Армен ДЖИГАРХАНЯН: В медицине чудеса не только возможны, но и реальны
Армен Джигарханян - один из тех артистов, для которых эпитет "народный" справедлив по самой сути: актер любим и популярен в народе. Только в кино им сыграно более 170 ролей! А ведь есть еще и театр, причем, чем дальше в жизнь, тем более дорогим становится понятие "театр" для Армена Борисовича. И во многом потому, что сейчас, накануне своего 70-летия, весь он - в мыслях и делах занят "Московским драматическим театром под управлением Армена Джигарханяна". У его детища тоже юбилей, пока 10-летний.
Итак, метро "Университет", указатель "К театру Армена Джигарханяна". Здорово!
- А почему вы не играете в своем театре, Армен Борисович?
- Всему свое время. Я перестал удивляться. Вдруг выяснилось, что я много знаю, много видел. Оказывается, нет пустоты, которую я как актер должен заполнить. А ведь роль - это пустота. Но я не разочарован. Потому что жизнь все-таки богата на сюрпризы. Вдруг завтра что-то произойдет, и я узнаю, что способность удивляться ко мне вернулась?
- По каким критериям подбираете актеров в свою труппу?
- Нет критериев, есть интуиция, есть профессиональный нюх. Опять же вернусь к понятию "пустота": ощущаешь, что в труппе есть пустоты, которые должны заполнить актеры. Такого-то профиля, такого-то видения мира, такого-то отношения к сцене. Ищешь их.
- Можно ли назвать сегодняшнее время временем театра?
Нет. В России - нет. Наше общество, к сожалению, утратило моральный стержень. Когда общество не имеет идеалов, театр ему не нужен. В нашем обществе сегодня, обратите внимание, нет героев.
- Положительных?
- Нет, героев вообще. Живых, реальных - и потому красивых - нет героев! Стереотип "положительный", навязанный искусству идеологией предшествующего строя, искусствен и потому неверен. "Кавалер Золотой Звезды" - это ведь не положительный герой, а, извините, дерьмо. И Урбанский из "Коммуниста" не положительный герой: он ведь забирает чужую жену. Согласитесь, это и с точки зрения христианской морали, и тем более с позиции мужа героини фильма - воровской поступок. Но герой Урбанского - жи-вой! И Григорий Мелехов - живой. Вот вам два примера, объясняющих, что такое живой герой.
- Здоровая мораль исчезла, нет национальной идеи - стоит ли жить в России?
- Стоит. Да, порядочных людей стало меньше, но они по-прежнему способны определять лицо общества и государства. Есть еще и такое понятие, как ответственность - ответственность за дело, ответственность за тех, кто с тобой, но младше тебя и менее опытен, чем ты, ответственность за принципы, за тему, за мечту... Ответственному и порядочному человеку сегодня труднее, чем когда-либо, однако именно он - живой герой, которого надо рассмотреть писателям, сценаристам, драматургам, он, а не олигархи (я их называю аллигаторами), не крутые парни и не умело раздевающиеся "звезды"!
А вот живых героев вытащить на сцену и экран почти невозможно - у искусства практически нет государственной поддержки. Чего стоит только проект о реформировании российской культуры, подготовленный правительством, в котором ни разу не употреблено слово "театр". Какое уж тут "время театра"!
- Но ведь количество театров (и интересных театров!) увеличилось по сравнению, скажем, с 80-ми годами намного. Есть театр Виктюка, театр Табакова, театр Фоменко... Театру под вашим управлением уже 10 лет!
- Новые театры живут благодаря ответственности (той самой) их организаторов и лидеров. Верим мы, что вытащим тот воз, в который впряглись, вот и существуем. Россию спасет вера, но не вера тех, кто только умеет свечки ставить и соблюдать посты, а вера в предназначение своего пребывания на этом свете, вера людей в возможность улучшить этот мир. Наши театры, смею думать, все-таки его улучшают. Помните знаменитую гоголевскую лужу? Так вот мы ее засыпаем, засыпаем, для того чтобы она не мешала жить нормальным людям. Но ведь таких, для кого лужа - лишь повод для трепа, размахивания руками и ничегонеделанья, у нас более чем достаточно.
Востребованность театра должна быть выше, если наше государство хочет иметь здоровое общество, способное развивать свою культуру, экономику, обороноспособность. Пока же мы имеем время олигархов, а не время театра.
