Александр Редько: "Врачу надо почаще общаться с природой"
Профессиональный путешественник, автор книг и парадоксальных теорий, борец-эколог - наш коллега, 20 лет проработавший детским хирургом, преподавателем кафедры, врачом скорой помощи. За последнее десятилетие посетил в качестве врача-спасателя экстремальных экспедиций 58 стран мира. Сплавлялся по Нилу, Амазонке, Замбези, Меконгу, был на озере Титикака, на Эльбрусе, Аннапурне, Эвересте. Побывал в кратерах Везувия и камчатских вулканов, спускался на лыжах с Монблана и Маттерхорна, преодолел 5 тыс. км по неизведанным районам Тибета, знаком с нравами "золотого треугольника" (Лаос - Бирма - север Таиланда). Жил в масайской деревне, изучал плато Наска... Сегодня он гость нашей редакции.
- Александр Петрович, до столь внушительного списка путешествий вы работали врачом, и насколько мы знаем, не без успеха...
- После окончания педиатрического факультета Хабаровского мединститута я окончил ординатуру на кафедре детской хирургии, ортопедии и травматологии этого вуза, затем семь лет работал ассистентом кафедры. После переезда в Москву - детский хирург в поликлинике, ее начмед. Потом возглавил новую детскую поликлинику № 112 в Марьино, которая была признана лучшей в столице по оздоровительной работе среди детей - мы впервые создали отделение оздоровительного лечения, где занимались профилактикой многих заболеваний, построили бассейн, прекрасную детскую спортивную площадку. Также первыми мы ввели метод бригадного подряда - с материальным стимулированием работал весь коллектив поликлиники. В это время меня дважды избирали депутатом, был председателем комиссии по здравоохранению Люблинского райсовета.
- Вы создали и руководили первым в Москве медицинским кооперативом?
- Когда разрешили кооперативное движение, появился медицинский кооператив "Гармония здоровья". Он был не только первым, но и самым большим в Москве. У нас было 17 отделений на базах крупных больниц и более 1,5 тыс. сотрудников. В то очень трудное время благодаря этому многие специалисты смогли продержаться, не ушли из медицины.
- Как же вы переквалифицировались во врача-спасателя и путешественника?
- Во время одной из зарубежных поездок познакомился с людьми, организовывающими экстремальные путешествия по всему миру. А так как почти 10 лет совмещал работу в поликлинике с дежурствами на скорой помощи, то встретил предложение участвовать в экспедициях в качестве врача с большой охотой.
- Часто ли приходится применять медицинские знания и навыки во время путешествий?
- Без этого не обходится. А так как экспедиции необычные, то и эпизоды оказания медицинской помощи тоже бывают необычные. Например, в одном из национальных парков Танзании в палатку двух здоровенных австралийских полицейских из нашей группы залезли бабуины. Надо сказать, что эти обезьяны любят наблюдать за действиями людей и подражать им - стирке белья, колке дров, а попутно и приворовывают. Так вот, австралийцы попытались их изгнать. Палатка ходуном ходила, вопли, визг. Наконец, выскочили два бабуина, каждый с банкой пива. А на австралийцев после этой схватки страшно было смотреть: множественные рваные раны по всему телу, искусанные, исцарапанные, они были в прямом смысле растерзаны. Сколько швов тогда наложил - не сосчитать.
- Приходилось прибегать к местным, народным средствам лечения?
- Не без этого. Как-то на Занзибаре во время экспедиции - поиска пиратских кладов нашего соотечественника укусила ядовитая змея. Я стал вынимать из аптечки обычные средства - антидот типа "Антигюрза", антигистаминные, но меня остановил сопровождавший нас местный рыбак: "Оставь все это для материка. Укус нашей змеи лечится нашим способом". Достал какой-то зеленый камень, приложил к месту укуса на ноге, притянул жгутом. Прошло полчаса, он жгут снимает, камень уже не зеленый, а черный. Еще через час даже боли не осталось.
- Ну а к шаманам не приходилось обращаться?
- Было дело. Один из членов экспедиции на озеро Малави (Ньяса) сломал руку. Путешествие наше только начиналось, и в больницу ехать мой коллега отказался наотрез. Я сопоставил отломки, наложил шину, и мы пошли в ближайшую деревню. Надо сказать, что в бывшей британской колонии в каждой деревне найдется мальчишка, сносно говорящий по-английски, и с радостью подработает переводчиком за пару долларов. Один такой чернокожий хлопец проводил нас к местному колдуну. "Это не годится, - сказал мне колдун. - Снимай все". Я не стал сопротивляться, а он смешал толченую кость гиены с местными травами, из смеси слепил футляр вокруг места перелома. Мы побеседовали минут десять. Смотрю, футляр получился жесткий и несравненно легче гипса. Через месяц, уже в Найроби, его сняли. Перелом сросся без осложнений, по времени - как при обычной гипсовой повязке. И в Тибете несколько раз приходилось обращаться к местным целителям.
- Учитесь ли вы восточной медицине?
- Дважды по месяцу я проходил самую настоящую учебу в Гималаях, в рериховской долине Кулу, изучал тибетскую медицину. Месяц был и в знаменитом монастыре Шаолинь. Надо сказать, что при лечении многих болезней там используют иглорефлексотерапию и очень часто применяют полынные сигары - для бесконтактного температурного воздействия на биологически активные точки.
Так что отовсюду, где бываю, привожу национальный опыт врачевания. Кстати, и тот зеленый "змеиный" камень у меня есть.
- Что означает в вашем понимании быть борцом-экологом?
- Когда мы останавливаемся на привал, я обязательно заставляю всю группу убрать все вокруг за предыдущими путешественниками. В мире становится все меньше мест, куда бы не ступала нога человека (хотя и на таких землях приходится иногда бывать). Понятно, слежу, чтобы и после нашей группы никакого мусора не оставалось. С этого надо начинать помогать нашей матери-Земле. Вообще, любому человеку и особенно врачу надо как можно чаще общаться с природой. В плане же экологического движения мы сотрудничаем с Фондом живой природы, я пропагандирую бережное отношение к Земле в своих публикациях.
- Вы автор книги "7000 километров по Африке". Над чем работаете сейчас?
- Недавно закончил книгу "Тибет. Правда и ничего, кроме правды", начал художественную повесть "Пленник старого шамана". Ее действие происходит на Камчатке.
Беседу вел Альберт ХИСАМОВ,
корр. "МГ".