Адольф ШАЕВИЧ: "В здоровом теле здоровый дух" - это из торы".
- Иудаизм, - говорит Адольф Соломонович, - тесно связан с медициной, если понимать под ней заботу о здоровье, о благополучии не только духа, но и плоти.
- Как почти всякая религия. Давайте вспомним, что самые первые врачи были жрецами, брахманами, может, шаманами.
- Это так. Но, по-моему, в иудаизме эта связь глубже, чем в иных религиях, ибо он проникает во все сферы человеческой жизни, а не исключительно духовные. Так, предписания нашей веры касаются почти всех бытовых действий и явлений, с которыми приходится иметь дело каждому на протяжении всей жизни. Читая тору, другие наши священные книги, вы встретите массу наставлений гигиенического по сути характера.
Взять, например, обрезание. Ведь при всей значимости этого обряда для евреев бесспорно его гигиеническое назначение. Это признано научной медициной и стало популярно у мужчин других религий, а также атеистов. Что касается женской гигиены, у нас объемный свод религиозных предписаний посвящен только этой проблеме. Или спросите диетологов: думаю, они единодушно признают благотворность кошерной пищи.
Конечно, я совершенно не склонен сводить иудаизм к медицинским проблемам, просто хочу сказать, что в его всеобъемлющем учении немалое место занимают и эти проблемы. Вот в торе есть несколько изречений, которые в свободном переводе так и звучат: в здоровом теле - здоровый дух. Однако я не только из этого делаю предположение о еврейских корнях знаменитой фразы. В античные времена большой славой пользовались наши врачеватели. Их медицинские трактаты переводились на греческий язык, а затем распространялись по всей Европе, не говоря уже о древнем Ближнем Востоке. В античную эпоху и Средние века многие наши врачи служили при дворах европейских и восточных монархов и сделали значительный вклад в медицинскую науку и практику. Часть из них была к тому же и богословами. Как, например, знаменитый Маймонид ( см. рубрику "Кстати" - Ю.Б.). Они из иудейского богословия черпали постулаты, связанные со здоровьем, почему я вполне допускаю еврейское происхождение крылатой фразы про здоровье тела и духа.
- Не только при дворах монархов и не только в древности врачевали евреи. Вспомним дело врачей. Кстати, то, что многие из тех кремлевских врачей были евреями...
- Почти все...
- Вам лучше знать. Так вот это обстоятельство, если учитывать патологическую ненависть кремлевцев той поры (и поры более поздней) к "безродным космополитам", не доказательство ли специфической медицинской одаренности евреев? Как, скажем, в скрипичной игре.
- Одаренного еврея вы встретите в любой области. Мне даже кажется, что чаще в коммерции. И тому есть логическое объяснение. Евреям веками запрещалось служить в армии, занимать государственные посты, хотя выделились известные полководцы и политики. Среди дозволенных сфер образования и деятельности оказались так называемые свободные профессии. Это коммерция, искусство, литература и журналистика, адвокатура и медицина. Дело не в консерватории, как говорил сатирик, не в мединституте, а в том, что только они из престижных вузов были более-менее доступны еврею. Его с детства готовили к определенной престижной профессии, что бывает реже у других народов. К тому же создавались, как говорили в советское время, трудовые династии. Понятно, что в таких условиях легче было достичь высот профессии.
- А кто вы, Адольф Соломонович, по образованию. Вероятно, кроме богословского у вас есть еще какое-то?
- Простой советский инженер.
- Вы, наверное, очень смелый человек. Что греха таить, не просто было во времена вашей молодости признаться в доподлинном и убежденном еврействе. А уж связать свою судьбу с синагогой... Ведь этим вы напрочь оборвали свою инженерную карьеру.
- Не я ее оборвал, мне ее оборвали. Никуда не брали в Москве на работу. То было для нас лютое время. Массы выезжали из Союза. На каждом заборе висели объявление "Требуются инженеры", а мне всюду отказывали. В лицо говорили примерно следующее: возьмем тебя, а ты подашь заявление на выезд и спрос будет с нас. Нет работы - нет прописки. Нет прописки - нет работы. Тогда-то я нашел приют у московской еврейской общины. Потихоньку втянулся в ее жизнь. Не знаю, сколько бы это продолжалось и чем бы кончилось, если бы не один богатый еврей-иностранец, который был лично знаком с высокими людьми в правительстве, добился, чтобы несколько молодых наших евреев отпустили учиться в школу раввинов в Будапеште.
