Беременные в тягость государству
Казалось бы, когда рождаемость в стране резко падает - за 10 лет численность детей уменьшилась на 7 млн, - а население ежегодно сокращается на 1 млн человек, государство обязано использовать любой шанс помочь женщине стать матерью здорового ребенка. Однако...
Сегодня появляется все больше недоношенных и маловесных детей, каждый третий ребенок уже при рождении имеет заболевание или нарушение здоровья. Заболеваемость беременных женщин только анемией возросла более чем в 6 раз, гестозом - на 40%, число нормальных родов составляет всего 30%. Выживание недоношенного и незрелого малыша обходится государству в 250-300 (!) раз дороже, чем ребенка, появившегося на свет в нормальные сроки.
Увеличилось число коек патологии беременности в стационарах, где весь мир для пациентки ограничен палатой и коридором, где давят на психику стены, рассказы "коллег по несчастью", крики с других этажей, больничный запах и т.д. Поэтому женщины, даже при острой необходимости, неохотно госпитализируются, а о профилактическом стационарном лечении зачастую и слышать не хотят. Вот и получается, что беременной, нуждающейся в оздоровлении, несмотря на высокопарные заверения чиновников от медицины о заботе и внимании, податься некуда.
А между тем в доперестроечные времена функционировала хорошо отлаженная система санаторного оздоровления, были даже специальные, ориентированные именно на будущих мам учреждения. Наиболее известное из них - санаторий "Сокольники" в Москве, принимавший по 130-140 беременных в смену.
Он и сейчас существует. Более того, похорошел, преобразился, благодаря стараниям Московской федерации профсоюзов, главного врача Бориса Давыдова и коллектива, им возглавляемого. Старые деревянные постройки снесены, возведены новые современные корпуса с комфортабельными одно-, двухместными палатами, построен открытый и закрытый бассейны, созданы все условия для беременных. Окруженные вниманием и заботой они чувствуют себя уютно в ожидании младенца. Для них здесь все: массаж, сеансы релаксации для снятия и предотвращения эмоциональных перегрузок, озонотерапия для профилактики и лечения нарушения маточно-плацентарного кровообращения и внутриутробной гипоксии плода, плавание в бассейне для профилактики перегрузок позвоночника, занятия лечебной физкультурой с акцентом на дыхательные упражнения, улучшающие маточно-плацентарное кровообращение, и упражнения, укрепляющие мышцы тазового дна, брюшного пресса, спины.
Для них поют птицы (женщины могут свободно гулять во дворе) и играет музыка. Для них светит солнце и цветут в зимнем саду цветы. Они могут свободно принимать родных и близких, посещать "мамину школу", общаться с себе подобными, и ни о чем не тревожиться, ведь круглосуточное врачебное наблюдение им обеспечено.
Жаль только, что все это доступно из 80 тыс. московских беременных лишь единицам, практически 0,8%, поскольку не каждая нуждающаяся в санаторном лечении беременная может заплатить за путевку. Сегодня, чтобы попасть в такой рай, надо выложить пусть и не слишком большую, но все же приличную сумму. Хотя в памяти более старшего поколения - мам и свекровей беременных - еще живы воспоминания о тех временах, когда путевки на оздоровление распространялись через женские консультации и обходились для женщин бесплатно, до сих пор раздаются в "Сокольниках" звонки от тех, кто когда-то в ожидании ребенка имел возможность здесь бесплатно подлечиться, люди интересуются, сохранилась ли такая возможность сейчас. К сожалению, не сохранилась. В приказе Минздрава России "Об организации оздоровления беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях", вышедшем в мае 2003 г., вопрос о финансировании даже не затрагивается.
Понятно, что среди молодых семей способных заплатить за санаторное лечение не так уж много. В результате те же "Сокольники" принимают беременных гораздо меньше, чем могли бы принять, и вынуждены, чтобы сохранить свое учреждение (кстати, единственный в Российской Федерации санаторий для беременных), приглашать на лечение и реабилитацию гинекологических больных, перенесших операции и воспалительные заболевания, женщин, страдающих венозной недостаточностью, и других.
- У нас хорошая база, богатые методические наработки по оздоровлению именно беременных, ведь санаторий функционирует с 20-х годов прошлого столетия, длительно специализируется на акушерской патологии (профилактика преждевременных родов, угрозы прерывания беременности и лечении фетоплацентарной недостаточности, анемии и т.д.), - говорит главный врач Борис Давыдов. - Жаль, если все это будет использоваться не по назначению или вовсе утратится. Департаменты здравоохранения и социальной защиты Москвы, Государственная Дума РФ, мэрия под различными предлогами не желают заниматься вопросами санаторного оздоровления беременных женщин. Конечно же, санаторий не пропадет со своим опытом работы, выберется из любой ситуации, в том числе и той, когда не прекращаются попытки некоторых чиновничьих московских кланов отнять его под личные нужды (но это уже другая история). Он как-то просуществует, в конце концов будет лечить стариков, как предлагают некоторые представители соцстраха.
Однако главные врачи всех женских консультаций, ежедневно видя, как ухудшается здоровье их пациенток, считают необходимым восстановить бюджетное финансирование лечения беременных в санаторных условиях. Да, это стоит денег, но расходы оправданы. На Западе, где умеют хорошо считать, пришли к выводу, что 1 долл., вложенный в беременную, дает отдачу в 25 долл. Есть о чем задуматься.
Если мы имеем здравый смысл, то должны использовать все возможности по поддержанию беременной женщины, которая является началом всему. При этом, наверное, глупо было бы не воспользоваться уже имеющейся санаторной базой.
Валентина ЗУЕВА.