Нельзя плыть в дырявой лодке
Олег Глазачев окончил педиатрический факультет Волгоградского государственного медицинского института. После получения диплома поступил в аспирантуру, затем защитил на кафедре физиологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова кандидатскую диссертацию, стал доктором медицинских наук, профессором. Сегодня О.Глазачев - директор Международного института социальной физиологии, который является структурным подразделением НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН.
- Олег Станиславович, во всем мире, как и у нас, медицина изучает болезни, у нее лечебная направленность. Предмет же ваших исследований - поиски резервов здоровья человека, которые прежде всего определяют качество его жизни.
- С одной стороны, термин "качество жизни" воспринимается несколько изолированно от здоровья, а с другой - само здоровье является одной из характеристик качества жизни. Под качеством жизни понимается совокупность самых разных характеристик, в большей степени даже не медицинских и не физиологических, а социальных, экономических. Как, например, оно влияет на взаимоотношения в семье, каковы в ней психологический климат, эмоциональный фон. Это еще и место, которое человек занимает в социуме, адекватность его отношений с окружающей средой, уровень потребительской корзины. Если оценить все эти параметры, окажется, что большинство из них в нашей действительности имеет весьма низкий уровень.
Понятно, что нас, физиологов, привлекают медико-физиологические аспекты качества жизни, в частности уровень здоровья человека. Ведь можно много чего иметь в социальном и экономическом плане, но, обладая низким уровнем здоровья, вы не сможете это полноценно использовать, а значит, не будет ни эмоционального, ни психологического комфорта.
- Но мы знаем не один пример, когда люди, имеющие физические недостатки, инвалиды достигали в обществе высоких результатов.
- Однако все равно качество их жизни часто бывает невысоким. Нас к тому же интересует вопрос здоровья и качества жизни обычных граждан.
Понятие "здоровье" само по себе довольно сложное. Его можно определить как способность человека на соматическом, психологическом, эмоциональном уровне противостоять каким-то требованиям среды, адекватно вписываться в нее, выполнять свои социальные функции максимально продолжительные сроки. Фактически это определенный уровень жизнеспособности. Данные ресурсы человек может развивать, а может и безвозвратно тратить или вовсе их не использовать.
Здоровье можно описать на разных уровнях. Первый уровень - биосоматический (масса тела, процентный состав тканей, процент жировой ткани, тип конституции), следующий уровень - биохимический. Еще один уровень - физиологический, а также психофизиологический, психоэмоциональный, социальный. Если на всех уровнях существует гармония, человек может считаться оптимально здоровым, оптимально вписанным в условия окружающей среды. Если баланс нарушается, то, естественно, среда снижает потенциал нашего здоровья. Еще И.Сеченов писал, что человек и окружающая его среда связаны неразрывно, вне ее он не может даже рассматриваться.
- Значит задача физиологов - разработать определенные методические подходы, обоснованные методики, которые позволят измерять характеристики здоровья на разных уровнях?
- Да. И здесь у российской школы большой приоритет, поскольку наши ученые И.Сеченов, И.Павлов всегда разрабатывали проблему приспособления человека к окружающей среде. Потом их работы продолжили Анохин, Судаков, Парин, Газенко, Баевский и многие другие.
- Чем объяснить интерес именно русских ученых к этой стороне проблемы?
- В большей степени нашим менталитетом. Аналитический подход - прерогатива западной науки, учитывая ее некоторые преимущества в техническом развитии, технологическом обеспечении научных исследований. Наш подход в большей степени философского характера, со склонностью к обобщениям, что привлекает западных ученых в российской научной школе. В настоящий момент, правда, это преимущество, как мне кажется, несколько утрачивается, поскольку, не имея технологической базы, невозможно быть на современном уровне и теоретического обобщения.
- Давайте вернемся к проблеме здоровья. Вы утверждаете, что уровень его у каждого человека можно оценить, составить "портрет здоровья".
