Как будто не было Чернобыля...
19 января т.г. "Медицинская газета" напечатала корреспонденцию "А радиация остается..." Речь в ней шла о том, что в случае принятия поправок к Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанных на дозовой концепции, в Брянской области резко сократится количество населенных пунктов в зоне отселения, а проживающие здесь люди лишатся всех льгот и компенсаций. Подобное уже случалось в декабре 1997 г., когда в одночасье льготный статус потеряли жители многих населенных пунктов Брянщины. Сообщалось в публикации и о том, что в Минюст России направлено письмо с предложением об отзыве из Государственной Думы РФ законопроекта № 8808-3 для доработки.
И вот свет в окошке вроде забрезжил: Правительство Российской Федерации приняло постановление № 197 "Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Тем самым восстановлена справедливость в отношении 8 тыс. жителей области, и в соответствии с положениями этого же документа им будет сделан перерасчет всех выплат и компенсаций.
Однако точку в этой затянувшейся и непростой истории ставить рано. Многочисленные цифры и факты из официальных документов свидетельствуют о том, что "...уровень гамма-фона на территории ряда школ, детских садов, больниц... в 5-10 и более раз превышает естественный фон. Однако в действующей программе средства из федерального бюджета на дезактивацию не предусмотрены...Федеральные ассигнования на медицинское обслуживание "чернобыльцев" направляются субъектам Федерации мизерные и составляют в среднем 25 руб. на пострадавшего. Из этих же средств закупается медицинское оборудование, реактивы и расходные материалы..."
Попытаемся теперь взглянуть на результаты постчернобыльской эпопеи глазами обыкновенного "среднестатистического гражданина", подвергшегося воздействию радиации, для которого, собственно, все нижеперечисленное и должно делаться. Начнем с того, что до сих пор сей гражданин не имеет даже достоверной информации о влиянии на свое здоровье малых доз радиации. А ведь практические врачи все больше обеспокоены ослаблением иммунитета и массовым ростом заболеваний проживающих на загрязненных территориях. Считают, что даже атомная бомбардировка японских городов не оставила после себя таких обширных пространств, пораженных долгоживущими радионуклидами.
По свидетельству заместителя главного врача Брянского клинико-диагностического центра № 1 по радиационной медицине Владимира Дорощенко, прогнозировать чернобыльскую перспективу ученые не берутся, хотя можно полагать, что негативный эффект скажется и на десятке поколений.
- Научно доказано, что у людей, которые на момент аварии были детьми и перенесли йодный удар, а потом заболели раком щитовидной железы, эта болезнь связана с облучением, - считает доктор медицинских наук. - Заметно возросло также, особенно в пораженных юго-западных районах области, число случаев рака молочной железы у женщин. В центре сейчас разработана программа диагностики, предупреждения и лечения этого заболевания. Если она будет утверждена, то можно дополнительно обследовать больше 30 тыс. женщин и провести их эффективное лечение. Начинаем мы также работу по изучению у взрослых статистики остеопений и остеопорозов, вызванных дефицитом в организме кальция. Проблема эта особенно актуальна для тех же чернобыльских регионов, поскольку радионуклиды стронция - антагонисты кальция - также оседают в костной ткани. Научных разработок на эту тему пока нет, но данные по Брянску свидетельствуют, что здесь такими заболеваниями страдает до 40% населения.
Вообще болевых точек в медицине чернобыльской Брянщины, как говорится, тысяча и одна. Порой, право, даже не поймешь, какая проблема наипервейшая, а какая может и подождать. По-прежнему, например, в лечебных учреждениях юго-западных районов не хватает даже самого необходимого медицинского оборудования, а укомплектованность врачебными кадрами составляет там не более 60%. Попасть же в головной клинико-диагностический центр № 1 для жителей юго-западных районов весьма проблематично: до Брянска ведь еще добраться надо, а та же стоимость проезда нынче вон как "кусается"... Ставят "чернобыльцам" рогатки и всевозможные не совсем продуманные законодательные акты. Скажем, инвалиды в зонах отселения и с правом на него не могут теперь подавать в экспертные советы документы, чтобы там связали их инвалидность с чернобыльским фактором. Выехавшие же с таких территорий инвалиды могут это делать. И подобная дискриминация продолжается уже не один год. Где логика?
