Отрава, которая убивает исподтишка
Беда наркомании все громче стучится в наши двери. Ученые,практики-наркологи, да и все здравомыслящие люди крайне обеспокоены складывающейся ситуацией в обществе, особенно в молодежной среде.
Очень многое знает о надвигающейся угрозе главный судебно-медицинский эксперт Росздравнадзора, заведующий кафедрой судебной медицины Российского государственного медицинского университета, председатель Всероссийского общества судебных медиков Юрий ПЛАКСИН. Ему ведь постоянно приходится иметь дело со страшными последствиями этого зла для человека.
- Владислав Олегович, как вы оцениваете наркоситуацию в стране? Увеличилось ли число людей, умерших от передозировки наркотиков?
- Ситуация серьезней некуда. Я сталкиваюсь с подростковой смертностью, как говорится, лицом к лицу. Каждый день к нам поступают тела умерших от употребления наркотиков юношей и девушек. Невозможно передать словами - это надо видеть, чтобы понять то, о чем вы спрашиваете. Каждый день вижу опустошенные горем и напуганные глаза близких и друзей погибших. Страшно и невыносимо больно, когда родители хоронят своих детей, чудовищнее событие в жизни человека представить сложно.
Надо сказать, что в последнее время заметно снизился возраст наркоманов. Множество случаев употребления наркотиков в 13-летнем возрасте и даже в 11 лет. Часть наркозависимых умирает, а часть становится скрытыми наркоманами.
Сегодня определен средний срок жизни наркомана. Это 5 лет. Ну, плюс-минус пару лет. Почему? Наркотики активно воздействуют на сердечную мышцу, изменяют состояние коронарных сосудов, очень быстро развивается сердечно-сосудистая недостаточность, поражаются печень, поджелудочная железа, селезенка. Все эти органы - мишени, по которым беспощадно бьют наркотики.
Существуют различные мнения о том, что есть слабые и тяжелые наркотики. Моя позиция и позиция токсикологов на сегодняшний день - нет такой градации, потому что организм под действием любых наркотиков разрушается одинаково и рано или поздно конец один.
Что касается передозировки, то скажу, что это вопрос очень сложный. Мое личное убеждение: передозировки, о которой говорят в средствах массовой информации, в том числе люди, занимающиеся этой проблемой, как таковой не существует. Объясню. Каждый наркоман знает свою дозу, необходимую для достижения им желаемого состояния эйфории. С каждым уколом эта доза растет. И вот в один прекрасный день его основной поставщик, скажем, задержан органами наркоконтроля или просто перестает поставлять ему наркотик по каким-то причинам. Наркоман ищет другого поставщика. Приобретает необходимую дозу. Делает себе инъекцию в том объеме, который, по его мнению, ему необходим. Если героин, приобретенный у нового поставщика, окажется на порядок качественней, то есть чище, чем у предыдущего, все закончится летальным исходом. Вот и весь сказ о передозировке!
Если говорить о статистике по умершим от употребления наркотиков, следует отметить тот факт, что обнаружить их в трупе непросто. Это связано с тем, что период полураспада наркотика в организме человека длится 12 часов. Поэтому пока тело поступит к нам, бывает, уже невозможно определить причину смерти. В связи с этим можете себе представить, насколько реальная цифра превышает то число умерших от передозировки, о котором сообщают разные компетентные органы.
- Какие проблемы мешают работать вашей службе?
- В начале необходимо сказать, что сегодня в России существуют 87 бюро судебно-медицинской экспертизы, каждое из которых обязано иметь лицензию на проведение той или иной экспертной деятельности. Основными объектами такой деятельности являются как трупы, так и живые лица, вещественные доказательства и материалы уголовных дел. Главные требования к лицензиатам - соответствующая материально-техническая база, оборудование, которое обязательно должно быть стандартизировано. Без этого не могут функционировать судебно-химическая, биохимическая и токсикологическая лаборатории.
Это сегодня очень большая проблема. В связи с тем, что большинство бюро судебно-медицинской экспертизы имеют неудовлетворительную материально-техническую базу, их деятельность не лицензируется. По состоянию на 2005 г. таких организаций более 60 из 87. И это не связано с тем, что там нет специалистов. Хороших аттестованных специалистов очень много в нашей стране. Просто работать приходится в таких помещениях и при таких условиях, что никакая аттестационная комиссия не признает их удовлетворительными.
У меня такое ощущение, что главы областей, краев, губернаторы плохо понимают, что такое судебная медицина. Они думают, что мы находимся не в системе здравоохранения, а в системе правоохранительных органов. Хотя, если взять опыт мировой практики, судебная медицина к системе здравоохранения отношения не имеет - там это полицейские врачи.
А здесь что получается? Мы нарушаем главный финансовый принцип. Заказчик у нас - правоохранительные органы, а финансирование за счет Минздрава. Если мы обратимся к экономической практике, то ответ получится очень простой. Несколько, может, грубо звучит - кто музыку заказывает, тот и платит! Надо отметить, что районные отделения находятся на балансе больниц. Это не наша собственность. И в связи с этим очень сложно влиять на главного врача. Главному врачу не нужна судебно-медицинская служба, кроме как в вопросах трансплантации.
На сегодняшний день, если сложились отношения между начальником бюро и председателем Комитета по здравоохранению - все отлично! Если же нет, вы услышите сакраментальную фразу - денег нет! Весь фокус в этом. Если, господа чиновники, мы будем бороться с преступностью и наркоманией исключительно личными связями, то так мы далеко не уйдем! Общественность ждет от нас результатов. Поэтому надо оставить личные амбиции и предрассудки и заняться делом.
