Преодоление страха
"Одно кесарево сечение - всегда кесарево сечение" - звучал в головах акушеров-гинекологов постулат, появившийся в 70-е годы прошлого века. Рубец на матке был практически абсолютным показанием к повторному кесареву сечению. А число женщин, перенесших эту операцию, в нашей стране постоянно растет.
Клинические исследования последних двух десятилетий, в первую очередь в Московском областном НИИ акушерства и гинекологии (директор - член-корреспондент РАМН Владислав Краснопольский), показали, что страх перед разрывом матки не должен превалировать над акушерским искусством. Сейчас в МОНИИАГ более 50% рожениц, перенесших в прошлом кесарево сечение, рожают самопроизвольно, тогда как в целом по стране этот показатель составляет около 1%. Подробности такого родоразрешения - в беседе корреспондента "МГ" Альберта ХИСАМОВА с заместителем директора по научной работе МОНИИАГ, доктором медицинских наук, профессором Лидией ЛОГУТОВОЙ.
- Лидия Сергеевна, зарубежные специалисты считают, что всем женщинам с рубцом на матке надо проводить так называемые пробные роды, то есть пускать таких рожениц в самопроизвольные роды, а в процессе при возникновении угрозы разрыва матки прибегать к повторному кесареву сечению.
- Мы категорически не разделяем такой точки зрения, считая, что должен быть очень четкий отбор беременных, основанный на разработанных нами абсолютных и относительных показаниях для повторного кесарева сечения.
- Каковы преимущества самопроизвольных родов при состоятельном рубце на матке?
- Мы избавляем женщину от очередной полостной операции и наркоза, осложнений, связанных с их проведением. Но особенно очевидны преимущества для ребенка. У детей в процессе естественных самопроизвольных родов вырабатывается "гормон стресса", играющий важную роль при адаптации во внешней среде. При кесаревом же сечении, как бы мы бережно его ни проводили, после вскрытия матки возникает своеобразная родовая травма, ребенок не готов к резкой смене окружающей среды, перепаду давления (именно поэтому матку надо рассекать медленно, чуть вскрыв, выпустить околоплодные воды, а потом расширить разрез, бережно извлечь плод). Негативно действует и общий наркоз, вызывающий гипоксию.
Природу следует поправлять только в крайних случаях - когда женщина не может родить самостоятельно.
- Что послужило причиной для ваших клинических исследований по ведению родов у женщин с рубцом на матке?
- До конца 70-х годов акушеры не рассматривали рубец на матке как тяжелую патологию. Конечно, имели в виду это обстоятельство, но вели самопроизвольные роды, а при угрозе разрыва или разрыве матки проводили кесарево сечение. Тем более тогда и сторонников кесарева сечения было значительно меньше, чем в наши дни, нужны были очень веские основания для его проведения. Но в 1979 г. на съезде акушеров-гинекологов в Оренбурге был провозглашен курс на расширенное применение кесарева сечения, а министр здравоохранения СССР, великий хирург Борис Петровский, которому докладывали о высокой перинатальной смертности, говорил акушерам примерно так: "У вас есть такой прекрасный оперативный метод родоразрешения, спасайте детей с его помощью". Именно в это время появился постулат "одно кесарево сечение - всегда кесарево сечение", хотя процент разрывов матки был довольно низким.
В 80-е годы я полтора года работала в городе Иб в Южном Йемене. Большинство родов велись там в домашних условиях, а в стационар поступали женщины с различными осложнениями, такими как рубец на матке. Никаких выписок о проведенных ранее родах у гражданок этой страны не было. О перенесенном в прошлом кесаревом сечении узнавали со слов.
После нескольких благополучных самопроизвольных родов я убеждалась при ручном обследовании, что рубец на матке состоятелен, и задумалась: "Почему арабские женщины с рубцом на матке могут рожать самостоятельно, а наши нет?"
Когда в 1989 г. я вернулась в Москву, то начала заниматься этой проблемой. Надо сказать, что не одна. Например, докторскую диссертацию по этой теме защитила Людмила Погорелова из Ташкента. В МОНИИАГ мы накапливали опыт, и к 1994 г. сформулировали абсолютные показания к проведению кесарева сечения у женщин с рубцом на матке. К этому времени 93 такие пациентки родили у нас через естественные родовые пути. За последние 10 лет было около 400 таких родов - у нас самый большой опыт в России.
И в других акушерских стационарах страны растет интерес к такому родовспоможению. Так ведут роды в трех московских учреждениях, в С.-Петербурге, Смоленске, Казани, Уфе, Люберцах, Видном. А могли бы проводиться во всех родильных домах с отлаженной акушерской службой, где есть возможность развернуть операционную за 10 минут.
