Владимир Вдовиченков: Ответственность врача не сравнима даже с ответственностью Президента...
Популярность актера Владимира Вдовиченкова обеспечена ему не исполнением классических ролей Дон Жуана в "Дон Жуане" и Алексея Орлова в "Царской охоте" на сцене родного Театра им. Евг. Вахтангова, а благодаря созданию колоритных типажей из криминального мира в нашумевших фильмах "Бригада" и "Бумер".
Казалось бы, 33-летнему артисту стоило и дальше в рейтинге "публичной любви к актеру" набирать новые баллы, используя проторенную дорожку, ан нет - он снимается в роли советского офицера-минера в фильме режиссера Алексея Карелина "Время собирать камни", фильм, всероссийская телепрезентация которого состоялась в День 60-летия Великой Победы.
- Владимир, обращение к образу "настоящего героя", сумевшего пересилить в себе ненависть к врагу, ставшему вдруг партнером в выполнении боевого задания, переплавить ее в чувство уважения к нему, и больше - в понимание общей ответственности (его и твоей) за то, какой мир останется после вас, воинов, - не является ли это обращение своеобразным извинением перед серьезным зрителем за предыдущие роли?
- Мне за мои роли не стыдно. Мало того, я сейчас снимаюсь в "Бумере-2". И делаю это с удовольствием. Стесняться подобных картин не надо - у них своя ниша в киноискусстве. В конце 80-х - начале 90-х криминальная тема в кино стала интенсивно развиваться. Почему? Потому что вся страна по уши погрузилась в криминал. И виной этому погружению был не кинематограф! А кино, как искусство, было просто обязано отразить пусть и негативную, но действительность. Может быть, гротескно, гипертрофированно, но обязательно отразить.
Да, 10-15 лет назад не раз и не два кинематографистами предпринимались попытки снять фильмы на тему криминала. Попыток было сделано много - низкобюджетных, непрофессиональных, непродуманных. Отдающих откровенной пошлостью. Кто их помнит! Но в итоге в сознании масс сформировались определенные штампы: "Те, кто влился в постсоветское время в криминал, - недостойное быдло. Отморозки. Монстры, в которых нет ничего человеческого". Мы же в своих картинах (особенно с Петром Бусловым) попытались добиться другого результата. Не идеализируя и не романтизируя бандитов, мы захотели показать, что творится в душах таких людей. Кто они такие, откуда взялись. И есть ли у них вообще душа. Это в своем роде неореализм, только не итальянский, а российский. Но когда мы попытались расставить точки над i, раздались возмущенные голоса. Поймите, "Крестный отец" и "Однажды в Америке" не возникли на пустом месте. И Россия в кино не изобрела в этом смысле велосипеда. Она идет по стопам кинематографистов всего мира.
Нельзя уходить от темы. Уйдешь от темы, которую называет жизнь, - "кина не будет"! И удачи, и популярности, и, простите, вклада в развитие кинематографа.
- Но кинематограф не должен только отражать действительность, его задача формировать мораль, говоря медицинским языком, помогать обществу быть здоровым.
- Есть мораль и есть ханжество. Разве "Место встречи изменить нельзя" - картина с криминальным душком? А кое-кто до сих пор так считает. Когда утверждают, что картины "с криминальным душком" способствуют росту преступности в стране, - это ханжество. А ханжество, в свою очередь, идет от невежества. Я - актер, и моя задача иная: вдохнуть жизнь в своего персонажа, сделать его понятным зрителю.
Если я играю бандита, я должен его сыграть так, чтобы подросток, посмотревший мое кино, никогда не стал им, если положительного героя (мне нравится слово "настоящего") - стремился стать настоящим героем.
- Разумеется, вы не отождествляете себя со своими персонажами?
- Только когда снимаюсь. Кино - удивительная штука. Ты достаточно долгое время что-то вытягиваешь из себя на съемочной площадке, а потом - "Стоп, снято!". Обычный рабочий момент, разбор полетов, идешь с режиссером смотреть отснятый материал. И ты смотришь на себя, как на... материал. Со стороны. Глазами зрителя и режиссера. Я думаю, мучаюсь, как сделать своего героя более понятным зрителю. И вдруг понимаю, что человек на экране не имеет ко мне абсолютно никакого отношения. Живет своей жизнью!
- Насколько вам близок герой в картине "Время собирать камни"?
- О, это замечательное кино! Не потому, что я там снимался. Это фильм про настоящих героев. Обычных парнишек, но совершивших истинный подвиг. Это же круто! Во-первых, мне давно хотелось сняться в фильме про героя со знаком "плюс". Во-вторых, надеюсь, что "Время..." поможет нам лучше понимать друг друга. В картине есть лейтенант Оне Зорг. Формально - враг. Но понятие врага, механическое деление людей на "своих" и "чужих" - по сути, абстракция. В шкуре этого немца мог оказаться любой человек, который пытается говорить с тобой на "другом" языке, но ты его не понимаешь. И постепенно, в процессе просмотра приходишь к выводу, что нужно уходить от шаблонов и сделать шаг навстречу человеку, попробовать прочувствовать его. Главнее взаимопонимания в мире ничего нет.
