Страдаю вместе с тобой...
Если мужчина переживает беременность жены испытывая те же ощущения, что и супруга, - это не любовь, а истерический невроз. К такому выводу пришли специалисты кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского университета Дружбы Народов. Об этом необычном заболевании - синдроме кувад - мы беседуем с профессором Валерием МАРИЛОВЫМ, который в течение 15 лет наблюдает пациентов с подобным расстройством.
- Используемый в названии заболевания термин произошел от французского глагола couver, что означает "высиживать птенцов". Синдром кувад обозначает совокупность психогенных и психосоматических нарушений у молодых мужчин, имеющих беременных жен. Клиника патологических ощущений молодого мужа соответствует тому, что происходит с его женой, ожидающей ребенка. Если у нее изменяется аппетит, все пищевое поведение, и женщина начинает употреблять малосъедобную пищу, то этим же страдает и ее муж. Он испытывает те же болевые ощущения, которые испытывает жена, например при расхождении тазовых костей.
К основным симптомам заболевания относятся: утренняя слабость, снижение, извращение или повышение аппетита, практически ежедневная тошнота и рвота - иногда натощак, иногда при виде или запахе какой-то определенной пищи, частые запоры или, наоборот, поносы, желудочные либо кишечные колики, боль внизу живота, которая иногда по характеру и интенсивности может даже имитировать аппендицит, боль в области поясницы, психогенная зубная боль, а также так называемые "боли сопереживания" или "боли симпатии". Последние выражаются в том, что у мужа ощущение локализуется в том же органе, что и у его беременной жены. Эти симптомы сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной раздражительностью, депрессией, внутренним напряжением, бессонницей, капризностью, крайним эгоцентризмом, нетерпимостью, неприятием иных точек зрения на ту или иную проблему. Интересно, что капризность мужчин с синдромом кувад значительно превосходит "ветренность желаний" реально беременных женщин. Чаще всего при таком синдроме имитация дискомфорта беременности относится к пищеварительной системе, хотя вариации в отношении вовлечения того или иного органа могут быть самыми широкими. Неудивительно, что этих мужчин отправляют в инфекционную или хирургическую клиники с подозрением на разные заболевания.
В процессе изучения психосоматических заболеваний желудочно-кишечного тракта мы выявили 9 случаев классического синдрома кувад. Первоначально они ошибочно интерпретировались как гастралгия или синдром возбудимой толстой кишки. Только тщательный целенаправленный анамнестический анализ, а также хронологическое совпадение симптоматики у мужчин с соответствующими проявлениями у их беременных жен позволили исключить указанные диагнозы и остановиться на диагнозе синдрома кувад.
- Когда будущий отец замечает в себе проявления этой необычной болезни?
- Как правило, на третьем месяце беременности жены, а своего пика они достигают к девятому месяцу. Когда наступают роды, ощущения у мужчин еще более усугубляются. Иногда же отмечаются два дискретных пика - на третьем и девятом месяцах с относительным редуцированием симптоматики между ними. У трети пациентов симптоматика синдрома дебютирует бурно, но к моменту родов может полностью исчезать, у трети она исчезает только после рождения ребенка, постепенно пропадая по мере заживления у рожениц разрывов и купирования других послеродовых осложнений. Тяжесть состояния мужчины зависит от того, что он думает о родах жены. Если он представляет их с ужасом, то этот ужас и будет испытывать. Мужчина постоянно звонит в роддом, он не успокоится до тех пор, пока ему не скажут: все нормально, у вашей жены родился сын или дочь. После этого боли у папаши тут же прекращаются. У жены роды закончились, у него - тоже!
- Что лежит в основе формирования синдрома кувад?
