемом к применению курсантам, и в первую очередь девочкам, рекомендуется удар ногой по мужским гениталиям! Технически просто и широко доступно. "Вырубает" мужика стопроцентно. Забываем только, что с высокой степенью вероятности вырубает его из "мужиков" на всю оставшуюся жизнь. Так никаких андрологов не напасешься.
Трудно не согласиться. Вместе с тем нельзя не согласиться и с ее же мнением, что, несмотря на все трудности на пути решения обсуждаемых проблем, ни одно усилие искренне заинтересованных в деле сторон не пропадает даром и рано или поздно приносит плоды. Подтверждением может служить следующий факт. При опросах школьников 90% из них сообщают, что им предлагались для пробы наркотики. Однако, по разным оценкам, соглашаются на это и в последующем втягиваются порядка 20-30%. Значит, установки в семьях, антинаркотическая пропаганда и специальные образовательные программы эффективны! Почему бы в таком случае не ожидать действенности от усилий, направленных на повышение ответственности мужчин за планирование семьи, за репродуктивное здоровье, здоровье потомства?
Конечно, эта ответственность в значительной мере зависит от нравственных представлений молодежи, которые формируются под воздействием, прежде всего, отношений в семье и атмосферы, складывающейся в обществе, под воздействием пропагандируемых СМИ моральных ценностей. И до тех пор, пока в обществе не изменятся нравственный климат и отношение к женщине, очень трудно ожидать от мужчин большей ответственности за свою семью и своих детей, за их здоровье и благополучие.
Юрий СУПРУНОВ,
корр. "МГ".