Нонна МОРДЮКОВА: Благодаря докторам моя "казачья" жизнь продолжается
Прежде чем отправиться на интервью с народной артисткой СССР Нонной Мордюковой, я очень хотелось прочитать ее автобиографическую книгу "Не плачь, казачка...", изданную несколько лет назад. Но походы по книжным магазинам оказались безрезультатными. Все экземпляры давно раскуплены. Ведь о жизни этой женщины, актрисы хотят знать многие. Достаточно сказать, что ею сыграны великолепные роли в более чем 60 кинофильмах, и среди них - "Молодая гвардия", "Чужая родня", "Простая история", "Комиссар", "Гори, гори моя звезда", "Они сражались за Родину", "Родня" и т.д.
В 1950 году за роль Ульяны Громовой в "Молодой гвардии" она удостоена Государственной премии СССР, а в 1973 году за роли в фильмах "Журавушка" и "Председатель" получила Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. Редсовет английской энциклопедии "Who is who" включил ее в 1992 году в десятку самых выдающихся актрис XX века. Может ли такая блистательная казачка плакать?
* * *
- Нонна Викторовна, я читал, что вы считаете себя двойной казачкой...
- Да, и донской, и кубанской. Родилась в станице Константиновской в Донецкой области, а потом жила на Кубани. "Донцы" и "кубанцы" - одинаково мне дороги. Моя мама была членом партии (отсюда понятно происхождение настоящего имени Мордюковой - Ноябрина. - Л.П.), председателем колхоза, и ее постоянно направляли "поднимать" отстающие хозяйства. Как только она справлялась с этим, ее "бросали" в другой район, в очередной прорыв. А мы, пятеро ее детей, переезжали вслед за ней.
- Интересное было начало вашей казачьей жизни.
- Когда я на Дону снималась в фильме "Они сражались за Родину", то казаки, собрав свой "круг", постановили возвести нас - актеров - в звание донских и кубанских казаков. У меня до сих пор хранятся эти документы.
- Как вы отважились из глухомани поехать в Москву поступать во ВГИК?
- На самом деле все объясняется просто. И до войны, и после к нам на хутора привозили на просмотр кинофильмы. Экраном служили или белая стена хаты, или натянутая простыня. Мальчишки крутили ручку аппарата. А мы, девчонки, сидели на скамейках и прижимали ладошки к глазам - чтобы не пропало впечатление от увиденного. Взрослые бурно реагировали, у женщин часто на глазах были слезы. Лишь потом я узнала, что моя мама мечтала быть артисткой, но... куда с пятью детьми...
Вот это-то воздействие кино на людей я и полюбила. Оно было ужасно заманчивым, тянуло в ту жизнь, что была на экране.
Учась еще в 8-м классе, я посмотрела фильм "Котовский", где играл замечательный актер Николай Мордвинов, и написала ему письмо. Послала "на деревню дедушке", а оно дошло, и я получила ответ в день объявления войны - 22 июня 1941 года. Причем, интересно, я убиралась в прихожей, и вдруг конверт упал на меня, как с неба. Видно, когда почтальон сунула его в щель над дверью, его подхватило сквозняком, но для меня до сих пор это письмо - знамение. Запомнились некоторые фразы: "Вы меня спрашиваете Нонна, как стать киноактрисой. Существует Институт кинематографии, там нужно сдавать экзамены. Приезжайте в Москву и отыщите меня, и я вам расскажу, как надо поступать". Но мы с Николаем Дмитриевичем, когда я в 1945-м поступала во ВГИК, так и не встретились. Я сама прошла по конкурсу. Надо знать мой характер, не человек - батальон.
- А каким чудом попали даже не со своим курсом к С.Герасимову на съемки "Молодой гвардии?"
- На Ульяну Громову я была похожа и внешне, и внутренне... Я ведь жила на оккупированной территории, меня немцы даже готовили к отправке в Германию на принудительные работы. Насмотрелась и натерпелась.
Я была на I курсе, а на IV курсе, который вел Герасимов, во всю шли репетиции "Молодой гвардии" как дипломного проекта. Мы часами околачивались около их аудитории, жадно смотрели за тем, что там происходило. И вот с очередного кинофестиваля в Париже вернулся Герасимов, устроил просмотр. Перед этим попросил всех посторонних выйти, а глянув на меня, сказал: "Ты, Мордюкова, останься". Я просмотрела рядом с ним все игравшиеся отрывки. В роли У.Громовой выступала Клара Лучко. Но Герасимов вдруг повернулся к своему ассистенту Татьяне Лиозновой (будущему творцу "Семнадцати мгновений весны") и говорит: "Татьяна, нужно все переворошить, воспользоваться силами младших курсов. Попробуй с Мордюковой порепетировать Ульяну Громову. На ее же курсе есть Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо, Владимир Иванов, Тамара Носова". В итоге мы попали на репетиции, а потом наша четверка стала главенствующей силой в этом фильме.
- Что запомнилось из тех съемок?