- Каковы абсолютные показания к кесареву сечению у женщин с рубцом на матке?
- Их всего пять. Первое - рубец на матке после корпорального кесарева сечения (т.е. проведенного в теле матки, что бывает редко: с 1930 г. в нашей стране преимущество отдается кесареву сечению в нижнем маточном сегменте). Второе - несостоятельный рубец на матке по клиническим и эхоскопическим признакам. Третье - предлежание плаценты в рубец (в этом случае катастрофа заключается не в разрыве матки, а в отслойке плаценты, мы можем потерять ребенка и от большой кровопотери женщину). Четвертое - два и более кесаревых сечения в анамнезе (как правило, второе кесарево сечение делается над первым рубцом). Пятое - категорический отказ женщины от самопроизвольных родов. В этом случае врач не должен брать ответственность только на себя. Надо сказать, что частота разрывов матки до родов составляет 3-3,5%, в процессе родов - 3,5-4%.
Среди относительных показаний к повторному кесареву сечению - крупный плод, анатомически узкий таз у женщины, высокая миопия, другие экстрагенитальные заболевания. Чем больше относительных показаний, тем внимательнее ведутся роды, тем больше причин у акушера прибегнуть к кесареву сечению.
- Какова профилактика несостоятельности рубца на матке, разрыва матки?
- Она должна начинаться уже во время первого кесарева сечения. Имеют значение методика зашивания разреза на матке, используемый шовный материал, профилактика эндометрита, при котором может сформироваться неполноценный рубец. Надо стремиться провести первое кесарево сечение в нижнем маточном сегменте. У нас своя методика зашивания разреза на матке (это не значит, что мы отрицательно относимся к некоторым другим методикам, отдать явное предпочтение какой-то из них пока нельзя), мы предпочитаем отдельные мышечные швы. Если в шве на матке много соединительной ткани, то она становится неспособной к растяжению, и шов будет функционально несостоятельным. Кроме того, есть организмы со склонностью к образованию келлоидных рубцов.
Первое кесарево сечение надо стараться не делать после длительного безводного промежутка, затяжного течения родов, назначать своевременную антибиотикотерапию, другие методы профилактики гнойно-септических осложнений.
- Как диагностировать несостоятельность рубца на матке вне беременности, во время беременности и в родах?
- Оптимально определять состояние рубца на матке вне беременности, а потом при ее наступлении. Раньше был только один, рентгенологический метод диагностики - гистеросальпингография. Из-за инвазивности он применялся для этой цели очень редко. Ему на смену пришло ультразвуковое исследование - неинвазивный и более информативный метод, особенно с использованием допплерометрии, с помощью которой мы можем посмотреть не только состояние рубца на матке (сколько в нем мышечных элементов, соединительной ткани, истончен или не истончен), но и его васкуляризацию. Чем больше сосудов, тем больше данных, что рубец состоятелен. Если он "лысенький", то есть сосудов почти нет, он морфологически неполноценный. Еще один метод - гистероскопия. Он инвазивный и используется реже, чем предыдущий - УЗИ-диагностика с допплерометрией, которые успешно применяются как вне беременности, так и во время нее.
По клиническим данным, характерным признаком несостоятельного рубца на матке является локальная болезненность. Неприятные ощущения, боль в области нижнего сегмента матки могут быть, например, за счет спаечного процесса. Но если женщина указывает одну болезненную точку в надлобковой области, следует отнестись к этому самым серьезным образом. При последующей пальпации рубца мы находим в этом месте истончение (если пациентка имеет невыраженную подкожно-жировую клетчатку). Это важный клинический признак несостоятельности рубца на матке во время беременности. Обычно истончение совпадает с данными УЗИ.
- Итак, в вашу клинику поступает женщина с рубцом на матке...
- Сразу скажу, что это должна быть плановая госпитализация в 37-38 недель беременности. Кроме обычного обследования мы определяем состоятельность рубца на матке, общие показания к кесареву сечению. Составляем группу пациенток на кесарево сечение по абсолютным показаниям и тех, у кого возможны самопроизвольные роды. У последних смотрим по состоянию шейки матки (по шкале Бишопа), насколько женщина готова к родам.
