Колдунов и магов - вне закона!
Пик разгула всевозможных "целителей", шарлатанов, магов и прочих ушлых дельцов, заколачивающих баснословные деньги в мутной воде существующего законодательного хаоса, слишком затянулся. Власти оказываются в странной ситуации, поскольку, с одной стороны, речь не идет об открытом криминале, но с другой - налицо явный обман, причинение морального, физического и экономического ущерба населению (а наши люди склонны ждать манны небесной и доверять тем, кто ее услужливо обещает). 57-я статья Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан - это та ниша, в которой прячутся магистры оккультизма и потомственные маги, умело маскируясь под народных целителей. И вот группа депутатов Мосгордумы под руководством главы комиссии по охране здоровья Л.Стебенковой решила взяться за наведение порядка в сфере целительских услуг в Москве.
Кто вы, народные целители?
Поправки, которые планируется внести в эту статью, не грозят традиционной народной медицине, подчеркивают депутаты, они направлены исключительно против тех, кто оказывает услуги оккультно-мистического и религиозного характера. Однако похвальное стремление оградить настоящих народных целителей от прикрывающихся их именем шарлатанов не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. В 57-й статье Основ законодательства об охране здоровья определяются права граждан на занятие народной медициной (целительством). В нем утверждается, что заниматься означенной деятельностью может любой гражданин РФ, получивший диплом целителя, который выдается "министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга".
Что же такое народная медицина и кто может стать "официальным" целителем? "Народная медицина, - поясняет закон, - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Какие именно это методы и каким образом они утвердились в народных традициях? Все мы пьем горячее молоко с медом при простуде и не сомневаемся в чесноке как в средстве профилактики гриппа. Но целители лечат не медом и чесноком. У каждого из них свои методы, доставшиеся им, в лучшем случае, от бабушек и опробованные (успешно ли?) на многих пациентах. Где список этих утвердившихся методов? Кто докажет, что бабушка целителя действительно кому-то помогла выздороветь, а не отправиться в лучший мир? Где гарантия, что бабушкин потомок грамотно воспользуется ее наработками? Никто не спорит, что вся современная медицина "есть пошла" из медицины народной, что многие лекарственные травы давно признаны наукой и свободно продаются в аптеках. Но нужно обладать большой смелостью, если не сказать безответственностью, чтобы претендовать на успешное лечение исключительно народными средствами. "Травки" - лишь одна из составляющих громадный комплекс оздоровительных мер, наработанных человечеством за многотысячелетнюю историю развития медицины. К тому же, чтобы грамотно ими пользоваться, надо не один год посвятить их изучению, и не самостоятельно, а в медицинском вузе. Сейчас медицина все больше становится наукой, много говорят о медицине, основанной на доказательствах, а эффективность методов народной медицины, к сожалению, никто и никогда серьезно не проверял.
Ситуация такова, что любой человек, получивший диплом, автоматически становится народным целителем. Но любой диплом у нас можно приобрести даже в метро, а зачастую коррумпированные чиновники из органов управления здравоохранением могут выдать его за определенную плату. В этом свете странно представлять, что документы, дающие право заниматься целительством, будут выдаваться желающим после подтверждения их профессиональной подготовки. Кто же будет подтверждать эту самую подготовку, когда не существует никакой системы, шкалы, относительно которой будут оценивать претендентов? Кстати, для получения диплома, согласно статье, достаточно "заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности". Никто толком не знает, что такое народная медицина, однако в этом виде деятельности спокойно существуют ассоциации с лицензиями, которые, в свою очередь, дают "рекомендации" новым членам дружной целительской семьи. Так что с народными целителями не все так гладко, как утверждают депутаты, обещая неприкосновенность их практике при изменении закона.
Корысти ради
Но если определить квалификацию "чистого" народного целителя спорно просто по причине отсутствия адекватных способов их аттестации, то с магами и чародеями дело обстоит намного серьезнее. Магия и оккультные науки законодательно не разрешены, но и не запрещены, поэтому деятели оккультизма часто прикрываются той самой 57-й статьей и уверенно называют себя народными целителями.
