Утверждая жизнь
По числу учреждений подобного профиля Кузбасс уступает только Ленинградской области, лидеру паллиативного движения в России. В компактном сибирском регионе с населением около 3 млн человек сегодня работают два хосписа и два отделения паллиативной помощи, через которые ежегодно проходит около 2 тыс. пациентов.
Новый взгляд на старую проблему
Злокачественные новообразования остаются одной из острейших проблем России. В Кузбассе, например, на учете в онкологических учреждениях стоит 1,5% населения области. Причем более половины всех впервые выявленных случаев приходится на 3-ю и 4-ю стадии заболевания.
Долгие годы к пациентам с запущенными формами рака здравоохранение относились как к медицинской неудаче, поскольку радикально помочь им было уже нельзя, вместе с семьями их как бы списывали со счетов, оставляя (или заставляя?) решать проблемы в одиночку. Нестерпимая боль, снять которую участковому терапевту зачастую было просто нечем и от которой родственники страдали не меньше, чем сам больной, потеря контроля над эмоциями, постоянный страх смерти и страх за будущее оставляемых на этом свете близких... Такой конец наверняка опровергал все представления человека о смысле жизни. Но общество словно не замечало всего этого.
В середине минувшего века отношение к неизлечимым больным было пересмотрено. Первыми это сделали англичане. Признавая, что смерти не избежит никто, они доказали, что избежать страдания при современном уровне развития медицины можно и нужно. В 1967 г. доктор Сисилия Сондерс основала в Великобритании хоспис Св. Христофора, зафиксировавший новые направления в философии и технологии лечения умирающих людей: наряду с медицинской помощью сотрудники хосписа оказывали им и их семьям психологическую, социальную и духовную поддержку. Эти же принципы были положены и в основу деятельности Кемеровского областного хосписа, предназначенного для онкологических больных из сельской местности.
Чем красна "изба" хосписа
Впрочем, создать здесь комфортные условия для пребывания пациентов поначалу было не просто. В середине 90-х новое строительство в Кузбассе уже не велось, и под хоспис отдали бывшую участковую больницу поселка Новостройка. Даже холодная вода была здесь не всегда, а о горячей только мечтали. Зимой в пораженном грибком здании было весьма прохладно. Медперсонал прилагал неимоверные усилия, чтобы облегчить участь своих подопечных, среди которых было много пожилых, находившихся за чертой абсолютной бедности.
Надо ли говорить о том, что случайные люди среди сотрудников этого учреждения не задерживались? Много лет работают здесь врачи Т.Анкина и М.Панчук, медсестры В.Скарлыгина, Л.Сидорова, Р.Мельникова, О.Ярошенко, Н.Кузнецова, санитарки В.Лисенкова, З.Дащенко, О.Смоляренко. Их эстафету с готовностью подхватили пришедшие позже доктора В.Семенов, В.Патрина, Т.Волчкова, В.Ларионов и ряд младших и средних медицинских работников, бесконечно добрых и чутких к чужому горю. Они выбирали свою профессию не потому, что "престижно" и "платят за вредность" (какие уж заработки в медицине!), а прежде всего потому, что была она созвучна настрою души, потому, что сами они хотели и умели сострадать...
В декабре 2000 г. хоспис перебрался из поселка в Кемерово. И хотя "новое" здание располагалось на городской окраине и тоже было приспособленным (здесь, например, отсутствовали одно- и двухместные палаты, рассчитанные на самых тяжелых пациентов), сотрудникам лечебного учреждения они показались хоромами. Расширили стационар с 20 до 30 коек, создали дополнительно три койки дневного стационара и две - стационара на дому. Плюс к тому открыли 10 хозрасчетных коек неонкологического профиля, на которые при необходимости стали госпитализировать пациентов с другими тяжелыми заболеваниями.
После того, как в каждой палате были установлены раковины для умывания и благотворительная организация из немецкого города Лаар подарила хоспису функциональные кровати и специальные прикроватные тумбочки, приспособленные для кормления лежачих больных, а областная администрация - холодильники и цветные телевизоры, в разговорах о повышении качества жизни пациентов отчетливо зазвучала социальная нота.
Она еще более усилилась с приходом на должность главного врача Ольги Березиковой. По случаю десятилетия администрация области выделила хоспису деньги на ремонт, и сегодня рабочие переделывают здесь часть четырехместных палат в "однёшки" и "двушки", приводят в соответствие с евростандартами места общего пользования, оборудуют холл для общения пациентов... А ученики школы № 52, взявшей шефство над этим лечебным учреждением, уже готовят место под будущие клумбы и цветники и объявили школьный конкурс на лучшую идею для росписи забора.
- Неизлечимо больной человек не должен приходить в ободранные стены, - убеждена О.Березикова. - Задача нашей службы - сделать все возможное для того, чтобы время, которое ему отпущено, он прожил достойно - в чистоте, уюте, с поддержкой близких ему людей и, конечно же, без боли.
