Алена Свиридова: На жизнь нужно смотреть повеселее
Обаятельная внешность, нежный голос, умение мгновенно устанавливать контакт с аудиторией на концерте или спектакле. А главное - полюбившиеся всем песни. Это - Алена Свиридова. Как она добилась звездного успеха? Каким певица видит свое будущее? Очаровательная Алена отвечала на все вопросы откровенно и доброжелательно.
- Насколько важно, по вашему мнению, классическое музыкальное образование для успеха исполнителя эстрадных, популярных и авторских песен?
- Безусловно, музыкальное образование для исполнителя - основа всего. Лично я, живя в Минске, училась в специализированной школе с музыкальным уклоном, занималась музыкой каждый день, для чего дважды пересекала этот город. Потом был музыкально-педагогический факультет минского педагогического института. Я год проработала учителем пения в школе, это дало огромный опыт общения с аудиторией. Если ты своей музыкой удерживаешь внимание и интерес сорока головорезов в течение всего урока, то, уверяю вас, потом не испугают никакие престижные сцены и многотысячные толпы на стадионах.
Музыкальное образование важно и необходимо. Другое дело, что не все выдерживают те огромные перегрузки, которые выпадают на долю детей, занимающихся музыкой.
- Алена, ваши песни "Никто", "Розовый фламинго", "Просто кончилась зима" и другие известны всем. Как вы сами считаете, в чем причина их успеха? На кого они были рассчитаны?
- Не раз участвуя в прямых эфирных передачах на радиостанции "Эхо Москвы", где после интервью и исполнения музыкальных номеров всегда проводится опрос слушателей, учитываются их число и оценка певца, я поняла одно. Моя аудитория начинается с 6-летнего и заканчивается 75-летним возрастом. За прошедшие годы вышло четыре альбома моих песен, и если вы спросите, какие из них для меня самой дороже других, то получите заезженный ответ... Может ли любящая мать выделить самое дорогое дитя?
Безусловно, когда я их пишу, от каждой ожидаю, что именно она станет "самой-самой". В этот момент она мне нравится больше других. Но на самом деле истинную оценку можно получить только года через три. Сидишь, слушаешь свой голос и начинаешь понимать, какие вещи и сейчас интересны, а какие, увы...
- Но ведь с начала вашего взлета прошло уже немало времени...
- Да, уже 11 лет, и мой первый альбом оказался очень удачным, практически все его песни до сих пор слушаются с удовольствием.
- В одном из интервью я прочитал, что вы считаете себя южанкой. В вас течет русская и украинская кровь, а у прадеда была очень запоминающаяся фамилия - Забияко, Андрей Забияко. Черт какого характера у вас больше - русского или украинского?
- Добавьте - и белорусского, поскольку детство и почти всю свою сознательную жизнь я провела в Белоруссии. Не преувеличиваю, еще в детстве я задумывалась, кто же я все-таки по национальности? Ни к какому ответу прийти не могла, полукровка, живущая в третьей среде, получается - космополит. Мне очень нравятся украинская культура и язык, хотя им я владею хуже, чем русским и белорусским.
Любовь к Украине началась с Гоголя, когда в третьем классе мне за хорошую учебу подарили "Вечера на хуторе близ Диканьки". Затем наступил период любви к украинским песням. К сожалению, я не росла в украинской языковой среде. Что касается моего прадеда по отцовской линии Андрея Забияко, он был красным комиссаром и погиб во время гражданской войны. А до этого, как мне рассказывали, с ним приключилась вообще необычная история. Он сидел перед окном и брился, когда в него выстрелили. Пуля прошила обе щеки, выбила часть зубов, но тогда прадед остался жив. Вот такие у меня предки.
Я не знаю, каких черт во мне больше. Есть и украинская настырность, и русское раздолбайство. Но, как ни странно, есть и нечто английское. Дело в том, что я, хотя не в совершенстве, владею английским языком. Англия - моя любимейшая страна. Все началось с Диккенса, с английской классической музыки и современных песен. Мне близка английская ментальность, я воспитывала в себе "чувство леди", старалась держать слово, пыталась культивировать в себе аристократические черты...
- Преуспели в этом?
- Да, местами. Но скажу главное - мне очень полюбился белорусский народ, очень добрый и отзывчивый. В становлении моего характера, в выборе профессии этот фактор сыграл немаловажную роль.
Минск, с одной стороны, столица, но в тоже время город, где все под рукой, где у человека есть связи во всех культурных сферах. Моя мама работала на Белорусском телевидении и радио, я там практически выросла, это была как бы родная вотчина. И когда я что-то написала, мне дали студию, помогали с аранжировкой. В отличие от Москвы, в Минске многое делалось при дружеском участии приятелей и близких людей.
- А когда вы перебрались в российскую столицу?..
- С переездом в Москву в моей жизни, безусловно, началась новая эпоха, мини-иммиграция. Мне нравится то, что российская столица - это мировой культурный центр, все отсюда начинается, пульс ее бьется на всю страну. В моей профессии это несравненно более значительная аудитория слушателей.