За примерами далеко ходить не надо. Возьмем Московскую область. Губернатор Борис Громов повернулся лицом к нашей службе и ее проблемам. Укрепилась материально-техническая база. Бюро было включено в областные целевые программы "Комплексные меры противодействия незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их незаконному обороту на территории Московской области" и "По усилению борьбы с преступностью". Правительством и Минздравом области для химического отдела бюро было закуплено оборудование, позволившее внедрить новые методы, значительно расширить спектр определяемых веществ, сократить сроки исследования, создана хорошо оснащенная лабораторная служба с высококвалифицированными кадрами.
- Появились ли какие-нибудь новые методики определения наличия в организме человека наркотиков?
- Очень важно отметить, что если раньше мы брали для анализа кровь, мочу, то сегодня появилась новая методика, предложенная швейцарскими коллегами, - исследование волоса. Это чрезвычайно важное открытие. Оно позволяет определить не только наличие в организме наркотиков, но и время их приема. Не могу сказать, что эта методика сейчас поставлена на поток, но тем не менее она перспективна.
Сегодня создан ряд небольших кабинетов по всей Московской области, где наши специалисты занимаются освидетельствованием лиц на факт приема наркотиков. На VI Всероссийском съезде судебных медиков, который состоится в сентябре в Тюмени, посвященном перспективам развития и совершенствования судебно-медицинской науки и практики, мной будет поднят вопрос развития нашей службы в этом направлении. Мы не хотим отбирать у наркологов их хлеб, но сегодняшняя наркоситуация настолько удручающая, что необходимо бороться сообща.
- На ваш взгляд, кто чаще всего принимает наркотики? Какие слои населения сегодня входят в группу риска?
- Существует определенный социальный слой людей, употребляющих наркотики. Об этом говорят наши исследования. Это дети так называемых новых русских и интеллигенции - учителей и врачей. Хотя последние и не обеспеченный слой населения, но факты налицо. Очень любопытно, что дети учителей и врачей подвержены этой страсти. Почему? С чем это связано? Это уже вопрос к психологам и социологам.
- Сегодня сторонники легализации марихуаны заявляют, что от "травки" еще никто не умирал. Является ли это, на ваш взгляд, аргументом?
- Конечно, нет. Абсолютно любой наркотик безвозвратно травмирует организм. Все органы, подвергающиеся атаке, я уже назвал. Человек становится наркозависимым как психически, так и физически. И никуда от этого не деться. Появляется тяга к принятию определенной дозы.
Все мы знаем, какие цели преследуют сторонники легализации, ведя целенаправленную работу по деморализации общественного сознания. О вреде марихуаны можно рассказать многое. Достаточно отметить, что в отличие от алкоголя даже малая доля каннабиса впитывается мозгом, что приводит к его функциональным изменениям. Также это постоянное беспокойство и иллюзорность сознания, галлюцинации и потеря ориентации. В общем эффект при употреблении можно охарактеризовать следующим образом: эйфория, рефлекторная заторможенность, дезориентационное поведение, ухудшенная координация рефлексов, плохое ощущение времени и расстояния. При передозировке - усталость, паранойя, психоз. По-моему, достаточно для того, чтобы сделать определенные выводы.
- Как наркотики влияют на генетику человека? Какие последствия можно ожидать в перспективе?
- Наркозависимость, как и алкогольная, передается по наследству. Конечно, не в ста процентах случаев. Например, если дед пил самогонку, отец употреблял водку, то, скорее всего, эта тяга передастся и дальше.
Возьмите нашу сегодняшнюю молодежь... С утра бутылка пива, сигарета в зубы - и пошел в институт. Тандем никотина и алкоголя срабатывает, если не так сильно, как наркотик, то, по крайней мере, может стать предпосылкой к употреблению в будущем. Дальше следуют неадекватность действий и все вытекающие отсюда последствия.
На мой взгляд, проблему наркомании и подросткового алкоголизма надо решать комплексно. Если бы компетентные службы заинтересовались, можно было бы создать совместную программу и выполнять ее в рамках России. Провести анализ отравления наркотическими веществами в некоторых регионах России. Прежде всего это должны быть совместный проект и желание. Финансирование возникнет тогда, когда будет результат. Можно профинансировать все что угодно - это моя позиция как администратора. К примеру, взять наиболее, если можно так сказать, наркозависимые регионы - это Краснодарский край, Ростовская область, Республика Дагестан, Москва, С.-Петербург. Подать запросы во все организации, так или иначе сталкивающиеся с этой проблемой. Провести анализ за 5 лет. Мы получим очень интересный результат.
Для того чтобы располагать максимальной информацией как о наркомане при жизни, так и о причинах его смерти, необходимо объединить усилия различных ведомств. И конечно же, вся информация должна находиться в одних руках. Если принято решение о создании Федеральной службы наркоконтроля России как руководящего органа в области борьбы со всеми проявлениями наркомании, значит, этот орган должен располагать самой полной информацией. Тогда мы будем иметь истинную картину. Это, бесспорно, позволит активнее противодействовать наркомании, оперативно пресекать наркопреступления, целенаправленно вести пропаганду здорового образа жизни. Мы за то, чтобы наше сотрудничество и взаимодействие были реальными и приносили ощутимые результаты.
Беседу вел Эдуард МИНАСЯН.