Спартак МИШУЛИН:
В гримерной московского Театра Сатиры за пару вечеров до Нового года сидел сияющий от переполняемых чувств человек - Спартак Мишулин. Видимых причин для такой радости не было, предстоял обычный спектакль, до новогодних винопитий еще относительно далеко. Да ведь это же Карлсон - невольно подумалось, которого он блестяще играет до сих пор, для такой улыбки не нужны особые причины. Но ведь это и Саид из "Белого солнца пустыни" с его лаконичным "Стреляли". Но причина его радости стала ясна в конце интервью...
* * *
- Спартак Васильевич, говорят, что после вашей неудачной попытки поступить в театральное училище им. Б.Щукина его ректор, знаменитый Б.Захава сказал о вас: "Этого парня нельзя подпускать к сцене ближе чем на 300 метров"? Было такое?
- Да, а потом, через несколько лет, все тот же Борис Евгеньевич в своей газетной рецензии о гастролях в Москве Омского драматического театра восторгался игрой молодого актера С.Мишулина. Для этого мне пришлось окончить театральную студию в Калинине, работать в тамошнем драматическом театре, затем перебраться в Омск. Там, в драматическом театре, ставил тогда пьесу "Клоп" известный театральный и кинорежиссер В.Мотыль, где я играл сразу в нескольких эпизодах. Приходилось моментально перевоплощаться, переодеваться.
Ну а с 1961 года я работаю в Театре Сатиры в Москве. Кого только не играл за эти 42 года - от жалкого Хлопова в гоголевском "Ревизоре" до генерала Черноты в "Беге" М.Булгакова.
- Вы сыграли более 100 персонажей в кино. А первой была роль Саида в эпохальном фильме "Белое солнце пустыни". Блестящая, запоминающаяся работа. Но как мало там было внешнего сходства с привычным обликом любимого актера Спартака Мишулина. Совсем другое лицо.
- И я этому радуюсь. Актер должен испытывать глубочайшее удовлетворение от того, что его не узнают, что он сотворил что-то новое, необычное. Многие сейчас говорят громкие фразы о перевоплощении, а сами как играли "с усами", так и продолжают, в любой постановке. Есть у меня другая характерная роль, в кинофильме "Достояние республики", где меня тоже никто не узнает - мне приятно, значит, хорошо сыграл.
Сейчас вообще стало модным встречать аплодисментами известных актеров, едва они покажутся на сцене. А вы сначала сыграйте не узнанными, покажите свое мастерство, заслужите признание и аплодисменты зрителей - вот это и будет высочайшей оценкой труда актера.
- Готовясь к встрече с вами, я вычитал, что вы внесли большой вклад в трансформацию образа Саида, что сначала он был человеком, много говорившим...
- Да, в первоначальном сценарии он был более многословным. Он горячо выражал свою благодарность Сухову за то, что тот спас ему жизнь, выкопав из песка.
Все было, но мы, работая над этим образом, постепенно отказывались от таких словоизлияний, в частности потому, что это восточные люди. Они ведь и сегодня малословные.
- Но предложения о сокращении текста исходили от вас?
- Во многих случаях. Я предлагал режиссеру фильма В.Мотылю свои варианты, и он с ними часто соглашался. Ну а что касается знаменитого "Стреляли", то это, если не ошибаюсь, придумал сам В.Мотыль.
Вообще же, по ходу работы над фильмом происходило много разных сокращений. Известно, что киноначальство картину ненавидело, она долго лежала на полке. Когда однажды Л.Брежневу было нечего смотреть, ему подсунули "Белое солнце..." в надежде, что он при просмотре уснет и тем самым вынесет окончательный приговор. А тот внимательно посмотрел фильм, попил чаю, а потом сказал: "А ну-ка, прокрутите-ка еще раз!" И только после этого картина пошла по стране, завоевала всеобщую любовь и, как вы знаете, стала неотъемлемым элементом в жизни советских космонавтов.
- А были ли в ходе самих съемок комичные эпизоды, о которых мало кто знает?
- О каких смешных эпизодах можно вспомнить, когда вся наша работа проходила при 60-градусной жаре, в песках пустыни, кишащих всевозможными тварями...
- А вас там закопали по горло в песок...
- Об этом уже миллион раз спрашивали, но вам, как представителю "Медицинской газеты", скажу: тем пациентам, что страдают радикулитом, в раскаленном песке посидеть полезно. Я же, признаюсь, сидел в ящике с песком, пауки и вараны мне не грозили.
Ходить босиком было невозможно, а вскипевший чайник, оставленный на песке, все время был горячим.
Наш любимец Толя Кузнецов, игравший Сухова, чтобы приготовить яйца всмятку, просто закапывал их в песок. Так что, поверьте, при работе в таких адских условиях забавных историй попросту не было.
- Расскажите немножко об Анатолии Кузнецове?
- Прежде всего это прекрасный актер. Он создал образ рядового, но бывалого русского солдатика, которого просто невозможно было не полюбить.
В том коллективе подобрались просто шикарные актеры - грузин Кахи Кавсадзе - Абдула, Павел Луспекаев - Верещагин. Он играл несмотря на сильнейшую боль в ногах, перенес ампутацию пальцев. Но никогда не показывал, как ему тяжело, был всегда энергичным, веселым, любил петь. Как жалко, что он умер так рано - в 41 год...
- Может быть, как киноактер с огромным стажем вы попробуете ответить на такой вопрос: когда возродится наш кинематограф?
- Я думаю, когда завершится эра "мыльных опер", киносериалов. Не забывайте, что и раньше, с приходом телевидения, театр и кино уже хоронили. А сейчас, пересытившись телевидением, народ снова возвращается к живому слову, театральные и концертные залы заполнены. Оживет и настоящий кинематограф.
