Перекресток научных интересов
Люди, составляющие определенный процент населения Земли, не могут заболеть туберкулезом, так как абсолютно резистентны к данной инфекции. Наглядный пример - та же фтизиатрическая служба, в которой работают тысячи человек, а заболевают туберкулезом десятки. Вероятнее всего, этот феномен, по аналогии с резистентностью к ВИЧ-инфекции, атеросклерозу, является следствием особенности генотипа части популяции.
На одном из последних заседаний президиума Сибирского отделения РАМН сотрудники Новосибирского НИИ туберкулеза МЗ РФ и Томского НИИ медицинской генетики СО РАМН пока лишь обменялись мнениями фтизиатров и генетиков. Однако и те, и другие хотели бы начать совместную работу по поиску доказательств этой гипотезы. Сотрудники Института туберкулеза уже готовы включить данную тему в перечень своих новых направлений научных исследований на следующую "пятилетку", над составлением которого они сейчас размышляют. В целом здесь намерены разрабатывать те направления, которые в перспективе приведут к самому главному эффекту - снижению эпидемиологической напряженности по туберкулезу до уровня спорадической заболеваемости.
При этом научный Институт, который к тому же является мощной клинической базой фтизиатрии и в лабораториях которого традиционно был приоритет прикладных научных исследований, теперь делает сознательный крен в сторону фундаментальных работ. От изучения эпидемиологии легочных и внелегочных форм заболевания, региональных особенностей возбудителя, взаимосвязи туберкулеза человека и животных и создания новых методов лечения ученые НИИТ перешли к более тонким материям, а именно к клеточному уровню и уровню нейрофизиологии. Этим и объясняется большое число совместных исследований НИИ туберкулеза и академических институтов СО РАН и СО РАМН. Вот что рассказал заместитель директора НИИ туберкулеза по науке кандидат медицинских наук Андрей СВИСТЕЛЬНИК:
- Многие проблемы физиологии туберкулеза уже исследованы. Но есть особые формы взаимоотношений микобактерии и организма человека, которые нуждаются в изучении. Не так давно начали говорить об апоптозе здоровой клетки, в которую внедряется микобактерия. Изменился угол зрения на давно известное перекисное окисление липидов. Благодаря серьезному технологическому оснащению у нас появилась возможность наблюдать оба эти явления, оценивать их количественно и определять качественное состояние. На основании таких наблюдений мы делаем выводы, приводящие к разработке направлений эффекторного лечебного воздействия. Мы работаем над тем, чтобы создать условия, при которых организм не допускал бы развития патологического процесса на фоне существующей внутри него инфекции. Ведь известно, что все мы являемся носителями микобактерии туберкулеза, но у кого-то заболевание развивается, а у кого-то нет, то есть имеется некий баланс. Этот баланс можно смоделировать даже у людей с явной предрасположенностью к заболеванию. Так вот, одна из задач фундаментальной науки - дать здравоохранению механизмы, с помощью которых этот баланс достигался бы.
Еще одно направление - эффективное применение огромного арсенала лекарственных препаратов для лечения туберкулеза. Во-первых, адресная доставка препарата к пораженному органу, во-вторых, своевременное применение препарата. Туберкулез проходит несколько этапов, и при грамотном использовании того или иного лекарственного средства или комплексного лечения мы можем более спокойно и с меньшими потерями разрешить конфликт между макро- и микроорганизмом. Раньше у нас не было показателей, которые говорили бы, что именно в этот период болезни нужно назначить антиоксиданты, они сработают наиболее эффективно, а в этот период максимальную пользу принесут стероидные гормоны. Мы не имели инструментария для определения иммунного, гормонального статуса. Сегодня мы подходим к этому, отрабатываются методики в лабораториях самого НИИТ и Института клинической иммунологии.
Имеется совместный проект с Институтом физиологии. Рассматривать взаимодействие микобактерии и организма человека только на биологическом, физическом и химическом уровнях недостаточно. Есть еще центральная нервная система, которая непосредственно влияет на эти макро- и микровзаимодействия. Такое взаимодействие, с нашей точки зрения, подлежит регулированию. Гипотеза на входе была следующая: туберкулез, как хроническая инфекция, сопровождается определенными поведенческими реакциями человека в течение всего срока заболевания. Сначала это период острого психологического стресса, когда пациент узнает диагноз. Затем период адаптации: человек в определенной степени смирился, принял свою болезнь как данность и начал активно лечиться. Наконец, наступает период глубокой адаптации: пациент привык к болезни и даже обнаружил плюсы своего положения - в клинике он абсолютно защищен социально, а пребывание в среде себе подобных обеспечивает и психологический комфорт.
Сначала эта гипотеза была описана эмпирически, теперь мы решили ее проверить уже с применением количественных методик, чтобы в случае подтверждения использовать для коррекции поведенческих реакций, поскольку, как утверждают нейрофизиологи, характер реакций влияет на течение болезни. У многих пациентов период острого стресса сильно затягивается, а это усугубляет клинику. Мы не просто хотим, чтобы больной как можно быстрее "проскочил" первый этап, на самом деле коррекция должна быть направлена на более глубинные процессы - правильно настроить макроорганизм по отношению к возбудителю болезни. Нам ведь в клинике реально удается отдельных пациентов очень быстро - за считанные месяцы - вытащить из болезни. Это люди высокой стрессоустойчивости, у них особый генотип. Их внутренний индивидуальный биохимизм позволяет выстроить правильные взаимоотношения организма с агрессором и быстро его нейтрализовать.
* * *
Фтизиатрия долгие годы стояла особняком от остальной науки и, по образному выражению моего собеседника, не происходило диффузии большой научной мысли в эту область медицины. Был явный дисбаланс между фундаментальными и прикладными исследованиями. Фтизиатры "шли за ситуацией": наблюдали поведение микобактерии туберкулеза и пробовали как-то вмешаться. Сегодня они пытаются предугадать ее поведение. На уже упомянутом заседании президиума СО РАМН руководители академических и минздравовских институтов пришли к выводу, что каждое из учреждений так или иначе касается проблемы хронической внутриклеточной инфекции. НИИТ же становится "перекрестком" их научных интересов, а объединение усилий должно привести к серьезному системному эффекту в борьбе с туберкулезом.
Новосибирск. Елена БУШ,
соб. корр. "МГ".