Врач, использующий при лечении методы народной медицины, вполне может провести успешное или хотя бы безвредное лечение, а вот бесконтрольные шарлатаны в лучшем случае просто создают видимость какого-то действия, а в худшем (это происходит чаще) действительно воздействуют, но самым непредсказуемым образом. Они не только наносят вред психическому и физическому здоровью человека, но и отнимают у него драгоценное время, когда медицина еще могла бы помочь. Любой врач может привести множество примеров, когда после длительных скитаний по магам и целителям человек приходил-таки в официальную клинику с запущенной донельзя болезнью.
Надо учитывать психологию человека, попавшего в лапы болезни. Наша далекая от совершенства система здравоохранения в силу известных причин создала стойкое недоверие к себе со стороны пациентов. Поэтому в глазах больного человека она явно проигрывает в сравнении с уверенными и красочными заверениями "народных целителей" в средствах массовой информации, например, о "лечении рака за три сеанса". В это так хочется верить!
- Если мы просто выразим отношение государства к этой теме, это уже во многом решит проблему массового информационного террора людей, - говорит Людмила Стебенкова. - Шарлатанство наносит вред здоровью, а мы не можем его контролировать. Мы хотим запретить его, прекратить обман, влияние на ту часть общества, которая ему поддается. Ведь многие маги действительно обладают гипнозом и разными приемами воздействия на психику человека, являясь при этом фактически никем и ни за что не отвечая. Это прямое нарушение приказа Минздрава РФ № 245 от 13.06.96, в котором запрещается использование в целях оздоровления не разрешенных Минздравом методов психологического и психотерапевтического воздействия и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения.
Добавим, что разрешенные методы допускаются только при наличии лицензии на данный вид деятельности в учреждениях здравоохранения при условии тщательного отбора пациентов на индивидуальном приеме. А к работе по указанным методам и методикам допускаются специалисты, имеющие соответствующую подготовку по психиатрии, наркологии, психотерапии, медицинской психологии. Представляете себе какую-нибудь "потомственную госпожу Янко", 6 лет проучившуюся в медицинском вузе и ординатуре, а затем получившую одну из вышеназванных специальностей?!
Тема народного целительства и шарлатанства чрезвычайно скользкая, и трудно определить грань между ними. Конечно, вредить здоровью можно и под вывеской народной медицины, что сейчас и происходит, но надо сначала отделить мух от котлет, а потом разбираться с котлетами. Разумеется, если закон будет принят, колдуны и псевдоцелители никуда не денутся, а уйдут в подполье. "Выкурить" их оттуда будет сложно, но их хотя бы станет меньше.
При разговоре о шарлатанах неизбежно возникает тема гадания, астрологии, хиромантии, которые псевдоцелители гармонично вплетают в свою деятельность.
- Мы должны объяснять людям, что все манипуляции с гаданиями, магические действия, чтение будущего - это ограничение их свободы, - продолжает Людмила Стебенкова. - Я понимаю, что этот интерес естественен для человека, и его никогда не истребить. Но не надо забывать, что если тебе нагадают катастрофу, то в 9 случаях из 10 ты можешь в нее попасть, потому что об этом постоянно думаешь и психологически к ней готов.
Ловись, клиент!
Есть еще одна проблема. Не имея лицензий от Минздрава, большинство "оккультных" фирм и не претендуют на оказание прямых медицинских услуг. Они прячутся за вывесками "консалтинга", "спортивно-оздоровительной деятельности" или чего-то еще, и есть большая вероятность, что изменения в 57-й статье мало помешают работе всяких друидотерапевтов, ликвидаторов аномальных явлений, кармических астрологов...
- Да, целительство не вполне относится к деятельности магов, - соглашается депутат Стебенкова, - однако они используют закон о нем. Поэтому его надо менять. Но изменения только в "медицинском" законе не способны закрыть все щели законодательства, сквозь которые они могут снова просочиться на коммерческий рынок. Изменения надо вносить и в другие законодательные акты. Мы как раз думаем об этом. Можно создать прямой запрет, но ведь может быть еще и косвенный...
