Вера ВАСИЛЬЕВA:Судьба благосклонна к незлобивым и терпеливым
1948 год стал для народной артистки СССР Веры Васильевой вдвойне счастливым. На киноэкраны вышел фильм "Сказание о земле Сибирской", принесший ей всенародную любовь и славу. В том же году она была зачислена в труппу знаменитого московского Театра Сатиры, где с успехом выступает и по сегодняшний день. Прошедшие с тех пор десятилетия только усилили очарование зрителей этой удивительно доброй, чуткой и по-настоящему яркой русской женщины.
Чтобы выведать у примадонны секреты ее неувядаемого обаяния, я и напросился на интервью перед началом очередного спектакля в театре Сатиры...
* * *
- Вера Кузьминична, вы умудрились сохранить удивительно прекрасную духовную чистоту и поразительную внешнюю красоту. Может быть, поделитесь какими-нибудь секретами с нашими читателями?
- Ваши медики возможно будут смеяться, но до своих 75 лет я вообще не понимала, что такое возраст. Конечно, ума хватало соображать, что мне уже не 20, но по самочувствию, по желанию играть, по восприятию жизни я ощущала себя одинаково что в 40, что в 50, что в 60 лет. Правда, последние три года вдруг стала и уставать...
Ну а если посмотреть на это с медицинской или психологической точки зрения, то эта возрастная перестройка требует мудрости. Нельзя унывать, ведь жизнь прекрасна всегда.
Унывать нельзя, а что для этого делать, я не знаю. Те, у кого есть дети и внуки, исполняют свое душевное устремление - отдают им как можно больше сил и тем самым стимулируют свою жизнь. Мне наибольшее удовлетворение приносит общение со зрителями. Отсюда и мое постоянное стремление как можно лучше выглядеть, чтобы нравиться моим зрителям, чтобы не оскорбить их зрение, слух, а главное - воспоминание.
Поэтому я часто "мелькаю" на телеэкранах во всевозможных поздравительных и праздничных программах. Пусть те, кто относится ко мне с интересом, видят - идут годы, я меняюсь, но при постепенности встреч не бывает такого шока, который случается, когда актера не видят, допустим, 20 лет.
- Вера Кузьминична, похоже, вас Бог одарил прекрасным здоровьем. А сами вы что-нибудь делали для сохранения и улучшения этого блага?
- Я очень-очень люблю черный хлеб с маслом. Но вместо того, чтобы с удовольствием съесть два ломтя, ограничиваюсь половиной кусочка. Это пример ограничения моих желаний, ибо они совершенно противопоказаны всему, что считается полезным. Я терпеть не могу фрукты, иногда заставляю себя съесть половину яблока. Равнодушна и к овощам. А люблю, как говорится, хлеб, щи, селедку, картошку. Когда в гостях угощают пирогами, ем с большим удовольствием, но с оглядкой, ведь поправляться не хочется.
Признаюсь, слежу за своим весом и, если замечаю, что начинаю "распухать", то сразу ограничиваю потребление в первую очередь сладкого и своего любимого черного хлеба.
- А какие у вас взаимоотношения с врачами?
- Я их очень уважаю, но ходить к ним не люблю. Хотя потребность сейчас появилась - при ветре и холоде из глаз текут слезы. Врачи из нашей поликлиники сказали, что это вряд ли исправимо, ослабление слезных желез. Капать ничего не рекомендовали. То же мнение и у моей хорошей давней поклонницы, врача-офтальмолога Женечки (фамилии даже и не знаю), которая, выйдя замуж, уехала в Париж. Бывая в Москве, она всегда забегает ко мне, а я навещаю ее, посещая Париж. К мнению специалистов надо относиться с уважением.
- Наверное, основой вашего духовного и физического здоровья является многолетняя счастливая семейная жизнь? Ведь о вашем супруге актере Владимире Ушакове ходят легенды...
