Александр МИТТА: Над хорошим врачом должна сверкать звезда
Свое давно обещанное интервью корреспонденту "МГ" известный кинорежиссер и сценарист, народный артист России Александр Митта дал утром 2 января 2005 г. Пригласил домой, так как впервые за последние полгода не пропадал по 12 часов в сутки на съемочной площадке. Съемки нового фильма завершил утром 30 декабря. Какая это будет картина?
- На киностудии "Мосфильм" я закончил огромный кинороман "Лебединый рай", который будет идти по телевидению в течение 16, а может и больше часов. Реализовал наконец-то свою идею, которую только частично осуществил в своем прежнем телесериале "Граница. Таежный роман". Новая работа - это не телесериал в традиционном понимании, а кинороман-новелла с плотным напряженным сюжетом.
В обычном кино - одна история, внятно рассказанная и требующая большого отбора. А мне все время хотелось сделать что-то "просторное" и в то же время нескучное.
Действие в картине происходит в наши дни в городе, находящемся на стыке Европейской России и Урала. Там есть великолепное озеро - лебединый рай. Наша история с конфликтами, страстями. И в то же время здесь и дети и родители друг друга любят. Кстати, там показаны и врачи, которые заботятся о своих пациентах. Когда же этому городу угрожает опасность, то люди не бегут из него, не скулят, что нашу Родину превратили в дерьмо, а пытаются защитить его. Минимум пафоса, очень много юмора и совершенно фантастические актеры. Назову лишь некоторых: Валентин Гафт, Михаил Ефремов, Амалия Гольданская, моя любимая актриса Лена Панова, которая в "Границе..." играла жену главного героя, А.Бабенко. Свой талант показали прекрасная молодая актриса Аня Банщикова, которая, надеюсь, взлетит звездой после этого сериала. В этом фильме у нее три сумасшедших любовных истории. Не могу не упомянуть и Нину Ивановну Русланову. И очень-очень много молодых талантливых актеров.
- Чувствуется, что вторая половина прошедшего года далась вам нелегко.
- Когда снимаешь сериал такого формата, то нужно каждый день "выдавать" метража примерно в три раза больше, чем для обычного кино. Нужна большая подготовка и большая работа, никак не меньше 12 часов в сутки, а то и 16, что у нас часто случалось. А в декабре - без всяких суббот и воскресений. В павильонах киностудии снимать тяжелее, чем на натуре. Там дышишь чистым воздухом, "набегаешь" за день по 20 км, а тут замкнутое пространство, сидишь кулем. Вечером только бы добраться до постели. Впервые стал чувствовать усталость.
- Александр Наумович, 13 февраля вам исполнится 72 года...
- Разменял восьмой десяток, но об этом не задумываюсь. Всего пара дней как закончились съемки, а уже чувствую, что чего-то не хватает. Организм требует стресса, а могу ли я его себе позволить, не знаю, как вы намекнули - уже не молод.
- А когда пойдет сериал "Лебединый рай"?
- Весной закончу монтаж. А пойдет он поздней осенью по четвертому каналу. Там много юмора и драматизма - огромная рождественская сказка.
- Но ведь вы показываете сегодняшнюю жизнь?
- Современную жесткую жизнь и то, как бы выглядел рай сегодня, если бы он находился в России, возможно это или нет. А рядом - ад, между ними идет острая борьба.
- А кто из актеров играет представителей "ада"?
- Валентин Гафт, Амалия Гольданская и целая когорта их единомышленников...
- А из первых работ какая для вас самая дорогая?
- Дороги все, но особо - "Гори, гори моя звезда". Этому фильму на роду было бы суждено погибнуть. Начал снимать его во время ввода советских танков в Чехословакию в 1968 г. Политика государства в отношении к искусству изменилась. Потребовали на просмотр уже отснятый материал, а когда увидели, то закрыли... Я сделал все, чтобы возродить фильм. У меня главную роль первоначально играл Ролан Быков. Картина рассказывала про то, как революция убивает своих художников. Ролан очень трагично все это показал, а тут 1968 год...
