Евгений КИНДИНОВ: Врачи - самые необходимые на земле люди
Отправляясь в Клинику кардиологии ММА им. И.М.Сеченова за очередным материалом по лечению гипертонии, корреспондент "МГ" стал свидетелем яркого события. В кабинете руководителя собралось много сотрудников, оживленно переговаривающихся между собой. И тут вошел пациент клиники... Артист МХАТ им. А.П.Чехова народный артист РФ Е.Киндинов. Все зааплодировали и вручили ему букет цветов. Ведь именно в этот день Евгению Арсеньевичу исполнилось 60 лет! Поздравляли юбиляра, который явно не ожидал такого чествования и был искренне растроган.
- Вы ведь один из самых молодых представителей поколения советских киноактеров, чья игра в фильмах 60-80-х годов так запомнилась зрителям. А встретились мы в кардиоклинике. Что, ваша профессия так сильно влияет на состояние здоровья?
- Прежде всего - спасибо медикам за поздравления, они оказались сегодня первыми. Пришел утром на очередной осмотр - и такой сюрприз, откуда только узнали...
Что касается вредности актерской профессии... Когда играешь в плохом спектакле, или у тебя "не получилась" роль, или плохой контакт со зрителем, слышишь разговоры в зале, - это явно вредно для здоровья, начинаешь нервничать.
- Актеры на сцене это улавливают?
- Еще бы, мы прекрасно слышим зал. Театр и отличается от кино тем, что есть сиюминутный контакт со всеми и каждым отдельным зрителем. Какая-то мистическая ситуация. Но таких неудачных спектаклей за мою жизнь было немного. А от успешных ощущаешь огромный прилив душевных сил.
- Все-таки что привело вас в кардиоклинику медакадемии?
- Врачу поликлиники, к которой прикреплены киноактеры, доценту Елене Абрамовне Сыркиной что-то не понравилось во время осмотра, и она направила меня сюда для более подробного обследования на иной материально-технической базе. Посмотрим, что выявится.
- Я знаю, что вы коренной москвич, и очень рано приобщились к миру искусства.
- Да, я родился на Смоленской площади. А на подмостки сцены, вернее даже не сцены, а "приступочки" в Доме пионеров на Арбате я взошел в 11 лет. Туда меня отвела старшая сестра. Сыграл в "Сказке о царе Салтане" Гвидона, в "Снежной королеве" - Сказочника. Меня просто хотели оторвать от бурной жизни подростков арбатских переулков.
- А почему потом вы выбрали Школу-студию при МХАТ им. А.П.Чехова, связали свою жизнь с Художественным театром?
- Занимаясь в театральном кружке, заканчивая среднюю школу, мы уже отлично разбирались во всех художественных учебных заведениях Москвы, чем отличается "Щука" от "Щепки". Выбор был сознательный, с моим приятелем Мишей Езеповым пошли поступать в Школу-студию МХАТ. Конкурс был больше 100 человек на место, но мы прорвались с первого захода. Попали на курс великолепного педагога и режиссера Виктора Карловича Монюкова, к сожалению, рано ушедшего из жизни.
Учился четыре года и, будучи студентом, играл в массовках МХАТа, где нам платили по 3 рубля за выход. Прибавочка к стипендии. Так что я играю на сцене МХАТ им. А.П.Чехова не 38 лет, как значится в официальных документах, а на пару лет больше.
- Но сейчас вы ведь параллельно играете и в спектаклях "Табакерки" Олега Табакова?
- Девять лет назад Олег Павлович предложил мне роль в пьесе М.Горького "Последние". Поскольку у него театр в основном молодежный, уникальное явление, возрастные роли там играть некому. Он сам там играет и меня пригласил на одну из главных ролей.
А вообще-то все мы - и О.Табаков, и О.Ефремов (с которым я во МХАТе проработал 30 лет) - выходцы из одной альма-матер - Школы-студии МХАТ. Менять стиль игры не приходилось. Недавно О.Табаков предложил мне роль Крутицкого в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты". Русская классика - Александр Островский.
- Евгений Арсеньевич, подавляющее большинство наших читателей, особенно старшего поколения, помнят вас по замечательным ролям в кинофильмах. Вы сыграли в 24 картинах?
- Их больше. Но вначале меня кинематограф обманул. Пригласили сниматься в "Мертвом сезоне" на якобы большую роль. А когда приехал, то выяснилось, что я участвую в "групповке", которая встречает Д.Баниониса после возвращения его из плена... А моя первая серьезная роль была в фильме "Каратель" (1968 г.), где я сыграл греческого солдата - у "меня" была любимая девушка, которую играла болгарская актриса. Это была лирическая история о любви.
- Кстати, все помнят вас именно по великолепным ролям лирических героев.
- Да, в "Городском романсе" (1970 г.) и "Романсе о влюбленных" (1974 г.). Тогда было много картин, которые мы называли социальными - про строителей, сталеваров и т.д. Но спасение было в том, что в этих сценариях всегда была лирическая отдушина, история любви. Это делало моих героев живыми, надеюсь - обаятельными.