- Мы разработали методику, которая позволяет это сделать благодаря системному подходу. Неоправданно давать заключение о состоянии здоровья, исследуя, например, функцию одного органа. Можно сказать, что он здоров, но это не значит, что здоров весь организм - собственно человек, ведь все органы тесно взаимодействуют. Отклонение одного параметра неизбежно влечет за собой отклонение других показателей, они переходят в новое равновесное состояние. В организме постоянно происходит такая "мозаика" перестроек. Все показатели могут меняться в ту или другую сторону, но коридор изменения для них в состоянии здоровья ограничен. Это и было положено в основу оценки состояния организма - динамическое взаимодействие всех показателей через оценку ряда функций. Если человек здоров, отклонения находятся в определенном диапазоне. Если они выходят из него, это говорит о нарушении определенных функций. Диапазоны нормы - самое узкое место. Мы провели массу исследований, касающихся здоровых людей (функции внешнего дыхания, газообмен, сосудистый тонус, артериальное давление, вегетативная регуляция), которые не имеют каких-то клинически четко очерченных заболеваний, и попытались сформировать собственно этот коридор отклонений в норме, что затем положили в основу методики определения уровня здоровья. В соответствии с методом полипараметрической диагностики в автоматическом режиме одновременно регистрируем электрокардиограмму, пневмограмму, сердечный ритм и т.д. Рассчитываются показатели зарегистрированных процессов, и по отношению собственно к нормативам для каждого человека строится физиологический "портрет" конкретного обследуемого в настоящий момент. Если человек здоров, не испытывает стрессов, физических и эмоциональных нагрузок, этот портрет достаточно стабилен.
Разработаны специфические критерии, которые позволяют оценить интеграл всех отклонений. Мы все это привязали к классификации состояния адаптации человека, то есть приспособления, - состояние удовлетворительное, состояние функционального напряжения, состояние неудовлетворительной адаптации, срыв адаптации. И, разработав количественные критерии, определяем, в каком состоянии человек находится. Адаптацию можно сравнить с лестницей, ступеньки которой идут вниз. Срыв адаптации - это максимально близко к какому-то заболеванию, развитие адаптационного синдрома показывает, насколько резервы здоровья человека ухудшаются, уменьшаются или увеличиваются, то есть куда он двигается по этой "лестнице". Мы можем анализировать его состояние в конкретный момент или многократно. Задача - оценить резервы здоровья человека, предложить ему немедикаментозные, поведенческие восстановительные мероприятия, позволяющие скорректировать отклонение физиологических функций, а затем при помощи нашей методики отследить эффект коррекции. На получение такого "портрета" здоровья требуется 15-20 минут. Это и есть ключ к истинной профилактике.
- В каком возрасте человек может получить такой портрет?
- Мы разработали методику для взрослых, детей и подростков. Вообще нельзя людей делить на здоровых и больных. Переход этот происходит плавно. Ведь о любом здоровом человеке можно сказать, что он здоров количественно по-разному, а любой больной обладает резервами здоровья, которые, однако, существенно снижены. У кого-то нет клинического заболевания, а он может находиться на низшей ступеньке, то есть в состоянии срыва адаптации - на грани заболевания. Вот почему, когда физиологи затрагивают проблему здоровья, разговор, на первый взгляд, идет вразрез с клиническим подходом. Клиническая медицина ориентирована на поиск любыми (самыми современными) методами каких-либо поломок в организме, специалисты будут направлять пациента на УЗИ, кардиоисследования, магнитно-резонансное исследование, чтобы найти "дефект" и начать лечить "сломанное". Наш подход - это превентивная медицина, профилактическая. Суть ее в том, что, оценив резервы здоровья человека, в том числе пациента с конкретной патологией, можно предложить ему индивидуально подобранные методики восстановительной адаптационной медицины, которые повысят его резервы. Обе системы (клиническая и профилактическая) могут (и должны!) взаимодействовать и дополнять друг друга. У заболевшего благодаря нашей методике можно снизить дозу препаратов, уйти от каких-то лекарств. К сожалению, идея диспансеризации в последние годы себя во многом дискредитировала...
- А вы считаете, что она хороша?
- В принципе, да. Каждый человек должен получать заключение о состоянии своего здоровья. К этому всегда можно приложить схему лечения, если кто-то болен, схему коррекции физиологических функций, схему повышения здоровья - она нужна и тем, у кого не обнаружены отклонения. К сожалению, профилактическое направление в медицине у нас всегда провозглашалось, но зачастую носило декларативный характер, это была система санпросветработы, направленной на запреты: не кури, не пей, занимайся спортом, закаляйся. Конечно, наши предложения идут вразрез со всей устоявшейся системой организации медицины, направленной на поиск "болячек", выработки схемы лечения. Резервам здоровья никто не уделял внимания, в том числе и Минздрав. У нас занимаются реабилитологией в травматологии, клинической кардиологии и т.д., то есть больным человеком. А вот найти у него слабые места и предложить на разных уровнях методики компенсации "дефектов", считаю, это новый подход, современный. Здесь можно адекватно подбирать систему санаторно-курортного лечения, занятий в спортивных центрах и фитнес-клубах.