Начальство объяснило свой запрет тем, что я как режиссер исказил ими утвержденный мною же написанный сценарий. Я предложил "исправить искажения", пригласить на главную роль вместо Ролана Быкова Олега Табакова.
А Олег - мой друг, и я тут же придумал, как с этим фантастически талантливым актером можно сделать фильм. Будет художник молодой, оптимистичный, пообещал я. Чиновники не представляли, что когда по ходу фильма убивают не зрелого, а молодого человека, то история получается еще более щемящая. Начальство спохватилось, когда картина была уже почти закончена. И ее снова запретили, но было уже поздно. Табаков схватил ролики и отправился к своим влиятельным друзьям в ЦК КПСС. Фильм "пропихнули" без премьеры, с категорическим запретом показывать за рубежом. А киношники из ГДР смогли его "вытащить", и там он произвел сенсацию. Дискуссия о нем в "Неис Дойчланд" заняла полторы газетных полосы. Потом были большие кассовые сборы в ФРГ, и картина покатилась дальше по миру...
- А как перенес свою замену Ролан Быков?
- Очень тяжело, мы поссорились, хоть и дружили с детства - ему тогда было 14, а мне 10 лет.
- Но ведь вы же не виноваты - обстоятельства...
- Нет, виноват, надо было погибать вместе. А я решил, что выживу, а с него не убудет. К сожалению, в режиссуре бывают ситуации, где, как говорят англичане, невозможно быть джентльменом.
- А какой ваш фильм получил самую высокую международную премию?
- "Звонят, откройте дверь" удостоен Гран-при на Венецианском фестивале. Малоизвестная у нас картина "Затерянный в Сибири", о сибирских концлагерях, широко шла по миру, была показана на Канском фестивале, что уже является наградой режиссеру, и номинирована на Голден-Глоб, вторую после Оскара американскую премию.
- Александр Наумович, а вам не обидно, что зрители вас любят и помнят не по этим фильмам, а по "Экипажу"?
- Нет. Вообще же, съемки этой картины начинались как-то безответственно. Поскольку я в далеком прошлом был строителем, архитектором, то мне хотелось снять какой-то "инженерный проект", которого до этого в нашем кино не было. Был молод, затея была безумная, а энергии - масса.
О трудностях той работы говорит то, что кадры, которые на экране шли 1,5-2 секунды готовились и снимались в течение нескольких недель. 14 экспозиций тогда делались 11 месяцев, а сейчас, при компьютерных технологиях их сделали бы за один раз. Пылающая земля вокруг взлетающего самолета. Каждый кадр, каждая секунда стоили огромного труда...
Меня спасли два обстоятельства. Первое - каждый кадр я снимал с трех позиций и в итоге получился великолепный набор для монтажа. К тому времени и я, и талантливые специалисты, работавшие над картиной, уже кое-чему научились, изобрели. Поскольку комбинационная техника была в загоне, многое мы делали "китайским способом". Строили огромный макет города, в ходе съемок разрушали его, он исчезал. Затем строили следующий. Так продолжалось полгода на площадке в Крыму.
Второе обстоятельство, возникшее тоже из-за моей первоначальной неграмотности, но, спасшее меня, - фильмы про авиационные катастрофы. Это был жанр. По миру их тогда было создано уже десятка полтора, со своими зрителями и пр. А я снимал фильм для всех и соединил жизненную историю и авиакатастрофу, что по правилам жанра делать было никак нельзя. И это меня спасло.
- У вас получилась очень человечная картина, и спустя четверть века ее с удовольствием смотрят. Полтора года назад для "Автографа" я брал интервью у Г.Жженова и он с удовольствием вспоминал о своей работе в этом фильме. Вы подобрали великолепный актерский состав.
- Мне всегда везет с актерами. На роль командира экипажа я первоначально планировал пригласить Алексея Петренко, но он отказался: "Я не могу в железе сниматься, я деревянный человек, в избе - пожалуйста, а в самолете - нет". А Георгий Степанович как узнал о роли, так сразу сказал: "Это мое". Исполнил ее он очень хорошо.