Надо сказать, что в то время было катастрофическое положение в наших общинах - старые раввины или люди, которые получили специальное религиозное образование, все чаще сходили в мир иной, а молодым негде было учиться, да и почти не у кого. Выезжать просто на учебу за границу не позволяли. Так, проучившись 6 лет в Будапеште, я стал одним из первых в СССР раввином нового поколения.
- На этот вопрос вы можете не отвечать, но задать его я обязан. У людей малосведущих в делах еврейских общин существует подозрение в каком-то еврейском расколе. Я имею в виду раввина Бер Лазара, понятно?
- Понятно. Как я говорил, в СССР невозможно было готовить раввинов. Поэтому наши евреи были рады, когда такой знаток, если можно так выразиться, молодой специалист приезжал с Запада. Одним из них был раввин Бер Лазар. Он представляет общину любавичских хасидов, а я - ортодоксальных иудеев. Однако о расколе говорить нельзя: у нас нет таких разногласий, как, скажем, между православными и католиками.
- Напоследок я осмелюсь задать два вопроса, которые вам могут показаться праздными, но меня они волную много лет. Не найду ответа даже в Интернете. Итак, известно, что в субботу правоверный еврей не может даже запалить свечу, то есть дотронуться до выключателя. А как же быть религиозному врачу-еврею, если именно в субботу неотложно нужна его помощь?
- Он должен оказать ее. Тора превыше всего из сущего ставит человеческую жизнь.
- Это значит, что в субботу функционируют израильские госпитали?
- Разумеется. Только, думаю, что евреи по пустякам в субботу в поликлинику не ходят. Впрочем, не забывайте, что в Израиле медицина на самом современном уровне. А какой второй вопрос.
- На иврите пишут справа налево, у вас и свои обозначения цифр. Вот мне любопытно, как пишутся в ивритских текстах, скажем, химические формулы? Неужели вода, по-вашему, ОН2?
- Нет, так и будет Н2О! И физические, и математические формулы в наших текстах стандартны.
- И совсем последний вопрос. Мне представляется, что удельный вес евреев в российской медицине убывает. Почему?
- Во-первых, мне кажется, удельный вес евреев убывает во всем российском обществе. Большая часть ищет счастья за рубежом. Во-вторых, ведь "неисторическая", если можно так выразиться, родина наших евреев - это Украина, Белоруссия, Прибалтика. Теперь уже российскими их не назовешь. Что касается медицины, то, вероятно, это - низкий престиж врача в российском здравоохранении. Затем, не секрет, что многие российские молодые люди планируют работу за рубежом, где для врачебной практики нашего диплома не достаточно. Притом что сейчас никто не жалуется, что не прошел в медицинский вуз по "пятому пункту", мне кажется, что амбициозная молодежь туда идет с меньшей охотой.
Беседу вел Юрий БЛИЕВ, обозреватель "МГ".
Фото автора.
Кстати
Лейб-медик Моше Маймон
Маймонид (1135-1204), еврейский философ-талмудист, врач и систематизатор еврейского Закона. Настоящее его имя - Моше бен Маймон. Родился в Кордове (Испания) в конце марта 1135 г. Когда альмохады захватили Кордову и попытались силой заставить жителей принять ислам, семья Маймонида перебралась в Фес (Марокко), а в 1165 г., после краткого пребывания в Палестине, обосновалась в Фустате на окраине Каира.
Будучи высокоодаренным человеком, Маймонид изучил Талмуд, философию, астрономию, математику и медицину. После смерти отца и брата он занялся медициной, чтобы заработать на жизнь. Со временем Маймонид стал придворным врачом Салах-ад-дина, и арабский историк утверждает, что Ричард Львиное Сердце предлагал ему такой же пост в Лондоне, от которого он отказался. Кроме того, Маймонид написал множество трудов по иудаизму и философии, а также ряд медицинских произведений. Маймонид считался главой еврейской общины в Египте, и слава о нем распространилась по другим странам. Умер Маймонид в Фустате примерно 13 декабря 1204 г. и был похоронен в Тиберии на территории Палестины.