В Белоруссии интерес к культуре, кажется, не столь высок. Там культуру потребляют, но сами мало что создают, очереди в театры, в музеи вы не встретите. Искусство носит как бы прикладной характер. В Москве, безусловно, атмосфера совершенно иная.
- Уютно ли вы чувствуете себя в ней?
- Ситуация сложна, как и в любом другом бизнесе. Ведь свои проблемы есть в каждом деле. Шоу-бизнес - это ведь и реклама, и съемки, и многое-многое другое. Сам артист по возможности этим не должен заниматься - есть менеджеры, директора, а артист - продукт их труда.
- Алена, давайте вернемся к близкой вам теме. Я слышал, что вы написали музыку к новому сериалу "Человек-амфибия".
- Новый сериал - это римейк старого фильма. Будет четыре серии. Из старого фильма взяты две песни Андрея Петрова, они по-новому аранжированы и я их по-новому спела. Вся остальная музыка, которая звучит в новом фильме, - непосредственно моя, оригинальная.
- Композиторский талант все-таки должен опираться на базу? Я ведь не случайно в начале вам задавал этот вопрос.
- Талантом человек может обладать и без базы, просто она помогает его успешнее реализовать. Ведь ясно, что, если человек музыкально одарен, но не учился в музыкальной школе, он не сможет играть на пианино.
- Из четырех ваших альбомов во всех песни, написанные вами?
- В последнем, который называется "Игра в классики", он выпущен два года назад, - римейки классических и джазовых произведений и оперетт. Там есть ария Мистера Икса, мужская. Этой работой я очень горжусь. Совершенно новый взгляд на то, что, казалось бы, навязло в зубах. Абсолютно другая история, и я ее спела от лица артиста. Такого еще не было.
- Сейчас много говорят о спектакле "Чайка" в театре "Школа современной пьесы". Вы играете-поете там роль Аркадиной, а пьеса из трагедии превратилась в комедию. Вы согласны с такой трактовкой?
- В общем-то, я считаю, что на жизнь нужно смотреть повеселее. Почему была осовременена классическая пьеса? Жизнь ведь меняется, нравы, надежды, язык. Но абсолютно все - это внешние изменения. А коренные проблемы, которые были тогда, отношения, чувства, остались такими же и сейчас. Классика - это не бабушкин чемодан, который лежит на шкафу и передается из поколения в поколение. Это живая вещь. Все человеческие мысли, страсти - все сохранено.
- Это ведь оперетта. Много ли вам приходится петь?
- Как и другим персонажам. Труппа очень хорошая, и я получаю огромное удовольствие, участвуя в представлениях.
- Позвольте задать вам, возможно, не совсем корректный вопрос. Ваше недавнее выступление в концерте классического музыканта Ю.Розума, где вы исполняли романсы Рахманинова, но не классическим способом, не заглядывание ли это в свое будущее?
- Вопрос корректный. Молодость - недостаток, который быстро проходит. Я считаю, что расчистила себе достаточно большой плацдарм для деятельности. В театре могу изучать, могу писать музыку, могу петь классику и джаз. Слава Богу, я абсолютно свободна, и возраст, который, к сожалению, все увеличивается, мне не помеха. Думаю, что с музыкой я не расстанусь. В 50 лет, конечно, петь трампампульки в короткой юбке дико, а джазовые мелодии и классические можно до глубокой старости.
- Я, к сожалению, не был на вашем концерте у Ю.Розума. Как оценила публика исполнение вами романсов Рахманинова?
- Безусловно, с моей стороны это была наглость. С точки зрения снобов, что признают только свое мнение. Увидев меня на сцене, они были в недоумении. Но потом ко мне подходили и говорили, что я так эмоционально и проникновенно спела, что они приняли мою трактовку. Хотя я пела абсолютно не в классической манере. Ведь важно то, что ты можешь донести до зрителя, а не то, как ты это делаешь...
- Взять интервью, пробиться к вам было чрезвычайно сложно. Вы все время на каких-то съемках, репетициях.
- После отпуска всегда пик загруженности. Куча телесъемок в передачах на разных каналах, репетиции и спектакли в театре. Артисту полезен такой темп жизни.
- Учитывая вашу энергию, молодость, жизнелюбие, я думаю, о медиках пока не вспоминаете. Далеки от этой сферы?
- Не совсем. Прежде всего я медсестра запаса. Во время учебы в институте был обязательный специальный курс. Один день мы посвящали посещению клиник, слушали лекции. Так что кое-какие познания в медицине у меня есть. Я поняла, что это очень тяжелая профессия, которой никогда в жизни плодотворно заниматься не смогла бы. Находиться в атмосфере человеческих страданий - на меня это очень сильно действует. Приходя в клинику, я переживала за всех страдальцев, теряла настроение. Поняла одно - врач должен быть хладнокровным, помогая другим, оставаться с холодной головой.
Поскольку мне не даны качества медиков, уважая их труд, искренне желаю им самим здоровья. Благодарность людей они, я уверена, вполне ощущают, а вот материальное благосостояние их нужно поднимать. Они этого заслуживают.
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".