- Прежде всего неосознанная тревога за судьбу жены и будущего ребенка и в определенной мере своего рода чувство вины перед супругой. Некоторые психоаналитики считают, что ложная беременность у мужчины часто есть проявление идентификации его со своей матерью для искупления вины перед ней. Синдром кувад также связывают с одноименным ритуалом у некоторых народностей, при котором муж во время родов жены ложится на кровать, отказывается от еды, криками и различными телодвижениями имитирует роды, принимая часть боли на себя. Этим ритуалом нередко пользовались средневековые колдуньи, которые боль жены переносили на мужа, за что довольно часто попадали на костер инквизиции. Что касается антропологического значения подобного ритуала, то здесь интерпретация самая разная - от наличия у мужчин редуцированных женских репродуктивных органов до своеобразной символической борьбы с матриархатом.
Синдром кувад был описан несколько столетий назад. По данным зарубежных исследований, 11% мужчин детородного возраста в той или иной степени пережили это состояние во время беременности своих жен, то есть каждый девятый из будущих отцов имел синдром кувад. Отдельные же симптомы этой патологии встречаются еще чаще. Например, в США выявлен абдоминальный вариант синдрома кувад у 40% обследованных мужчин, имеющих беременных жен.
- Какие мужчины подвержены этому заболеванию?
- Все наблюдавшиеся нами больные были молодыми людьми в возрасте от 21 года до 27 лет, которые состояли в первом браке и ожидали прибавления в семье. Один молодой человек уже имел ребенка, и во время первой беременности жены у него тоже отмечались проявления синдрома кувад. Личность всех наблюдавшихся пациентов была инфантильно-истерического склада с высоким уровнем неотреагированной тревоги и хорошо отработанным механизмом психологического переноса. Именно поэтому дискомфорт беременности жены переносился в виде симптоматики синдрома кувад на мужа, причем этот перенос подпитывался огромным, но неосознанным чувством вины перед женой. Характерно, что все эти мужчины с детства воспитывались в сугубо матриархальных семьях, где роль отца была сведена только к функции продолжения рода. В семье доминировала и диктовала свою волю властная и решительная мать, своеобразная Кабаниха, не дававшая даже внешней возможности права выбора. В своих оценках тех или иных обстоятельств будущие пациенты всегда были ориентированы только на мать, и другие варианты даже не рассматривали. Женились они также по выбору матери, при этом их жены в личностном плане были почти копиями матерей. Поэтому сами больные в семье всегда были на вторых ролях, не допуская даже мысли о возможном лидерстве.
У всех пациентов отмечались те или иные сексуальные расстройства, главным образом в виде преждевременного семяизвержения, что вызывало у них определенный комплекс неполноценности. У одного молодого человека, кроме всего прочего, эмоциональная сенситивность, плаксивость, боли внизу живота и тяжесть в пояснице были и до беременности жены, совпадая хронологически с ее предменструальными днями (эти явления отмечались у мужа в течение 6 месяцев до наступления беременности у жены). Такой "менструальный вариант" синдрома кувад до сих пор в литературе описан не был. Механизм его появления, как и типичного синдрома кувад, по-видимому, является аналогичным истерическому переносу по типу упоминавшихся выше "болей симпатии".
- Приведите, пожалуйста, какой-нибудь конкретный пример из своих клинических наблюдений.
- Больной О., 26 лет, по образованию учитель русского языка и литературы. Женат с 20 лет. Наследственность неотягощенная. Единственный ребенок в семье. Воспитывался матерью и бабушкой, отец оставил семью, когда ребенку было 4 месяца. Мать характерологически - личность истероэпилептоидного склада, всегда очень эмоциональная, в то же время властная до жестокости и требовательная до педантизма. Больной с детских лет жил по ее законам, беспрекословно выполнял все ее указания и требования, свято верил ей во всем. До сих пор он считает, что усомниться в сказанном матерью - святотатство. По желанию матери поступил в педагогический институт, хотя будущая специальность не нравилась. На третьем курсе женился по любви, но перед этим в течение года встречался с девушкой почти всегда в присутствии матери. Невеста и будущая свекровь ладили между собой, и такая удивительная похожесть обеих женщин позволила пациенту избежать типичных для подобных случаев конфликтов.