- Но в названных вами учреждениях все дорого, они не по карману простому смертному, да и нагрузки в них не каждому под силу, даже молодым.
- Это потому, что там в ходу олимпийские лозунги - выше, сильнее, быстрее. Не все способны на такое, нам нужны специалисты, которые умеют и знают, как работать с каждой группой людей с учетом резервов их организма. За последний год мы в этом направлении кое-что сделали. Планируется создать центр культуры здоровья, где будет приоритет идеологии профилактической медицины.
- К этому подталкивает время, новые реалии или ученые не видят перспектив в нынешних медицинских концепциях?
- Сегодня многие осознают, все при разных катастрофах и иных происшествиях мы все чаще будем говорить о человеческом факторе. Поэтому проблема здоровья, резервов человека, которые ограничены, выходит на первое место. Темпы технического прогресса, когда прогрессивные технологии создаются ради технологий, не ради людей, таковы, что нам сложно вписываться в них. С другой стороны, экологические техногенные изменения среды существенно меняют резервы нашего организма в худшую сторону, они влияют даже на генетически задаваемые процессы роста и развития. Не случайно проблема резервов здоровья и их повышения становится центральной. Это не сиюминутный вопрос в социальном плане, так как в стране масса нерешенных проблем, но он общенациональный. Становится все больше материально хорошо обеспеченных людей, они понимают, что достаток является одной из характеристик высокого качества жизни, но основное - это здоровье, которое лимитирует все. Немало представителей бизнеса сейчас ориентированы на развитие профилактического направления в медицине, многие готовы инвестировать средства в здоровьесберегающие технологии, чтобы они быстрее не только развивались, но и внедрялись. Если эту систему грамотно разрабатывать, она может быть доступна всем слоям населения. Уровень доступности будет разным, но он будет. Умирающая система кабинетов медицинской профилактики, которые были в каждой районной поликлинике, центров медпрофилактики может быть модернизирована и стать базовой инфраструктурой для реализации профилактического направления. Здесь можно внедрить и наши методики. Но не стоит думать, что решить это просто - открыли кабинеты, и люди туда пошли. В этой системе должны быть элементы государственной политики.
- Сейчас в нашей стране стараются пропагандировать здоровый образ жизни, говорят даже об индивидуальной и национальной ценности здоровья...
- Но это только первые шаги. Должна быть грамотно составленная программа пропаганды здорового образа жизни, методически обеспеченная, с технологическими разработками, подготовленными кадрами. Сегодня у нас нет специалистов для этого, поскольку они не востребованы. Если мы глобально не будем решать проблемы здоровья, то так и останемся сидеть в "дырявой лодке". Лечебный подход бесперспективен - это показывает практика стран, где тратятся огромные средства на разработку высокотехнологичных методик диагностики и новых препаратов, но экономической эффективности в снижении заболеваемости не наблюдается. И там срабатывает этот эффект "дырявой лодки": все видят, как она наполняется водой, начинают ее вычерпывать, а вода все равно прибывает. Мы берем больного человека, лечим его, а из группы здоровых в эту "дырявую лодку" все прибывает и прибывает пациентов. Не надо ждать, пока человек заболеет, нужно активно работать с ним, пока он здоров. Это, конечно, требует вложения больших средств, но потом они сторицей окупятся.
- У вас серьезные конкуренты в лице фармацевтических фирм, которые не допустят, чтобы их многомиллиардные прибыли пострадали.
- Наоборот, это дополнительный и более перспективный стимул для их развития. Они могут освоить новый рынок - фармпрепараты для здоровья, он является потенциально более емким. Это витаминные комплексы, биологически активные добавки, что уже сейчас довольно широко используется в стабилизационной терапии.
- Все это такие далекие перспективы...
- Не совсем, уже сегодня мы находим все большее понимание и у специалистов-медиков, практических врачей, и в целом у людей. За нашу методику одна очень известная фирма, название которой у всех на слуху, предлагает немалые деньги. Чтобы продолжить наши поиски, можно было бы и уступить им, но тогда свой собственный приоритет мы должны будем со временем покупать за рубежом. Дождемся, когда он широко будет востребован. За здоровьецентристским направлением будущее. Система здравоохранения пока готова к нему мало, но люди понимают, что здоровье - важнейший из приоритетов. Они готовы воспринять профилактическое направление. Нам надо только активнее разрабатывать новые технологии и внедрять их в жизнь.
Беседу вела
Валентина ЗАЙЦЕВА.