Таблетомания
«Доктор, выпишите мне лекарство от жадности, и побольше, побольше, побольше»… Этот анекдот, высмеивающий одну и негативных сторон человеческой натуры, имеет и оборотную сторону медали. Глотать таблетки горстями, в надежде спастись от всех своих недугов – явление для наших дней обыденное. Но, отправляясь в аптеку за очередной порцией лекарственного счастья, вряд ли кто-нибудь из больных, мнимых и настоящих, задумывается о последствиях самолечения.
Относительно безопасных лекарств не существует. Любой, даже самый «безобидный» препарат при определенных условиях может стать причиной развития серьезных побочных эффектов (ПЭ). Увлечение самолечением пришло к нам с развитием рыночных отношений. В западных странах продажи препаратов ОТС (безрецептурного отпуска) приносят основную долю прибыли их производителям и продавцам. Но даже эти проверенные и казалось хорошо изученные препараты, способны нанести вред здоровью, а иногда и просто убить. Основной удар в этой ситуации принимают на себя работники первого стола. Именно к ним в аптеку, минуя врача, приходят больные в поиске того или иного лекарственного препарата от «желудка», «головы», «температуры». Всегда ли провизор может оказать квалифицированную помощь в выборе необходимого лекарства? Достаточно ли он информирован о возможных побочных действиях? Об этом шла речь на очередном заседании московского научного общества фармацевтов.
Прежде всего, необходимо определиться в терминологии. Согласно рекомендациям ВОЗ, нежелательной побочной реакцией (НПР) следует считать любую реакцию, нежелательную для пациента и не отвечающую целям фармакотерапии. Патогенез многих НПР до сих пор не установлен, в связи с чем существует несколько типов их классификации. Общепринятой считается классификация ВОЗ, согласно которой НПР делятся на несколько типов (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Классификация нежелательных побочных реакций ЛС, рекомендованная ВОЗ
Тип |
Характеристика |
Тип А (НПР, зависящая от дозы) |
Избыточный терапевтический эффект; ПЭ фармакологические, токсические; вторичный эффект |
Тип В (НПР, не зависящая от дозы) |
Иммуноаллергические; неизвестного механизма |
Тип С (НПР, вследствие длительной терапии) |
Толерантность; зависимость; синдром отмены; кумулятивный эффект; эффект подавления выработки гормонов |
Тип D (отсроченные ПР) |
Мутагенность; канцерогенность; тератогенность |
- Как известно, существуют фармакокинетические и фармакодинамические взаимодействия лекарств, - говорит Татьяна Илларионова, доцент кафедры общей клинической фармакологии РУДН. – Если у больного имеется сопутствующее заболевание, то прием того или иного препарата, или его взаимодействие с другим ЛС могут привести к НПР типа А. Самые «неприятные» - т.н. дальние побочные реакции, которые встречаются при типе В. Именно они имеют самое большое количество драматических исходов, вплоть до летальных. Тип С и D не встречаются у препаратов безрецептурного отпуска.
На фоне некоторых заболеваний, применение лекарств может привести к НПР. Так, при дыхательной недостаточности любой этиологии прием снотворных, либо седативных средств, которые в подавляющем большинстве относятся к безрецептурному отпуску (экстракт валерианы, мелиссы, корвалол и др.) может вызвать кому. У больных, страдающих хронической сердечной недостаточностью, препараты, вызывающие задержку жидкости (такие как фенилбутазон, индометацин, пропранонол) могут вызвать обострение заболевания, а такой препарат, как ампициллин в качестве побочного эффекта вызывает увеличение частоты возникновения сыпи у больных, страдающих инфекционным мононуклеозом. Если у человека бронхиальная астма, ацетилсаллициловая кислота способна спровоцировать приступ удушья. Индометацин противопоказан женщинам в последний период беременности, поскольку этот препарат снижает тонус гладкой мускулатуры матки. Также он обладает способностью проникать через плацентарный барьер, что потенциально опасно для развития плода. И этот перечень можно продолжать и продолжать…
Если среди рецептурных ЛС лидерами продаж являются препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, а также антибактериальные, то среди препаратов ОТС наиболее популярные - нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) и далее по нисходящей - анальгетики, противопростудные, желудочно-кишечные, витамины, седативные, антигистаминные и антибактериальные средства.
– Именно на нестероидные противовоспалительные средства наиболее часто развиваются побочные реакции, - продолжает Т.Илларионова. – Они хорошо известны, и, прежде всего, это ульцерогенное язвообразующее действие. В этой связи данная группа препаратов противопоказана больным, страдающим гастритами, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки в остром периоде. Причем замена на другую лекарственную форму (в виде свечей, растворимых щипучих таблеток и пр.) нецелесообразна, о чем свидетельствуют данные многочисленных международных исследований.