- Я уверена, что если человек находит свою "вторую половину", с которой умиротворенно живет, то это благотворно воздействует на его здоровье, на гармоничное восприятие жизни. Мне повезло с мужем, он очень любит театр, мою профессию, и не только потому, что у нас обоих она одинаковая - актерская. Он очень "самоотверженно" относится именно ко мне, поскольку принадлежит к тем редким людям, особенно в театральной среде, которые могут бесконечно радоваться чужому успеху. Актерство - самая ревнивая профессия, поскольку всегда кажется, я бы мог лучше, у другого это не совсем так и т.п. Владимир Петрович очень умеет радоваться. Но если, я знаю, на нашу пару смотрят извне, то часто говорят: "У Володи Ушакова райская жизнь, Верочка о нем постоянно думает и заботится".
- Так оно и есть?
- Может быть, но мне кажется, что он обо мне больше заботится.
- Вы ведь, наверное, уже давно отпраздновали свою золотую свадьбу?
- Нет еще, мы поженились, когда нам было около 30 лет. Познакомились в Театре Сатиры. У нас был спектакль "Свадьба с приданым". Владимир Петрович в нем, как и в фильме, играл роль моего жениха, многие годы был в меня влюблен. Долго меня добивался... У нас ни свадьбы, ни венчания не было, потому что я как-то невнимательна к этим вещам, значения не придавала.
- С 1948 года, с самого начала своей театральной карьеры, вы играете в Театре Сатиры...
- Будучи студенткой Московского городского театрального училища, я получила предложение играть главную роль Лизочки в спектакле "Лев Гурыч Синичкин". Она мне очень подходила. Я была просто счастлива. С тех пор здесь и работаю и какую-то, возможно не самую главную, но свою нишу в этом театре занимаю.
- В начале 90-х годов я видел вас в спектакле "Воительница". Как была непохожа та коварная, но несчастная женщина на все, что вы до этого создавали.
- В этом спектакле со мной работал потрясающий режиссер Борис Александрович Львов-Анохин. Он мне сказал: "Только не наигрывайте из себя злодейку, она все свои злодеяния делает по неведению. Она очень наивная". Этот совет мне очень помог и сблизил меня с этой ролью. Ведь злодейка, обдумывающая свои злодеяния, - это одно. А если человек советует: "Ну укради, ты тогда проживешь хорошо, не умрешь с голоду" - это своеобразное желание добра, с ее позиций. Борис Александрович точно вел меня по роли. А в финале я говорила: "Валерушка, жизненочек ты мой..."
- А он ведь вас бросил...
- Бросил и даже смотреть не разрешал на себя. Эта смиренность в сочетании с почти глупой наивностью мне очень нравилась. На старости, мне так кажется, ее разум спит, а чувства бурлят.
- Можно ли сказать, что эта одна из самых любимых ваших ролей, сыгранных в Театре Сатиры?
- Безусловно. Это русская классика, русский характер, потому что многие наши женщины могут иногда что-то сотворить сгоряча, а потом раскаиваться. У них чувства, как бурная река.
- Давайте вернемся к любимому целыми поколениями фильму "Сказание о земле Сибирской" Ивана Пырьева. Ведь вашими партнерами там были величайшие актеры.
- Потрясающим человеком был Борис Федорович Андреев. Когда мы снимались, я трепетала перед этим великим мастером. Спустя многие годы я поняла, что тогда он смотрел на меня с мыслью: появилась на "Мосфильме" чистая, глупенькая деревенская девушка, которую жизнь завертит, а потом и бросит. Когда я проходила мимо, он мог взять меня за руку и сказать: "Пташка ты моя сизокрылая".
- Так ведь и в фильме он говорил эти же слова...
- Но интонация была иной - что же с тобой будет? Возможно, он предполагал, что после этой роли больше у меня ничего не будет. Как случается со многими. Но, очевидно, моему ангелу-хранителю показалось, что мне нужно помочь - появился Театр Сатиры.
- А о Владимире Дружникове какие воспоминания?
- Это был прелестный человек. Насмотревшаяся его фильмов, я была в него немножечко влюблена. Мне кажется, что чуть-чуть с некоторой нежностью и влюбленностью и он относился ко мне. Во всяком случае, я часто бывала в их доме, очень хорошо помню его маму Серафиму Ивановну. Когда он ждал моего прихода к ним, то обычно сидел, облокотившись о подоконник, и восклицал: "А вот Верочка идет!" И как-то это было добро-добро! Потом у меня начались гастроли с Театром Сатиры, дружбу мы поддерживали, а потом он женился... При случайной встрече он мне сказал: "Может быть, мы и были бы вместе, но я знаю, что ты бы меня не удержала от алкоголя. А Нина - сильная, она все может".