Нормальный человек скептически относится к мистическим ритуалам языческой эпохи. Обычно к магам идут представители самых бедных и самых богатых слоев общества, а также отчаявшиеся больные, которым официальная медицина помочь не в силах. Но есть еще одна категория людей, у которых сильно развито архаическое сознание, толкающее их на поиск "космической энергии" независимо от реальных или надуманных проблем. Все попытки критики псевдоцелительских услуг натыкаются на хоровое "не мешайте нам верить в чудо!" Своего опьяненного надеждой клиента находят даже такие небрежные объявления (орфография сохранена): "Хотите узнать бедующие. Избавится от порчи, сглаза, проклятий, болезней. Востоновить отношение??"... Или воззвания какого-нибудь вычурного "Единого независимого межгалактического совета иерархии света". В такой ситуации нужно ли помогать тому, кто от помощи отказывается? В конце концов, дарить деньги шарлатанам или нет - личное дело каждого.
- Между прочим, мы лечим людей, пострадавших от воздействий шарлатанов, в государственных клиниках, за счет бюджета! - резонно замечает Людмила Стебенкова. - В Душепопечительском центре на Крутицком подворье для пострадавших от оккультизма за 10 лет пролечилось 22 тыс. жертв магии. А в Центр имени Сербского за год обращается порядка 100 москвичей, пострадавших от магической "помощи". Бывает, люди ходят по магам, а потом попадают в психиатрическую больницу. Мы просто обязаны предупредить об этой опасности. Маги, кстати, своими обещаниями приворожить чужого мужа, вернуть своего и так далее нарушают конституционные права граждан: с какой стати они помимо воли человека будут влиять на его сознание?
Можно поспорить и о церковных методах лечения с помощью икон и покаяния, которые, на взгляд стороннего наблюдателя, мало отличаются от действий псевдоцелителей. Однако Людмила Стебенкова называет отличие священников от магов и чародеев принципиальным. Если первые пытаются очистить душу, полагаясь на волю Божью и его силу, то вторые утверждают, что они сами ее источник. А использование при магических манипуляциях церковной атрибутики, к которой народ испытывает доверие, - очередной обман. К тому же лечиться у магов - большой грех не только в православной религии, но и во всех ведущих религиях мира.
Недавно по ТВ был показан сериал "Хиромант", в котором красной нитью проходит мысль: хиромантия существует, эзотерике можно научиться, и есть люди, обладающие необъяснимыми наукой силами. Наверняка даже у многих скептиков мелькнула надежда: а вдруг это правда, и настоящих магов-целителей просто не видно среди шарлатанов?
Людмила Васильевна не верит, что можно вылечить с помощью магии. При серьезном заболевании может быть кратковременный эффект, основанный на симптоме плацебо. Когда силы человека мобилизуются, появляется видимость улучшения. Но конечный результат, как правило, плачевный. А если случайные моменты "реальной помощи" происходят, значит, не факт, что человек страдал по-настоящему.
- Наша система здравоохранения нуждается в серьезном реформировании - об этом никто не спорит, - говорит депутат. - Но эту тему нельзя смешивать с проблемой магов. Везде существует процент медицинской ошибки и осложнений. Бабки были, есть и будут всегда. К бабкам идут те, кто все равно бы к ним шел, будь у нас самая лучшая система здравоохранения. Но сфера деятельности бабок локальна. Она может гадать, лечить, ворожить у себя на кухне кому угодно, - мы не можем и не будем это отслеживать. Но если подобная деятельность легализована, получается масштаб снежного кома. Магия и псевдоцелительство заколачивают безумные деньги на сложностях людей. Это безобразие надо прекратить. И это не только моя позиция. Это позиция многих правозащитных центров, православной церкви и всех ведущих конфессий.
Какой же выход можно предложить мечущимся между больницами и магическими салонами? Думается, решением проблемы могла бы стать широкая сеть грамотных лицензированных психологов и психотерапевтов, которые бы находились под контролем государства. Сейчас их место занимают разные психологические тренинги, которые, по сути, не отличаются от оккультистов. Они тоже применяют только им известные методики психологического воздействия, кодирования и нейролингвистического программирования, что очень опасно не только для кошелька клиентов, но и для их здоровья. Возможно, депутаты после псевдоцелителей примутся за них?
Алёна ПАЛАЖЧЕНКО.