Модернизация здравоохранения вместо реформирования
Пессимистическими прогнозами, касающимися грядущей реформы здравоохранения, в последнее время никого не удивишь. Как и статьями, переведенными из медицинских журналов Запада, которые утверждают, что новые реформаторы планируют сократить число врачей почти вдвое. А задуманная реструктуризация лечебной сети якобы обещает сократить количество бюджетополучателей так, что на селе неэффективных участковых больниц просто не останется. Между тем главное выступление министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова на первой коллегии Минздравсоцразвития России очень умело и прагматично расставило акценты в предстоящем реформировании. После чего название коллегии "Модернизация здравоохранения" больше не казалось надуманным.
Для провозглашенной модернизации, по замыслам министра, потребуется двухлетний переходный период. "Мы не говорим о том, что реформу надо делать завтра. Потребуется два года, чтобы отработать технические приемы", - сказал он. Переходный период нужен, чтобы лечебные учреждения подготовились к преобразованиям в новые организационно-правовые формы, а медицинские работники прошли переобучение. Необходимость же модернизации диктуется тем, что, по данным социологических опросов, до 70% респондентов на сегодняшний день неудовлетворены качеством предоставляемых медицинских услуг, тогда как в начале 90-х это число составляло 50%. Кроме того, расходы на здравоохранение из федерального и региональных бюджетов составляют от 2,9% до 3,1% ВВП. "И этого крайне мало" - уверен Михаил Зурабов.
В своем докладе министр указал на необходимость принятия ряда законодательных актов для дальнейшего развития системы здравоохранения в России. Прежде всего ожидается новая редакция законопроекта "Об обязательном медицинском страховании". Здесь предполагается централизация системы ОМС, чтобы медицинский полис любого гражданина России действовал на всей ее территории. Еще один законопроект - "О государственных гарантиях медицинской помощи" - по замыслу штаба отрасли, определит виды, объемы, условия и порядок оказания медицинской помощи. "Это позволит законодательно установить единую систему стандартизации медицинской помощи в стране вне зависимости от места ее предоставления", - подчеркнул Михаил Зурабов.
Следующие законопроекты, вносимые в Государственную Думу в следующем году, позволят расширить организационно-правовые формы медицинских учреждений - "Об автономных учреждениях" и "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях".
Опыт работы и оценку предстоящего реформирования отрасли представили на коллегии и руководители региональной медицины. Среди выступивших были министр здравоохранения Свердловской области Михаил Скляр, министр здравоохранения Чувашской Республики Нина Суслонова, министр здравоохранения Республики Дагестан Ильяс Мамаев, начальник Департамента здравоохранения Вологодской области Александр Колинько и другие.
И надо сказать, самостоятельность, которую привнесут в деятельность лечебных учреждений представляемые в Государственную Думу нормативные акты, не пугает организаторов здравоохранения. Журналистам же обсуждаемые законопроекты в перерыве между заседаниями коллегии прокомментировал заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Владимир Стародубов.
- Предложения, с которыми ознакомил министр здравоохранения и социального развития РФ участников коллегии, рассчитаны и на то, чтобы приостановить рост количества платных услуг в лечебных учреждениях, - сказал Владимир Иванович. - Лавинообразное их нарастание даже опередило рост расходов государства на здравоохранение. Чтобы возобладали другие тенденции, государство должно полностью выделить деньги на объемы медицинской помощи, которые будут утверждены в Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Тогда в дальнейшем гарантии станут неукоснительно исполняться, а населения будет знать, какая помощь предоставляется по полису ОМС, а за какие виды медицинской помощи нужно доплачивать из своего кармана. При этом министерство обещает, что революционных изменений не произойдет. В эти гарантии в своем большинстве перейдут прежние объемы медицинской помощи, уже узаконенные в программах госгарантий территорий. Минздравсоцразвития России надеется вывести за рамки госгарантий только ряд косметологических услуг, часть стоматологической помощи для взрослого населения, оставляя ее бесплатной для пенсионеров и детей. Доступность - это не понятие из прошлого.
Реформаторы хотят добиться централизации системы ОМС. В этом случае полис больше не будет региональным документом, такая задача поставлена министром. При обращении пациента в любое лечебное учреждение вопросы (откуда приехал пациент и зачем) окажутся неуместными. В то же время министерство хотело бы успокоить регионы-доноры. Там высказываются опасения, что после принятия этого закона выравнивание условий оказания медицинской помощи в будущем произойдет за счет перераспределения части их доходов в дотационные регионы. Действительно, иного пути для того, чтобы граждане имели равные возможности при оказании медицинской помощи, просто нет. С другой стороны, регионы-доноры, как правило, построили прекрасные клиники с хорошей материальной базой, где давно поставили на поток современные технологии. И если у населения появится реальное право выбора, куда обращаться за специализированной помощью, легко предположить, что часть сложных больных поедет на диагностику и лечение именно в "чужие" клиники.
Корреспондент "Медицинской газеты" спросил заместителя министра, как он оценивает подготовку к монетизации льгот, прежде всего переход на новую систему лекарственного обеспечения льготников. Ведь руководителям регионального здравоохранения уже переданы два приказа, касающихся замены льгот на денежные выплаты ("МГ" предполагает опубликовать их в следующем номере).
- Но не надо ждать каких-то потрясений с 1 января, для пациента и врача мало что изменится, - сказал Владимир Стародубов. - Больной пришел в поликлинику, к участковому врачу. Получил рецепт. После чего обратился в аптеку, где ему выдали нужное лекарство. Таким образом, изменится лишь механизм оплаты этой социальной услуги, но это компетенция и ответственность организаторов здравоохранения. Конечно, есть и отличия. Если раньше список для льготников был достаточно ограничен по количеству препаратов, то теперь он серьезно расширится.
Что касается новых форм для лечебных учреждений, то с нового года государственные учреждения будут финансироваться строго по смете. А в дальнейшем, подчеркнул Владимир Иванович, преобразование лечебных учреждений в три организационно-правовые формы позволит самостоятельно формировать доходную и расходную части бюджета медицинских организаций, появится большая гибкость в использовании имеющихся ресурсов. Так, автономные медицинские учреждения, переведенные в новое законодательное поле, смогут оказывать медицинские услуги, получая оплату за них по линии ОМС, ДМС, платных услуг и бюджета. Таким образом, для них будут узаконены 4 различных источника финансирования. Автономные лечебные учреждения обретут больше самостоятельности, но она должна отразиться и на качестве медицинской помощи, и на оплате труда медиков. Поэтому Единая тарифная сетка в новых условиях, когда появится больше возможностей работать качественно, получая полноценное вознаграждение за свой труд, будет отменена.
Другая предложенная форма - автономная некоммерческая организация. Подобное лечебное учреждение является самостоятельно хозяйствующим субъектом. Количество больниц и поликлиник с такой формой на первых порах в стране будет крайне ограниченным. Такое учреждение должно быть рентабельным, но насколько его услуги будут востребованы в новых условиях, прогнозировать сложно. Поэтому данную форму собственности предложат небольшому количеству учреждений, чтобы не монополизировать какие-нибудь виды медицинской помощи и проанализировать опыт работы пилотных территорий. А когда некоммерческие автономные организации пройдут проверку на прочность, им дадут "зеленый свет" на повсеместное внедрение. И в этом случае переход будет осуществляться поэтапно, а не опираясь на "революционную целесообразность"...
Алексей ПАПЫРИН, корр. "МГ".