В "Городском романсе" я играл роль врача-рентгенолога, который полюбился нашей молодежи.
- А пришлось ли для этого как-то познакомиться с профессией врача?
- Да, конечно, съемки проводились в поликлинике, познакомился с рентгенологией, просвечиванием легких и всеми остальными технологиями.
- С медициной вам еще когда-нибудь приходилось сталкиваться?
- Для этого расскажу историю, связанную с моим единственным, любимым и обожаемым ребенком - дочкой Дашей. Сейчас она учится на 3-м курсе факультета международного права МГИМО. Не пошла по стопам папы и мамы - актрисы МХАТа Галины Максимовны Киндиновой. Хотя мы ее и возили с собой на гастроли и по СССР, и по зарубежным странам.
Так вот, в 1985 году (это год рождения Даши) по телевидению прошло несколько программ, в которых некий доктор Чертковский рассказывал о родах в воде. И вот однажды в нашем театре (Галя тогда была на 5-м месяце беременности) состоялась встреча с этим доктором и его последователями.
На площадке репетиционного зала стоял Чертковский, а вокруг него, прямо по не очень чистому полу, ползали не умеющие еще ходить детки. Кто в трусиках, кто голяком. Наши дамы пришли в ужас - какая антисанитария! А Чертковский заявил: "Вот видите, что тут происходит. А некоторые мамы кутают своих детей, моют их в марганцовке. А нужно тренировать иммунитет детей с первого месяца их появления на свет. Иммунитет у маленьких детей такой мощный, никакая пыль и микробы с ним не справятся. У меня есть для этого методика".
Потом он взял младенца за ногу и, держа его вниз головой, продолжал что-то рассказывать. Через минуту мы его уже не слушали, а смотрели только на младенца. А тот, как бы не чувствуя дискомфорта, сосал свой палец. Доктор сказал: "Вот видите, какое у наших детей кровообращение!".
Мы познакомились с ним. А через полгода у нас родилась Даша, и мы с женой кое-что из методологий Чертковского взяли. Довольно долго продолжалось грудное вскармливание. С детства дочку обливали холодной водой, не кормили сладким. В результате, дорогие медики, когда Дашенька пошла в школу и потребовалась справка из детской поликлиники, мы даже не знали ее адреса - нам просто не было нужды туда обращаться.
Я рано научил ее плавать - жили в Серебряном Бору и купались с мая, когда вода была еще холодной. Самое главное - фундамент здоровья закладывается с нуля до 4 лет, а то и раньше. Недаром японцы говорят: "Днем рождения многие считают не день появления на свет, а день зачатия".
Я считаю, что главным событием в жизни человека является появление у него потомства. И к этому нужно относиться серьезно.
- Евгений Арсеньевич, у вас уже давно не было больших ролей в кино.
- Потому что основная моя работа - театр и педагогика, люблю заниматься со студентами театральных вузов. Был курс во ВГИКе, преподаю в Школе-студии МХАТ.
- Помните, в фильме "Москва слезам не верит" предсказывали, что через 20 лет ни театра, ни кино не будет - только одно телевидение.
- Нет, сегодня театральные залы посещаются, я это говорю не только о московской аудитории, но и по опыту частых гастролей в других городах - в Сибири, в Казахстане, на Урале. Вижу, как люди тянутся, им интересно, и для меня это признак того, что жизнь возвращается в нормальное русло.
Что касается кинематографа, то тут ситуация, конечно, сложнее. Московское телевидение провело опрос зрителей. Спрашивали, что бы они выбрали для просмотра: новый сериал, заграничную картину или советский фильм недавнего прошлого. И оказалось, что большинство выбрало третью позицию. Это, конечно, кое о чем говорит - сериалы, это пока еще не фильмы, это, как в литературе, - чтиво вроде детективов.
- А вы верите в возрождение российского кинематографа?
- Безусловно. Уже появляются интересные фильмы, такие как "Свои", среди сериалов не только развлекаловка, а и "Дети Арбата", "Идиот". Последний можно было бы сделать и покороче, но возвращение к Ф.Достоевскому - уже хорошо. А вообще, российский театр и кино неразделимы, к нам идет работать замечательная молодежь. Так что я верю в будущее.
- Есть ли у вас хобби?
- Я не люблю этого слова, давайте лучше скажем - увлечение. Есть, и я увлекаюсь путешествиями. Благо этому содействует и моя профессия: гастроли, съемки, кинофестивали. С детства собирал марки, у меня хорошая коллекция африканских стран. Храню ее и надеюсь, что когда у Даши родится сын, я передам ее внуку.
- Кроме роли врача-рентгенолога, была ли у вас возможность получше узнать о труде медиков?
- Профессия врача - дело святое. Искреннее спасибо им за то, что они самые необходимые на земле люди. Для меня, во всяком случае. Ведь за годы работы в театре и кино были и травмы, и болезни. Их профессионализм и внимание ох как нужны нам всем! Поэтому примите искренние пожелания успехов и здоровья людям в белых халатах.
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".