- Всенародную любовь вам принес фильм "Свадьба с приданым". Кого из его создателей вы бы особо выделили?
- Конечно же, замечательного, великого, на мой взгляд, режиссера Бориса Ивановича Ровенских, который сначала поставил спектакль в Театре Сатиры. Возвышая роль главной героини Ольги, он как бы накладывал этот образ на меня и говорил: "Чистая, русская, застенчивая, деревенская девушка, которая будет верна своему мужу" - все качества, которые веками были воспеты в русской литературе. Он говорил это об образе, но я чувствовала, что и обо мне. В ответ было мое благоговейное отношение к нему, которое сохранилось до сего дня.
- Мне кажется, что профессия актера - это рок, крест, который он несет добровольно, а главное, сам не хочет его бросать.
- Когда в театре я лет десять не получала новых ролей и мне было очень грустно, я написала книгу "Продолжение души", которая в 2000 году, к моему 75-летию, была переиздана с добавлением новых глав. Ведь судьба мне подарила, думаю, за терпение и незлобивость, божественные роли. В 60 лет, когда актрисы уже ни о чем не мечтают, меня пригласили в Тверской драматический театр на роль Раневской в знаменитом "Вишневом саду" А.Чехова. Играла ее 12 лет под руководством великолепного режиссера Веры Ефремовой. С этим спектаклем мы ездили на гастроли в Грецию, ФРГ, и везде его принимался очень тепло. А я после этой роли поняла, что какую-то огромную часть своих потенциальных возможностей я не использовала, упустила.
Потом меня пригласил Александр Вилькин, который ставил "Вишневый сад" в Польше. Играла с польскими актерами в Щецине, они говорили по-польски, я по-русски, но зрители все понимали, за рубежом любят А.Чехова.
- Вера Кузьминична, только что в гримерную заглянули, видно, вам пора готовиться к выходу на сцену?
- Сегодня у нас спектакль "Орнифль", где главную мужскую роль играет художественный руководитель нашего театра Александр Ширвиндт. Пьеса о человеке, который циничным отношением к жизни профукал талант, данный ему от Бога. Сегодня это популярно - все хватать, нестись, выжимать удовольствие... Но смерть настигает его внезапно, и благодаря таланту автора пьесы Жана Ануя минута неожиданной смерти главного персонажа заставляет зрителя задуматься. Весело жить бездумно, но не успеешь опомниться, а вся жизнь-то продешевлена. Мне кажется, что такова мысль спектакля. Хотя смотрится все это безумно весело, остроумно. Главного героя любят все женщины, в том числе жена, которую играю я. Роль маленькая, но мне самой захотелось ее играть, поскольку показалось, что это женская судьба - улыбаться, не подавать вида, когда тебе больно. Типично для русской женщины. Когда герой великолепного Шурочки Ширвиндта спрашивает: "А где ваша душа, у вас была когда-то прелестная душа, я ее помню... Я отвечаю: "А она умерла... от холода". Даже ради такой фразы стоит хотеть играть эту роль.
- Вера Кузьминична, среди наших читателей-медиков большинство женщины, что бы вы им пожелали?
- Сейчас время жестокое, и мы видим, что люди, приспосабливаясь к жизни, теряют свои лучшие черты, которые были всегда присущи нашей России. Моя старшая сестра Валентина Садовская (по мужу) была врачом. Совсем недавно я получила экземпляр газеты "Вечерний Бишкек", где о ней тепло вспоминают жители села, в котором она работала главным врачом. Хотят назвать ее именем улицу. Люди вспоминали, как она сидела у постели своих больных, как не жалела своего времени. И я хочу пожелать дорогим женщинам-медикам, чтобы они из последних сил сохраняли бы нашу Россию с ее добротой, незлобивостью на нашу неустроенность. Главное - какой человек живет на земле. А от врачей люди ждут человечности, доброты и, конечно, знаний. Этого я и желаю вашим читательницам, и еще - здоровья и любви!
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".