- Кстати, о телевидении. Ведь ему вы обязаны своей необычайной популярностью - пан Директор в телекабачке "13 стульев".
- Да, было дело. За 15 лет сыграл в более чем тысяче миниатюр. Надо было показать этой персонаж со всех сторон - он был неглуп, самоуверен, любил подхалимаж и сам, если нужно, прогибался. Словом, деловой человек тех лет, хотя и сегодняшние от этого образа не очень-то далеко ушли. Самое забавное, ко мне обращались люди, образы которых я изображал, и частенько давали деловые советы, как лучше сыграть.
- За вашу многолетнюю актерскую карьеру вам приходилось встречаться со многими известными режиссерами...
- Мне повезло, я работал с выдающимися режиссерами. Подчеркну - режиссерами, эта профессия сегодня исчезает. На поверхность всплывают постановщики, они не работают с актерами. А молодым актерам это необходимо. Из молодости они берут лишь индивидуальность, доводят ее до органики и эксплуатируют из фильма в фильм.
А ведь раньше, во времена Тарханова, Москвина, Гоголевой, Тарасовой была работа режиссеров с актерами за столом. Я помню, мы копались в истории, вживались в роль полностью. А сейчас постановщиком может стать любой, все зависит от его талантливости. А вот таким выдающимся режиссером, какой был у меня в Калининском областном драматическом театре - Георгий Георгиевский, не могут стать многие нынешние даже известные постановщики.
- Надеюсь, что нынешний художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвинд...
- Что вы! За его плечами более 40 лет работы режиссером, педагогом Театрального училища им. Б.Щукина, где он вел курс, ставил спектакли. Каждые четыре года выводил в большой мир молодых актеров, многие из них и сегодня играют в нашем театре. Не забывайте, что и при жизни В.Плучека он был режиссером многих постановок Театра Сатиры.
- Как появилось такое необычное имя - Спартак у мальчика, родившегося в 1926 году в обычной московской семье?
- Не забывайте, какое было время. Мой дядя, Александр Васильевич, работал тогда ректором Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), много писал по истории революционного движения, в том числе о восстаниях рабов. А там, как вы помните, фигуры ярче, чем Спартак, не было. Мне и дали это имя, и, признаюсь, оно всю жизнь меня ко многому обязывало. И конечно, я болею за московский "Спартак", так что никакого противостояния, как в спектакле-бенефисе "Спартак" (Мишулин) - "Зритель" (сборная)", между С.Мишулиным и зрителями нет.
- Нет ли у вас желания передать свои знания молодежи?
- Меня много раз приглашали поработать в театральном училище, взять курс. Но ведь для настоящей работы даже с одним студентом, не говоря уже о целом курсе, нужно много свободного времени. А у меня его нет.
- Спартак Васильевич, что ждете от 2004 года?
- Я жду всходов. Как в сельском хозяйстве, что-то посеял и ждешь, что же соберешь.
- Судя по вашему совершенно счастливому лицу, уходящий 2003-й принес вам какую-то огромную радость? Мое чутье не подвело?
- Да, и это свершилось 21 декабря, в день рождения И.Сталина и моей коллеги по Театру Сатиры О.Аросевой. Пришел я в этот день в родильный дом нормальным, обыкновенным человеком, а вышел оттуда счастливым дедушкой. Моя любимая дочь Карина, актриса московского драматического Театра на Перовской, родила мне первую внучку - Кристину, 3 килограмма 150 граммов - все отлично!
- Мы поздравляем вас от всей души и желаем малышке здоровья.
- Спасибо большое, а особенно хочу через вашу газету поблагодарить медиков из московского родильного дома № 10, где главным врачом работает Елена Озимковская. У них все на высочайшем уровне: и квалификация персонала, и культура общения - мягкая, душевная, и чистота. Просто радостно, что обычный роддом в "спальном" районе - такое прекрасное медучреждение. Милая Елена Петровна и ваши коллеги, большое, большое вам спасибо!
- Ну, а в сфере вашей актерской деятельности?
- Да и тут есть перемены к лучшему. При А.Ширвинде стал больше востребован. Кроме роли в "Андрюше" играю в спектаклях Г.Горина "Счастливцев-Несчастливцев", Э. де Филиппо "Неаполь - город миллионеров", в "Свадьбе Кречинского". Продолжаю играть роль Карлсона, за 30 прошедших лет выхожу на сцену в этом образе уже более чем 1900-й раз! Как видите, год был действительно неплохим.
- Ну и наконец, наш традиционный вопрос: что бы вы пожелали медикам?
- В отличие от некоторых, которые к врачам не ходят, не доверяют им, не принимают прописанных лекарств, я в медицину верю. Человеку важно принять для себя банальную среди врачей истину: "Болезнь легче предотвратить, чем лечить". Многие боятся пойти и провериться - а вдруг обнаружат что-то страшное. Но ведь когда-нибудь придется пойти, и лучше, когда раньше. Своему организму надо помогать. Нас окружает много дыма, грязь, радиация. Человеческий организм способен приспособиться к чему угодно, но ему нужна поддержка. А она может прийти только от доктора. Я обычно хожу сразу к троим и выполняю их рекомендации.
Всем медикам бесконечно благодарен. Особая признательность сотрудникам Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН, врачу Татьяне Евгеньевне Румянцевой и заведующему отделением Михаилу Михайловичу Алшбая. Хотел бы всем напомнить нехитрые слова Карлсона: "Людям нужно говорить хорошие и ободряющие слова каждые пять минут". И тогда мы не станем впадать в уныние.
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".