Отдается предпочтение самопроизвольному началу родовой деятельности. В начале клинического исследования, около 20 лет назад, мы индуцировали родовую деятельность, вскрывая плодный пузырь, для того чтобы роды проходили в дневное время, под мониторным контролем и при развернутой операционной. Но часть женщин "не дожидалась" - начинали рожать раньше. Сравнивая результаты, мы убедились, что при спонтанном начале родовой деятельности гораздо меньше осложнений, таких как аномалия родовой деятельности, сокращается продолжительность родов, меньше приходится применять стимулирующих матку средств. В настоящее время самопроизвольные роды у женщин с рубцом на матке умеют вести все акушеры нашего института, мы готовы к таким родам в любое время суток.
Раньше считалось как? Если мы обезболим роды - введем ли промедол, проведем эпидуральную анестезию, - женщина не почувствует произошедшего разрыва матки. Но врач должен увидеть начинающийся разрыв, даже если болевой синдром снят. Что касается метода обезболивания, то он определяется не наличием рубца на матке, а характером акушерской или экстрагенитальной патологии.
Если речь идет о болезненных схватках, то под обезболиванием роженица ведет себя адекватно, то есть она их чувствует, но не мечется, не кричит. Но если начнется разрыв матки, какое бы ни было обезболивание, он себя проявит. Врач видит при этом, что в области нижнего сегмента матки, где расположен рубец, происходит перерастяжение, в надлобковой области начинаются отек ткани, выбухание рубца. Вот почему надо вести такие роды с катетером в мочевом пузыре, последний должен быть все время опорожнен.
Поскольку роды ведутся под постоянным мониторированием плода, мы видим, что появляются признаки его гипоксии, хотя она может возникнуть и из-за других причин.
При первых признаках разрыва матки необходимо переводить женщину в операционную. Мы проводим повторное кесарево сечение: извлекается плод, иссекается рубец. Экстирпация матки не показана, потому что рубцы, как правило, не кровоточат.
- Показана ли стерилизация после произошедшего разрыва матки?
- Этот вопрос решается индивидуально. С одной стороны, риск разрыва матки в последующем резко увеличивается, с другой - сейчас мы практически не можем проводить стерилизацию по медицинским показаниям, и требуется согласие женщины.
- В последнее время все больше и больше женщин, перенесших кесарево сечение, хотят родить самостоятельно. Какие побуждения ими движут, если не считать успешной практики вашей и ваших коллег?
- Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, у некоторых из этих женщин были осложнения после кесарева сечения. Во-вторых, они не ощутили в полной мере материнских чувств - такое оперативное родоразрешение противоестественно. Каждая женщина должна родить - тогда она женщина. А так за нее все сделали медики.
Многие женщины во время беременности постоянно чувствуют свою связь с ребенком, но после наркоза эта связь теряется. Получается, что процесс рождения прошел мимо. У многих женщин после кесарева сечения вообще возникают сомнения, их ли это ребенок.
- Лидия Сергеевна, что бы вы посоветовали акушерам-гинекологам, которые заинтересуются ведением родов у женщин с рубцом на матке?
- Не надо относиться к разрыву матки (или, как говорят на западе, "зиянию рубца") как к безумной катастрофе, надо преодолеть страх перед его возможным возникновением. Особенно когда все взвешено и вы почти уверены, что рубец состоятельный. При ведении самопроизвольных родов у таких женщин желательно абстрагироваться от доминантных мыслей о возможном разрыве матки. Держать в мыслях только это нельзя.
Например, в нашей клинике в прошлом году было два разрыва матки до родов и два во время родов (всего самопроизвольно в 2004 г. у нас родили 60 женщин). Они закончились обычным повторным кесаревым сечением, сравнимым с плановым. За все годы работы у нас не было ни одного случая материнской смертности, а потеря двух новорожденных была обусловлена разрывом корпорального рубца на матке и отслойкой плаценты, предлежащей к рубцу. Вот почему мы относим эти состояния к повторному кесареву сечению.
Но нельзя забывать, что речь идет о родах высокого риска. Не решены связанные с ними правовые проблемы, да и кесарево сечение с коммерческих позиций для больницы выгоднее, чем самопроизвольные роды. Но не будем забывать, что мы работаем прежде всего в интересах женщины. "И кесарево сечение, в том числе и повторное, должно рассматриваться как вынужденный способ родоразрешения, то есть обусловленный необходимостью, а ни в коем случае как профилактический метод. Кесарево сечение должно быть альтернативой самопроизвольным родам, а не наоборот", - так сказал руководитель нашего института член-корреспондент РАМН Владислав Краснопольский.
Мы не должны забывать о таком понятии, как акушерское искусство.
Фото Александра ХУДАСОВА.
НА СНИМКЕ: профессор Лидия Логутова во время работы в акушерском стационаре.