К тому же события последнего времени свидетельствуют, что пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы могут в ближайшем будущем столкнуться с новыми законотворческими испытаниями. При этом печально известная дозовая концепция покажется им цветочками в сравнении с возможной перспективой. Дело в том, что еще 2 года назад вступил в силу Федеральный закон о техническом регулировании радиационной безопасности населения, который предусматривает, что такое регулирование будет проходить в соответствии со специальными техническими регламентами. В том же году Минздрав России приступил к разработке общего технического регламента ядерной и радиационной безопасности населения страны. В новый проект включили, в частности, требования, которые ограничивают уровни облучения людей от всех основных источников ионизирующего облучения. Причем медицинские и природные источники рассматриваются в проекте Минздрава в качестве важнейших.
И вот не так давно выяснилось, что у медиков появились в этом деле нежданные конкуренты. По итогам тендера, проведенного Министерством промышленности и энергетики РФ, разработка технического регламента ядерной и радиационной безопасности была поручена на сей раз научно-техническому центру Госатомнадзора России, причем заниматься подобными разработками он намерен самостоятельно, без участия других служб и ведомств, завязанных на этой проблеме. По мнению санитарных врачей, такое обстоятельство может в принципе изменить ситуацию на радиационно зараженных территориях. Ведь судя по всему, медицинские специалисты не будут участвовать в разработке этого регламента. Да и что вообще станет с их проектом, пока не ясно. А между тем проект Госатомнадзора России ограничивает идею ядерной и радиационной безопасности как раз безопасностью чисто технической. Более того, он может привести к смене приоритетов и свести радиационную безопасность и охрану здоровья населения к примитивной безопасности на нескольких десятках ядерных объектов.
Словом, исключив моменты, касающиеся медицинского и природного облучения, а также связанные с последствиями аварий, подобных чернобыльской, можно сделать вид, что никакой трагедии почти 20-летней давности и вообще не было. Брянский Центр госсанэпиднадзора проводит теперь в этой связи консультации со специалистами головного научно-исследовательского института в С.-Петербурге. Сотрудники же Брянского клинико-диагностического центра № 1 считают, что в соответствии с новым регламентом, если будет принят проект атомщиков, может быть скорректирован и Федеральный закон, который юридически способен упразднить самое понятие чернобыльских территорий и всей чернобыльской медицины. Ведь с технической точки зрения Госатомнадзора пострадавшими от аварий подобного рода признаются люди с лучевыми поражениями, либо получившие очень высокие дозы облучения, так называемые малые дозы вместе с прочими чернобыльскими "сантиментами" вряд ли будут приниматься в расчет.
- Разумеется, Закон "О техническом регулировании" необходим, - считает побывавшая недавно в Брянске начальник отдела надзора за радиационной безопасностью ведомства главного государственного санитарного врача РФ Галина Перминова. - Другое дело, какими будут его регламенты. Если разработчики нового проекта оставят без внимания сложившуюся систему санитарного нормирования радиационной безопасности, последствия могут быть непредсказуемыми...
...Уже направлено письмо в Минпромэнерго, в котором содержится заявление о несогласии с результатами проведенного тендера. Судя по последним сведениям, в разработках научно-технического центра Госатомнадзора будут все же участвовать и специалисты С.-Петербургского НИИ радиационной медицины. Однако это вовсе не означает, что учтут точку зрения медиков. Есть, словом, чем обеспокоиться на многострадальной Брянщине депутатам, сотрудникам Департамента здравоохранения, да и руководству области.
Василий ШПАЧКОВ,
соб. корр. "МГ".
Брянск.