А Леонида Филатова мы вообще снимали впервые.
- А вот эти сцены с его "музыкальной" квартирой?
- Я их давно придумал, еще лет 15 до съемок "Экипажа". В те годы для советских зрителей это было непривычно. Как и сцены с обнаженной натурой. Кадрики с полуобнаженной стюардессой Сашей Яковлевой киномеханики вырезали из кинолент и продавали...
С Александрой Яковлевой была отдельная история. На эту роль я хотел пригласить Елену Проклову, но она отказалась, будучи членом ЦК ВЛКСМ, - ей подобные роли не подходили. Легкомысленную стюардессу должна была играть дивная актриса Татьяна Догилева. Но тут случилось непредвиденное. Проходя по коридору "Мосфильма" я увидел рыдающую "каланчу", у которой слезы как горошины отлетали от лица. Оказывается, ее не утвердили на роль. Повел ее к нам. Это была Яковлева, до того нигде ничего не игравшая. Мы сделали пробу и через 15 секунд пришли к выводу - идеально нам подходит. Она сыграла дивно.
- А кроме работы есть ли у вас хобби?
- Стыдно признаться, сейчас - нет. Раньше рисовал, мечтал стать художником. Даже во ВГИК пошел, чтобы пару лет "перекантоваться", а потом заняться живописью. Кстати, моя жена, Лиля Майорова, очень известный художник-график, оформила более ста книг для детей, в том числе придумала книжки-раскладушки, которые разошлись по всему миру. Мой сын Женя - тоже известный художник, а кроме того, занимается дизайном, сейчас на картинах не проживешь.
- Александр Наумович, теперь традиционный вопрос: как вы относитесь к медицине, врачам и своему здоровью?
- Очень положительно. В новом фильме "Лебединый рай" я придумал роль врача, человека нежного, просто чеховский персонаж. Он живет в провинциальном городе, спасает людей, сам несчастно влюблен. Надеюсь, будет интересен зрителям. Эту роль я создал специально для Саши Карпиловского, смешного комедийного актера, который в "Таежном романе играл солдатика, нарисовавшего себе погоны лейтенанта.
С медиками я дружу, хотя всю жизнь считал себя здоровым человеком. Сейчас, конечно, дело другое, хотя и выдерживаю по 14 часов непрерывной ежедневной работы. Пора задуматься, хотя мой контроль за здоровьем сводится к ежедневной утренней зарядке, подъему пешком по 5 раз в день на свой 15-й этаж.
- Ничего себе...
- А иначе нельзя, надо сердце держать, ведь поводов для стрессов полно. Спортсмены переходят на тренерскую работу. Я тоже преподаю, правда, больше в Германии, в Гамбурге, где веду режиссерскую мастерскую, в Литве и США.
- А есть ли у вас друзья среди медиков?
- Конечно, и прежде всего Владимир Викторович Крылов, замечательный нейрохирург, лауреат Государственной премии, профессор, работает в МНИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского.
А как мне не гордиться и дружбой с академиком Александром Николаевичем Коноваловым, директором НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН. И, слава Богу, пока это на уровне личной дружбы, а не отношений врача и пациента.
- Что бы вы пожелали медикам?
- Пусть хранят традиции русской медицины. Ведь в их рядах не случайные люди, а те, у кого повышенный потенциал доброты, сострадания, желания помогать страждущим. Пять месяцев я был в киноэкспедиции в небольшом городе Выкса недалеко от Мурома. Там членов нашей съемочной группы лечили врачи из больницы при металлургическом заводе. Какие же это внимательные и заботливые специалисты! У них отличное оборудование, и они действительно исцеляют.
Французский писатель-классик Луи Фердинанд Селин как-то посетовал, что хороших людей нельзя отмечать какой-то особой отметкой, которая бы светилась над ними. Я считаю, что над врачами звезда должна была бы сверкать. Но поскольку это невозможно, то пусть хоть от человека к человеку передается весть о хороших докторах. И пусть будет их больше!
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".