Петр КУЛЕШОВ: Каждый человек должен хоть немного разбираться в медицине
В нашем телеэфире существует множество интеллектуальных программ, начиная с добродушной "Сто к одному" и заканчивая шокирующей передачей "Алчность". "Сребролюбивые" тенденции ведут к тому, что большая часть населения весьма настороженно относится к подобным "забавам". Однако есть уверенность, что у них иное мнение о "Своей игре", которая давно продолжает взращивать высоких профессионалов-эрудитов. Мы встретились с бессменным ведущим программы "Своя игра" Петром Кулешовым - одним из лучших в своем амплуа на российском телевидении.
- Петр, программа "Своя игра" лицензионная. Следуете ли вы строго предписанному формату или можете внести что-то свое?
- Эта программа создана в Америке в 60-е годы, но ее "клоны" есть в разных странах. И все по мелочи стараются внести в нее что-то свое. Скажем, финны успевают задать за передачу около 30 вопросов (мы - 91), венгры пытались танцы какие-то устраивать... А мы единственная страна, которая поменяла декорации. Знаете, в театрах Франции идут спектакли в тех же мизансценах и в таких же костюмах, что и во времена Мольера. У нас же все должно постоянно меняться - сильны телевизионные амбиции.
- Изменилась ли игра за 13 лет своего существования?
- По сути не изменилась, она была и остается единственной на отечественном ТВ абсолютно спортивной интеллектуальной игрой. Ты услышал и увидел вопрос, у тебя есть три секунды подумать и полторы десятых секунды на то, чтобы быстрее, чем соперник, нажать на кнопку. Это спорт в чистом виде. Хотя это такой странный спорт, где 60-летний человек может обыграть 20-летнего. Здесь мало знать правильный ответ, надо еще иметь мгновенную реакцию. Сами же игроки в начале 90-х были невостребованы и по-настоящему бедны. Они были слишком малокоммуникабельны в современной жизни, чтобы активно в ней участвовать. Некоторые начинали в 15 лет, выросли, окончили вузы. А бывает так, что человек искрометно играл, но затем не нашел себя в жизни. Но сейчас появились успешные бизнесмены, которые показывают неплохие результаты. Стало появляться больше людей "с улицы".
- А вы поддерживаете личные отношения с игроками?
- Иногда общаюсь на узкопрофессиональные темы с патологоанатомом Александром Эдигером. Шокирую знакомых, когда говорю: "Сейчас я позвоню своему патологоанатому..." И спрашиваю в трубку: "Что нового в фармакологии? Что там изобрели в области тетрациклических ингибиторов серотонинового захвата?.." Шучу.
- Есть ли для вас трудности во время съемок?
- Самое трудное - комментировать ответы игроков. Здесь не обойдешься тривиальным "верно-неверно", как в "Слабом звене". Ведь я почти никогда не знаю, какие у меня буду вопросы. И вот мне надо выхватить бумажку с вопросом, быстренько проговорить что-то вроде следующего: "В каком году близ озера Куккен-Кваккен в местечке Кваккен-Куккен изобретатель Пунгель-Бунгель с помощью шминдель-пинделя изобрел именно этот элемент?" И за три секунды успеть самому быстренько разобраться, когда все это происходило. Если участник ответит, например, что это произошло тогда-то, сказать: "Да вы, батенька, лет на двести ошиблись..."
- Вы считаете себя эрудитом?
- Когда я начинал вести эту передачу, для актера я был достаточно эрудированным. Безусловно, за много лет у меня в голове много чего застряло, но если меня поставить играть против Эдигера или Хашимова, от меня не останется мокрого места.
- Я слышала, что одно время из-за собственной депрессии вы занимались психологией. Вам никогда не хотелось написать книгу по психологии игры?
- Какой же я психолог? Я просто любитель. Да, когда-то у меня были проблемы, я пытался разобраться в себе с помощью психологических книг, и вывел простую и действенную формулу борьбы с депрессиями: живи сегодняшним днем! Что касается книги... Игроку лучше понятен весь процесс, чем мне. Конечно, какие-то поведенческие детали я вижу, но занят-то я не игрой! Например, профессионал-крупье в казино с закрытыми глазами знает, куда полетел шарик, и возможно, сможет рассказать о людях, причем с поверхностно-психологической точки зрения: эти так играют, те - эдак, этому больше везет, а тот вообще страшно везучий. Но обо всем остальном может рассказать только человек, который участвует в состязании сам.