Жизнь без боли
Как же практически решается эта непростая задача - всестороннее участие в судьбе неизлечимо больных и их родственников?
Психологическую поддержку всем нуждающимся здесь оказывает не только врач-психотерапевт - основам психологической помощи обучен весь медицинский персонал хосписа. Социальные проблемы пациентов (оформление инвалидности, доставка продуктов, медикаментов и др.) решает принятый в штат социальный работник. У тех, кто приближается к концу жизни, обычно возрастает необходимость переоценки прожитого, многие испытывают потребность в духовнике. Поэтому в хосписе действует внутрибольничный храм Преподобной мученицы великой княгини Елизаветы, здесь пациенты могут побеседовать с отцом Андреем или просто помолиться.
О медицинских аспектах помощи инкурабельным больным рассказывает заведующая стационаром Мария Панчук:
- Не только население, но и некоторые медики почему-то полагают, что хоспис - это больница для умирания. Между тем никто здесь не ускоряет смерть пациентов. Правда, и отсрочить ее мы тоже не можем. Наша главная задача - подобрать больному адекватные дозы лекарственных препаратов, чтобы компенсировать его состояние и позволить ему по возможности жить привычной жизнью. Срок пребывания в хосписе в среднем составляет 17 койко-дней, причем половину пациентов родственники благополучно забирают домой. В основе паллиативной медицины лежит контроль всех симптомов болезни, в первую очередь боли, которую испытывают до 80% страдающих онкологической патологией. В прошлом времена, когда наше учреждение переживало острый дефицит наркотических препаратов. Сегодня мы проводим обезболивание по четырехступенчатой схеме, рекомендованной Московским научно-исследовательским онкологическим институтом им. П.А.Герцена. То есть в дополнение к схеме ВОЗ перед второй стадией обезболивания назначаем просидол. Он хорошо снимает умеренный болевой синдром и позволяет отсрочить применение более сильных опиатов. Подбор препаратов проводим с учетом индивидуальной чувствительности пациентов. При этом обязательно используем адъювантные средства, которые усиливают или дополняют действие основного анальгетика. Хоспис исповедует принцип предупреждения боли: все лекарства назначаются строго по часам, при этом мы отдаем предпочтение таблетированным формам, включая в эту группу и сильные опиоиды вроде промедола и МСТ-континуса. Для пациентов, которые не "привязываются" к инъекциям, такое лечение очень привлекательно...
К новым медицинским технологиям можно отнести и внедрение в хосписе сестринского процесса. Главная медицинская сестра Лидия Сидорова ездила стажироваться в С.-Петербург, а по возвращении обучила своих подчиненных ведению сестринской истории болезни. Теперь на каждого поступившего медсестры заполняют специальный опросник из 300 пунктов и выставляют свой сестринский диагноз (на данном этапе ведущей может быть боль, головокружение или диарея). План обсуждается с лечащим врачом, и сестра начинает поэтапно корректировать эти проблемы.
Продолжая сестринскую тему, отметим и такую новацию, как подготовка младших медицинских сестер из числа санитарок. Хоспис заключил с Кемеровским областным медицинским колледжем договор на их обучение. После спецкурса санитарки повысят свой статус и получат сертификат по уходу за больными...
С 2003 г. хоспис практикует организационно-методические выезды в города и районы Кузбасса. Эту заботу взяла на себя заведующая оргметодкабинетом Валентина Патрина. Сразу же обнаружилось неудовлетворительное качество паллиативной помощи на местах, где нередко онкологами работают по совместительству врачи других специальностей. Они имеют весьма смутное представление о принципах паллиативной медицины и, недооценивая болевой синдром, не стремятся эффективно облегчить ее, а просто ведут статистику пациентов.
Чтобы исправить ситуацию, хоспис готовится выйти в Департамент здравоохранения с предложением провести областную конференцию врачей разных специальностей по вопросам паллиативной помощи, а также пригласить в Кузбасс для проведения выездного цикла обучения ведущих специалистов России.
На рассмотрение организаторов областного здравоохранения будет вынесен вопрос об открытии во всех городах и районах Кузбасса противоболевых кабинетов и создании на местах выездных патронажных бригад, которые обслуживали бы инкурабельных больных на дому. (Сегодня такие бригады есть только в Кемерове, одна - в областном хосписе и три - в Кемеровском городском.) Наконец назрел вопрос о разработке региональной целевой программы "Паллиативная помощь населению Кузбасса": в ней нуждаются не только онкологические больные, но и инкурабельные пациенты с переломами шейки бедра, застойной сердечной недостаточностью, последней стадией СПИДа...
- Оказывая помощь этим людям, общество способствует реализации их главного человеческого права на гуманное отношение, на уменьшение боли и сохранение человеческого достоинства. Ведь по тому, как оно относится к умирающим, можно судить о степени его развития, - считает главный врач областного хосписа Ольга Березикова.
Валентина АКИМОВА,
соб. корр. "МГ".