После свадьбы больной обнаружил, что жена, как и мать, опекает его, словно большого ребенка, и все проблемы решает сама, проявляя завидную решительность, настойчивость и упорство. Супруга страдала фригидностью, поэтому преждевременное семяизвержение у мужа ее вполне устраивало, за что наш пациент ее просто боготворил. Когда она забеременела, муж встретил это известие очень тревожно. Беременность у супруги протекала тяжело: с первых дней отмечались тошнота, рвота, отсутствие аппетита, болевые ощущения в области желудка. На четвертом месяце беременности у мужа внезапно появились тошнота и рвота по утрам, а в последующем и боль в желудке. Больной решил, что у него язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Он обследовался у гастроэнтерологов, делал гастроскопию, но никакой патологии выявлено не было. Врачи предположили, что возникшее расстройство - на нервной почве, и посоветовали пить настойки пустырника и валерианы. Симптоматика несколько смягчилась. Позднее больной сообщил, что его тогдашнее состояние целиком определялось самочувствием жены. При этом все, что испытывала супруга, наш пациент испытывал в значительно большей степени. Если у жены отмечалась однократная рвота, то у мужа она была неукротимой и длилась нередко несколько часов. Он вынужден был обращаться к терапевту, который поставил диагноз пищевого отравления и рекомендовал госпитализацию в инфекционную больницу. Аппетит у больного постоянно отсутствовал, его часто тошнило и рвало, и за время беременности жены он похудел на 11 кг. Когда у жены начались предродовые схватки и на глазах больного отошли околоплодные воды, после чего супруга была доставлена в родильный дом, синдром кувад у будущего отца достиг предела. Он в ужасе метался по квартире. Именно в этот момент он впервые почувствовал непроизвольное мочеиспускание, после чего появилась резкая острая боль внизу живота, настолько сильная, что, как он рассказывал, "перехватило дыхание". С подозрением на острый аппендицит пациент был отправлен в хирургический стационар, откуда его выписали через два часа ввиду отсутствия какой-либо хирургической патологии и исчезновения боли. Но дома эта боль возобновилась и сохранялась до тех пор, пока муж не узнал о том, что у него родился сын.
Спустя 5 лет жена нашего пациента вновь забеременела, и больной снова на четвертом месяце ее беременности стал испытывать вначале утреннее недомогание, потом тошноту, рвоту и боли в желудке. Однако на этот раз он уже понял определенную связь между переживаниями жены и своими ощущениями, поэтому регулярно посещал психотерапевта и принимал назначаемые ему транквилизаторы и нейролептики. Перед родами жены больной удвоил дозу принимаемых препаратов и испытывал лишь небольшую резь внизу живота.
В рассказанном мною случае нами был поставлен диагноз "истерический невроз". Он вытекал из наличия специфической психотравмирующей ситуации, обусловленной беременностью жены, из триггерного механизма неосознаваемого феномена психологического переноса и невротической симптоматики истерического круга. Характерно, что этот психологический перенос оказался не только достаточно полным, но и чрезмерным. При разрешении психотравмирующей ситуации (благополучные роды жены) вся симптоматика полностью исчезла.
- Что же делать с такими больными?
- Снимать внутреннее напряжение. Все ведь идет с "верхнего этажа". Конечно, в такой ситуации есть и положительный момент - принять часть боли жены на себя, но в остальном... На Западе нередко женщина рожает в присутствии мужа, это практикуется уже и в нашей стране. А если у молодого человека синдром кувад? Я считаю, что мужей рожениц надо обязательно обследовать, ведь сами мужчины к психиатру обращаться не станут, они не считают себя психически больными.
Такому больному нужно назначать успокаивающие средства и рекомендовать психотерапию, заключающуюся в главном: объяснение, объяснение и еще раз объяснение. К сожалению, пока наши врачи незнакомы с таким необычным заболеванием, как синдром кувад, о котором, на мой взгляд, в настоящее время необходимо знать не только психиатрам, но и хирургам, инфекционистам, акушерам-гинекологам.
Беседу вела Татьяна КУЗИВ, корр. "МГ".