- Запомнилось, какими мы были еще слабенькими актерами, плохо подчинялись дисциплине. Как бегали отогреваться в московское метро. Ведь в общежитии в Лосиноостровской на стенах комнат был иней, оно не отапливалось, в репетиционной зале Дома киноактера тоже было холодно.
После выхода на экраны картина получила Сталинскую премию - 100 тысяч рублей. На каждого лауреата вышло тысяч по 10. И на каникулах я, как купчиха, накупила контейнер барахла и поехала домой, на Кубань. Братьям и сестрам - горы конфет, трусишки, школьную форму и прочее, дорогой мамочке - красивое платье. А себе купила шляпку-амазонку.
- Вам ведь удалось очень ярко показать, какой нелегкой была доля вашей мамы - председателя колхоза...
- Да, в фильме "Простая история". Бывало, когда ее в очередной раз перебрасывали в другое хозяйство, женщины, провожая ее, голосили: "Петровна, не уезжай, на кого ж ты нас оставляешь?" Помня эти сцены, мне было легче воплощать роль сильной женщины-председателя.
- Я вычитал, что вы не хотели сниматься в фильме "Они сражались за Родину".
- Да, потому что там снимался В.Тихонов, мой бывший муж, у нас были натянутые отношения. Поскольку снова замуж я не вышла, то не хотела, чтобы на меня смотрели как на семейного банкрота. И тогда мне позвонил Вася Шукшин, с которым после "Простой истории" мы стали друзьями: "Бондарчук на роль хозяйки дома Натальи Степановны никого, кроме Мордюковой, видеть не хочет".
Им нужна была актриса, которая бы достойно дала отпор щупловатому персонажу Ваське, когда тот попытался прийти к ней ночью. Короче, уговорили. Сыграли мы этот эпизод с Шукшиным очень хорошо.
- А каким В.Шукшин был в жизни?
- Закрытым был человеком, весь в себе. Во время киноэкспедиций дружил только с местными жителями. Где же еще материалом для произведений запасаться? Вообще же, актеры - это люди, похожие на сумасшедших собак. Одержимые, могут и нагрубить, оскорбить, когда они на волне творчества, их лучше не трогать. Они в ударе, в угаре, расходуют себя, свои нервы и здоровье. А бесталанные чувствуют себя превосходно.
- А правда ли, что во время съемок "Родни" вы буквально врезали режиссеру Никите Михалкову?
- Нет. Он к тому времени, в 1981 году, уже успел побывать на многих западных студиях, насмотрелся, как там идет кинопроцесс. А там режиссеры о душе актера не думают. Если нужен взрыв эмоций, сверхпылкость, они этого добиваются: актрису "бьют по морде", чтобы она по-настоящему разрыдалась, и тогда звучит команда "Мотор!" А в российской школе такое не принято. Но Никита решил в очень важной сцене сделать меня невменяемой - героиня почти рехнулась, так ей было тяжело расставаться со своим бывшим мужем. Кругом массовка, народ, а Никита говорит в микрофон: "А сейчас мы будем на народной артистке СССР чечетку выбивать". Я возмутилась и застыла в неподвижности, несмотря на все его команды. Он подходит ко мне. А я ему заявляю, что прекращаю съемки и уезжаю. Косточками пальцев отвернула его лицо и прошла. Нет, не ударила. Вечером Никита пришел ко мне в номер, долго меня уговаривал остаться и уговорил. С Никитой Сергеевичем мы и сейчас в прекрасных отношениях.
- Нона Викторовна, за годы существования советского кино вы сыграли многих ярких представителей того строя. Не жаль ли вам, что его уже нет?
- Честно говоря, мы ведь тогда даже не знали истинной цены того общества. Ведь был порядок. Может, и крали, но поскромнее, не миллиардами же долларов. Уверена, что в те годы в Кремле сидели не дураки.
- Но ведь и сегодняшние руководители страны лично вас не обижают.
- Да, Президент В.Путин наградил меня орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Владимир Владимирович мне нравится, он умный человек и толковый политик.
- С докторами приходится общаться?
- Раньше, несмотря на все тяготы жизни, я обходилась без помощи врачей. А с прошлого года начала вдруг неожиданно падать. Сознания не теряю, но грохаюсь. Раз "скорая" доставила меня в Институт им. Н.В.Склифосовского, подлечили. А потом стала бывать в Клинической больнице УД Президента РФ.
- И что же нашли в "кремлевке"?
- Сначала я там чуть не умерла. Пролежала три с лишним месяца. Было и двухстороннее воспаление легких, произошла разбалансировка других органов. Как жалко, что я не помню фамилий тех замечательных докторов, что поставили меня на ноги! Сейчас же ко мне из поликлиники на Сивцевом Вражке часто приезжает прекрасный врач Татьяна Владимировна Алихашкина.
Спасибо докторам за то, что они помогают мне сохранять здоровье и заниматься столь любимым мною увлечением - чтением. Заодно я продолжаю писать, готовлю вторую книгу. Так что моя "казачья" жизнь продолжается!
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".