- У вас бурная трудовая биография: вы работали в Малом драматическом театре в С.-Петербурге, в Московской филармонии, в Театре песни Пугачевой, учились в Московской консерватории, были актером театра "Модернъ", телезрители вас знают по программам "Деловая Россия", "Дорогая редакция", "Новости культуры", "Доброе утро"... Помимо работы есть какие-то интересы?
- У меня нет хобби, я совершенно неинтересный человек. Точнее, я могу быть интересным именно тем, что у меня нет хобби, квартиры, машины, дачи... Работаю "в телевизоре" 12 лет, и у меня ничего нет за душой. Мой родной дядька сказал мне как-то: "Ты живешь, как вор в законе, такое впечатление, что тебе кто-то запрещает что-то иметь".
Сейчас я снимаю квартиру. А покупать - зачем? Всем этим заниматься - такой ужас! Я всегда говорю журналистам: "Если у вас есть желание взять интервью у человека, в профессию которого входит только надеть очки, повязать галстук и потом с безумной скоростью задавать вопросы - пожалуйста!" Я в интервью практически никогда никому не отказываю. Правда, никогда и не читаю, что обо мне пишут. Более того, у меня нет ни электронной почты, ни факса, ни компьютера - я ими не умею пользоваться.
Как-то мне предложили вести передачу на канале "Культура". Я сел перед камерой и вдруг с ужасом обнаружил, что вопросы, которые я должен был задавать гостям студии, написаны не на бумажках, как я привык, а на компьютере. Я лихорадочно стал подавать знаки режиссерам, мол, а как двигать-то текст?! Но было уже поздно - прямой эфир. Я что-то нажал - все исчезло. Ужас! С одной стороны понимаю, что это идиотизм, а с другой - ну не нужен мне компьютер!
- Вы демонстративно не тщеславный... Или у вас такой имидж?
- Да нет у меня никакого имиджа. Я вообще всего лишь говорящий атрибут студии. Меня иногда узнают на улице, просят автограф, но мало кто может сказать, кто я и как меня зовут. Как-то в телецентре сопровождал на съемку группу "Блестящие", они мою передачу не смотрят. И тут по коридору идут подростки с передачи "Умницы и умники" - моя клиентура! Они сразу ко мне: "Дайте автограф, пожалуйста!" А четыре "блестящие" девочки стоят рядом и не могут понять: чего это у этого дядьки просят автограф, а на них никакого внимания не обращают?!
- Среди тех, кто вас знает, бытует убеждение, что вы обладаете огромными медицинскими познаниями. Откуда они? Ведь у вас нет медицинского образования.
- Конечно, мои "знания" не идут ни в какое сопоставление со знаниями профессионального медика. Но то, что я знаю, - помогает. Медицина - некий симбиоз многих наук, систем, прикладная вещь, наука неточная и расплывчатая, результаты которой зависят от конкретного человека, конкретного случая. Но в то же время она чрезвычайно сложная и серьезная. Врач постоянно должен двигаться вперед. Но у нас часто врач, если он не имеет дорогих пациентов, которых он должен лечить и помогать им "красиво" болеть, не откроет лишний раз справочник, и не узнает, какие появились новые препараты... Такие врачи забывают о том, что наука идет вперед. Тот же Эдигер сутками сидит в компьютере, и стоит чему-то где-то появиться - он в курсе. Я сам как-то спорил на узкомедицинскую тему с одним знакомым психиатром и был в шоке. Оказывается я, самоучка, знаю больше чем он, профессионал!
- Вы считаете, что люди, сами должны заботиться о своем здоровье?
- Наплевательское отношение к себе приводит к тому, что народ у нас лечится как бог на душу положит, по принципу: если болит нога, надо выйти за околицу, сорвать и отварить ромашку... А если высокое давление, достаточно надеть циркониевый браслет - и все проблемы с прединсультным состоянием решатся. У нас люди очень любят ходить в аптеку и просить: "Дайте что-нибудь от головы". И бедный аптекарь начинает устанавливать диагноз: а у вас где голова болит? Ведь головная боль может быть мигренеобразная, спровоцирована повышением артериального давления или вызвана остеохондрозом... Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен иметь базовые медицинские познания, особенно в области фармакологии. Меня здорово угнетает, когда люди чудовищно невежественны и плюют на свое здоровье.
Беседу вела Алена ПАЛАЖЧЕНКО.