Мне в постижении сути отношений между героями "Времени..." помог мой любимый фильм "Офицеры". Если кто-то в этих картинах почувствует общий знаменатель - благородство, например, буду рад.
- Героическая тема в год 60-летия Победы напрашивается на экран?
- Нет, к ней мы просто в юбилейный год попристальней относимся. Она для нашего народа будет вечной, а для хорошего кинематографа - беспроигрышной. Нам надо только не растерять те принципы и методы героико-патриотического воспитания, которые мы имеем. Я, например, вырос в калининградском городе Гусеве. Город назван в честь капитана Гусева. Офицерское, героическое название - я горжусь своей малой родиной. Моей любимой книгой в детстве был сборник "Граница рождает героев". Затем пришло время серии книг "Пламенные революционеры". Поверьте, в этой серии политики если и было, то капля, а вот характеры, вера в светлое будущее Отечества - все зримо, выпукло, захватывающе. Серия конкурировала с "ЖЗЛ", а по показу динамики страстей, служения избранному долгу, революционного темперамента часто превосходила академическую "Жизнь...".
Сейчас я понимаю, что названия наших городов и улиц носят совсем не случайный характер, что серия "Пламенные революционеры" издавалась не для 60-летних коммунистов, а для 14-летних пацанов, что фильм "Офицеры" надо было снять хотя бы только из-за одной фразы: "Есть такая профессия - Родину защищать!". И это понимание говорит о том, что из нас растили, делали патриотов, и нам следует это делать тоже. Здоровье российского общества, чувство гордости за великую страну должны держаться не на розовых инъекциях патриотизма, каких-то юбилейных акциях, а на системном воспитательно-культурном фоне. Витамины, причем живые витамины, должны поступать в сознание каждый день. Было ведь понятие "советский патриотизм" (и он существовал!), по-моему, уже складывается и понятие "российский патриотизм".
- Здоровье... инъекции... витамины - медицинская лексика, которой вы коснулись. Позволяет мне спросить о вашем отношении к медицине, врачу, образу доктора в кино...
- Отец у меня умер, дедушек тоже давно нет на свете, получилось, что близкий человек по мужской линии - дядя. Он - судовой врач, отвечает за жизнь людей в море. Сойдет на сушу - отвечает на земле. Так что уровень ответственности врача - самый высокий, какой есть на свете. Президентам до нее далеко.
Роли врачей в кино, по-моему, самые сложные. Могу о такой только мечтать - сейчас еще не готов. Хотя... Будут предложения - возьмусь: глаза боятся, а руки делают!
Медицинская тема глубока, и может быть, поэтому режиссеры и сценаристы отводят ей второй план. Но убери этот второй план - и какими станут "Офицеры" без начальника санитарного поезда Любочки или "Московская сага" без героя Юрия Соломина? А там, где создатели фильма не побоялись вывести врача в главной роли, авторитет картине тем более обеспечен: вспомните Олега Ефремова в телесериале 70-х годов о хирурге Мишкине и Георгия Тараторкина и Анатолия Папанова в кинофильме "Дела сердечные"!
- Но ведь эти медицинские роли держатся на актерских именах!
- На игре замечательных актеров. И от этого их еще больше уважаешь и любишь. Но кинематограф XXI века другой. Мало быть талантливым и, надев белый халат, выйти играть врача. Талантливых артистов в России больше, чем в любой другой стране. Но обеспечьте их игру кинотехникой! У нас она либо несовременна, либо ее мало, либо ее вообще нет! Американцы ведь берут зрителя чаще не актерским мастерством, а техническими эффектами. Вот откуда популярность их телесериалов о пожарных, о той же скорой помощи!
- Без техники актеру в кино карьеру не сделать. А в личной жизни?
- Вы об автомобиле? У меня сейчас нет машины. Вы не поверите, но это правда.
- Говорили, что у вас "Бумер". Своеобразная дань рекламе фильма!
- Был, я его продал. Съездил во Францию, насмотрелся на маленькие компактные машины. Юркие, аккуратные, не загрязняющие экологию. Сравнил со своим огромным автомобилем черного цвета. Сравнение получилось отнюдь не в его пользу.
- А как же актер Вдовиченков без "тачки" обходится?
- Элементарно. Все свободное время - дочке. Ей только четыре месяца. Хочется жить и работать ради нее, а не ради автомобиля. Ради сына, ему 12 лет. Вот она, будущая Россия, которой мы должны дарить свои праздники и победы.
Беседу вел Владимир КОРОЛЕВ,
корр. "МГ".