Таблица 2.
Спектр побочных реакций НПВС
ЖКТ |
Тошнота, рвота, кровотечения |
Гематологические |
Тромбоцитопения, агранулоцитоз, апластическая анемия |
Почечные |
Почечная недостаточность, тубулярный некроз, васкулит, обструктивная нефропатия |
Реакции гиперчувствительности |
Вазоматорный ринит, крапивница, ангиоотек |
Печеночные |
Нарушения функции печени, холестаз, острые гепатоцеллюлярные поражения |
Парадокс, но факт: результаты, полученные в ходе клинических исследований, достаточно часто различаются с теми, которые наблюдаются у больных в клинической практике. Так, по наблюдениям врачей, чаще всего язвообразующее действие оказывают такие препараты, как ацетилсалициловая кислота и индометацин, реже – пироксикам, напроксен и бутадион.
Действие препарата, как и переносимость его больным, сугубо индивидуальны. Если пользоваться лекарством неправильно, последствия могут быть самыми плачевными. Причем побочное действие препарата может проявиться не сразу, а через несколько лет, а то и десятилетий. Ярким примером т.н. эффекта «тысячной таблетки» является всем хорошо известный анальгин, столь популярный среди старшего населения. Этот препарат обладает способностью накапливаться в организме, что в последствие может привести к серьезным ПЭ, таким как нефротоксичность и агранулоцитоз. Это же свойство есть и у парацетамола, который сегодня получил широкое распространение, в том числе и в педиатрической практике. Кроме того, парацетамол при приеме в больших дозах способен вызвать тяжелые поражения печени.
- Побочные эффекты препаратов являются дозозависимыми, впрочем, как и токсичность, - продолжает Т.Илларионова. – К примеру, анальгизирующий, противовоспалительный и жаропонижающий эффект ацетилсалициловой кислоты реализуется в дозе до 2 г в сутки. Если превысить дозу до 4 г., то побочные эффекты препарата усиливаются. Такая взаимосвязь между дозой и частотой возникновения побочных реакций существует у каждого препарата.
Проблемы, связанные с безопасностью лекарств, переросли масштабы отдельно взятых стран и имеют общемировой характер. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах функционируют национальные центры по безопасности лекарств. Важнейшими задачами таких центров являются раннее выявление НПР лекарственных препаратов, и принятие соответствующих административных мер вплоть до запрещения их применения в медицинской практике. В России такой центр был создан в 1997 г. После череды реорганизаций, преобразований и переименований его деятельность практически была практически свернута, чего не скажешь о его региональных отделениях, ведущих активный поиск и выявление НПР лекарств. Вот лишь несколько «свежих» примеров, которые озвучила в своем выступлении Т.Илларионова. В областную больницу г.Благовещенска поступила больная с жалобами на нарушение координации движения, мелкоточечными высыпаниями на коже, язвой на наружной поверхности плеча. Из анамнеза было выявлено, что больная самостоятельно в течение двух недель принимала парацетамол для лечения… острого бронхита. Еще один случай из Оренбургского областного центра по контролю побочного действия лекарств. В стационар поступил мужчина 19 лет, которому в последствие был поставлен диагноз синдром Лайела. Как в последствие выяснилось, в течение трех дней этот больной принимал антигриппин, в состав которого также входит парацетамол. И совсем вопиющий случай поступил из Омского областного центра побочного действия лекарств – в БСМП была зафиксирована смерть 76-летней пациентки, самостоятельно лечившейся по поводу болей в спине препаратом фастум-гель. Более никакой терапии в данном случае не проводилось, что позволяет сделать вывод о том, что смерть с большей долей вероятности была связана с применением этого препарата.
Возможно, трагедии и не произошло, если бы эта женщина, прежде чем заняться самолечением, смогла получить исчерпывающую и грамотную информацию о приобретаемом препарате в аптеке. И здесь, наверное, стоит сказать несколько слов о профессионализме. На протяжении достаточно длительного периода фармацевтическая отрасль была «открыта» лишь узкому кругу специалистов. С приходом рыночных отношений ситуация изменилась и сегодня на фармрынок все чаще приходят люди, которым незнакомы, а порой и чужды те профессиональные и нравственные принципы, которые составляют «лицо» профессии провизора. Выживать в такой компании настоящим профессионалам становится все сложнее.
Ежегодно в результате осложнений, вызванных бесконтрольным применением лекарств, умирают сотни тысяч человек. Сухие цифры статистики, но за каждой из них стоит жизнь конкретного человека…
Ирина Степанова.