Уроки Камчатки
Недавний печальный опыт Нового Орлеана, где заранее знали о приближающемся стихийном бедствии, но не смогли максимально уменьшить последствия наводнения, казалось бы, сводит на нет все превентивные усилия властей и спасателей. И все-таки готовиться к возможным природным катаклизмам нужно обязательно и как можно тщательнее. Это еще раз подтвердили только что завершившиеся на Камчатке тактические учения, в которых приняли участие подразделения МЧС, медики, представители многих других ведомств.
Об этом нам рассказал только что вернувшийся с места событий начальник Федерального государственного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Росздрава член-корреспондент РАМН Сергей ГОНЧАРОВ:
- Решение МЧС о проведении проверки готовности всех сил и средств аварийно-спасательных служб системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на Камчатке было связано с тем, что по прогнозу за последние 10 лет вероятность землетрясения в районе полуострова повысилась.
По требованию министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу запланированные учения должны были проходить в максимально напряженной обстановке: магнитуда 7,2, интенсивность больше 8 баллов, время - 21-22 часа, когда жители уже находятся в зданиях. Необходимо было просчитать, какой процент населения попадет в завалы, как пострадают дороги, взлетно-посадочные полосы, какие в связи с этим возникнут первоочередные проблемы. Предстояло узнать, как сейчас учреждения, в том числе медицинские, готовы к автономной работе.
- Как прошли учения и что показали?
- По докладам председателя комиссии по ЧС, ответственных лиц за разделы проведения тех или иных аварийно-спасательных операций готовность всего региона была оценена, в принципе, удовлетворительно. Это же относится и к разделу здравоохранения, докладывал руководитель областного здравоохранения Валерий Раенко. Медицинский аспект был широко представлен: помимо ВЦМК "Защита" в проведении учений участвовал главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, представители Росздравнадзора.
Что же показали учения? Выросло взаимодействие между спасательными отрядами и службой скорой помощи, между конкретными структурами, отвечающими за проведение аварийно-спасательных работ, и силами медицины катастроф. Усилилась техническая оснащенность, повысилась сейсмоустойчивость зданий. Но вместе с тем выяснилось: у 16 из 21 лечебного учреждения Камчатской области нет автономных источников энергетического питания. На трех объектах не завершены работы по укреплению сейсмоустойчивости. А единственная областная многопрофильная больница, которая может выполнить основной объем лечебных мероприятий при ликвидации последствий возможного землетрясения, может быть разрушена при интенсивности 8-9 баллов.
Областной Центр медицины катастроф находится в административном здании, которое пока еще сейсмически не укреплено. С.Шойгу поставил вопрос об автономности Центра медицины катастроф, о выделении ему отдельного здания. Там есть вертолетная площадка, где был развернут госпиталь аэромобильного медицинского отряда Центроспаса. Мы из Москвы перебросили туда 10 модулей и наркозно-дыхательную аппаратуру, имущество для того, чтобы развернуть там дополнительные койки. Сегодня направляем еще 5 т медикаментов для создания резервов.
- Чего следует опасаться?
- При большой интенсивности землетрясения может произойти разрушение взлетно-посадочной полосы на аэродроме в Елизово, и тогда Камчатский полуостров окажется изолированным. Из-за заваленных дорог могут быть разобщены и отдельные районы города. В этом случае можно надеяться только на местные силы и средства. А опыт показывает, что при столь интенсивном землетрясении в первые сутки приходится трудно и спасателям, и медперсоналу. Они не знают о судьбе своих родственников, гибнут сами. Например, в Нефтегорске погибли все медики.
Первую медицинскую помощь и аварийно-спасательные работы организовывать в таких условиях трудно, при ЧС необходима помощь извне, а ее в первые сутки оказать будет очень трудно. Поэтому министр С.Шойгу уделил особое внимание таким моментам: первоочередному восстановлению взлетно-посадочной полосы, созданию в Елизово специальных бригад, выделению техники для того, чтобы там могли приземлиться большегрузные самолеты, вертолеты. В первую очередь из Магадана, Хабаровска, а потом и из Москвы.
Подобно тому, как была разрушена дорога между Нефтегорском и Охой, такое же может произойти с 20-километровой трассой между Елизово и Петропавловском-Камчатским. Будет возможна лишь вертолетная эвакуация, для этого в областном центре площадка есть.
- На какие аспекты медико-спасательных работ в случае землетрясения необходимо обращать особое внимание?
- Если в течение трех суток не будут извлечены те, кто оказался в завалах, получил тяжелые поражения, они могут погибнуть. Поэтому руководители учений обратили особое внимание на интенсивность проведения аварийно-спасательных работ в ходе учений. А для нас извлечение из завалов тяжело пораженных людей требовало организации экстренных и неотложных мероприятий, первой и квалифицированной помощи. Затем - доставка их в эвакоприемник в Елизово, где может быть развернут полевой многопрофильный госпиталь, усиленный, конечно, за счет ВЦМК "Защита".
- Вы с самого начала предполагаете, что будет необходима эвакуация значительного числа пострадавших?
- Да, но взлетно-посадочная полоса не обеспечит потребности полной эвакуации, нужной для медиков. Задержки будут, и поэтому в эвакоприемнике придется проводить и оперативные вмешательства. Мы знаем, что основные осложнения при землетрясениях - синдром длительного сдавления, краш-синдром, а пропускная способность аппаратов "искусственная почка" очень невелика - 4-5 человек в сутки. Эту аппаратуру мы сосредоточили в основном в районах Хабаровска и Владивостока. Такие пораженные будут доставляться туда. Но прежде им необходимо оказать помощь до поступления в ЛПУ. Для этого отечественные ученые разработали плазмафильтры для проведения плазмафереза в полевых условиях. Поэтому в резерв мы будем закупать до 5 тыс. таких плазмафильтров. Они будут и в Москве, и в Хабаровске, и в Магадане, и т.д.
Работа всей этой системы и проверялась в ходе прошедших на Камчатке учений. За последние 5 лет дела там поправляются. Но сказать, что мы полностью готовы к такому масштабному стихийному бедствию, как землетрясение, нельзя. И здесь очень важно умение местного населения оказывать первую медицинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи, способность врачей собраться в первые часы после катастрофы, заранее быть к этому готовыми, тренироваться. Чрезвычайно важна способность руководства центров медицины катастроф в Петропавловске-Камчатском и соседних регионах организовать всю систему эвакуации пострадавших. Своевременная помощь извне может в какой-то степени облегчить ситуацию. И над решением этих вопросов руководство ВЦМК "Защита" постоянно работает. Мы предложили создать телемедицинский консультативный пункт в сейсмоопасной зоне. В октябре планируем провести подобную проверку центра медицины катастроф на Сахалине.
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".