- Чтобы наступило время театра, нужны не только инвестиции в сцену, но и сильная драматургия. Русская литература, драматургия, несмотря на времена и нравы, всегда отличались своей мощью. Это качество обеспечено во многом и писателями-врачами: Вересаевым, Чеховым, Булгаковым. Пьеса XXI века уже есть?
- Драматурга, равного по силе таланта Чехову, не вижу. Появится, значит, появится и пьеса XXI века.
- Тема медицины скудно представлена на сцене, а ведь она весьма благодатна. Чего стоит только главный конфликт - противостояние человека и болезни, который может стать пружиной серьезнейшей постановки. Тем не менее он не востребован. Почему?
- Врачи слишком преданы своей профессии, чтобы менять ее на профессию драматурга. В театр они приходят как зрители, а не как авторы. А если говорить серьезно, то медицинских пьес не бывает, так же, как и солдатских, крестьянских, дворянских...
- То есть социального заказа от вашего театра - написать пьесу о врачах драматургам не поступит?
- Никогда. Пьеса не должна быть о профессии, пьеса должна быть о человеке, о его взаимоотношениях с жизнью, судьбой, обстоятельствами. Да, профессия - это важно, иногда это может быть инструментом для демонстрации личности, но не более того.
А вот близость драматургии и медицины удивительна, говоря театральным языком, это - две (не три!) сестры. Настоящий врач - это не только эскулап, но и психолог, оратор, актер, шаман, сценарист, режиссер... Нет, не случайно, состоявшись как врачи, Чехов и Булгаков прославили себя потом "Чайкой" и "Днями Турбиных"!
Скажу также, что актерское дело, как и врачебное, не терпит одного - бездарности.
И с уверенностью теперь добавлю, что именно из когорты настоящих врачей мы получим настоящего драматурга. Суть медицины такова, что именно она поставляет (пусть и нечасто!), но все-таки, будем думать, стабильно, глубоких мастеров драмы. Надо ждать.
Драматург Чехов гениален. Мы это, как никто другой, ощущаем буквально плотно, давая его "Три сестры" каждую неделю, начиная с них свои гастроли, открывая этим спектаклем все чеховские фестивали. Причем, спектакль идет в первой авторской редакции.
Талантливых людей очень мало, сказал Антон Павлович. Мы в основном навоз для этого таланта, на котором он взрастет. Будем терпеливо ждать. И дождемся!
- Но в ожидании может и жизнь пройти!
- Жизнь, если ты относишься к ней уважительно, никогда не пройдет мимо. Делаешь благое дело, и ожидание успеха всегда приносит результат. Только не надо к жизни относиться поверхностно. И нахраписто. 15 лет назад один политик хотел купить Россию на программу "500 дней". Не купил! Но каков нахал! Каков фокусник!
Чтобы создать государство, нужны века (только тогда в нем будут рождаться гении!), чтобы создать свой театр - человеческая жизнь. Моему театру 10 лет, его заметили, у него хорошая пресса, думаю, что есть свой зритель, но... помните, в начале беседы я говорил о пустотах? Их в моем театре еще много. Будет мало - будем говорить о театре по большому счету.
Человек должен быть солидным в своем ожидании жизненного успеха, не должен метаться. Мы привыкли, не найдя ответа на вопрос, тут же бросаться в аптеку покупать лекарство от головной боли - и получать там что-то среднеуниверсальное для многих миллионов голов, какой-нибудь цитрамон. Да, кому-то он помогает, наверное, поможет и вам. Но вы помните, что вы - это вы, индивидуальность, и не спешите решить проблему среднестатистической таблеткой. Создавайте себя, создавайте себя для тех, кто будет после вас. Черчилль, записки которого сейчас читаю, ведь абсолютно прав, говоря: "Джентльменом можно стать, получив три высших образования: одно получил твой дед, второе - отец, третье - ты сам". Речь о преемственности стиля жизни, о выходе понятия "порядочность" на генный уровень.
- А если уйти от философского понимания образа-схемы "есть проблема - беги в аптеку, там помогут! ", коснуться вашего житейского отношения к медицине?
- Отношение уважительное, если говорить одним словом. Среди врачей у меня много друзей. Но они не лекари, они - советчики. Они меня берегут, среднестатистической таблеткой лечат чрезвычайно редко, чаще - словом, заставляя верить в жизнь, в науку. Медицина - сфера человеческих отношений, где чудеса не только возможны, но и реальны как нигде. То, что Николая Караченцова после такой катастрофы и всех операций переводят из суперреанимационной уже в обычную палату - разве это не чудо!
Беседу вел Владимир КОРОЛЕВ, корр. "МГ".