Александр ШОЛОХОВ: Мой дед был простым и веселым
В этом году лауреату Нобелевской премии в области литературы Михаилу Шолохову исполнилось бы 100 лет. В станице Вёшенской на традиционный фольклорный праздник "Шолоховская весна" собрались не только лучшие литераторы страны, прилетел даже Президент РФ Владимир Путин. Вёшки - так тепло и ласково называют издавна в донском просторечии эту станицу - в этот день превратились в литературный центр страны. Но и другое было видно невооруженным глазом: как глубоко уважают в этих местах имя литератора. С криками "любо", песнями и плясками казаки встречали высоких гостей...
Корреспондент "МГ" беседует с внуком писателя, директором Музея-заповедника Михаила Шолохова Александром Шолоховым.
- Александр Михайлович, вы возглавили один из самых молодых музеев страны. В чем проявляется его отличие от других?
- Музей Шолохова организован после смерти Михаила Александровича, в 1984 г. Сегодня это крупное культурное и научное учреждение. В его 15 отделах работает 270 сотрудников, изучающих жизнь и творчество писателя, историю, этнографию, фольклор, занимающихся педагогикой и традиционными ремеслами, многим-многим другим. Этот музей сразу задумывался как природоохранный. Ведь природа и фауна Верхнего Дона по-настоящему уникальны. Сегодня зона охраняемого ландшафта заповедника - без малого 30 тыс. га. В любом случае мы не собирались создавать исключительно мемориальный музей. То есть просто собрать здесь вещи, каким-то образом связанные с жизнью Шолохова. Его творчество невозможно понять без знакомства с природой донского края, бытом и традициями проживающего на этих землях казачества. Во время экскурсий мы рассказываем и об исторических событиях, сопровождающих действие шолоховских произведений.
Одним словом, когда мы пытались в двух словах сформировать концепцию музея, получилось следующее - музей романа под открытым небом. Для нас самой высокой похвалой звучат такие слова посетителей: "Вот вернусь из Вёшек, непременно перечитаю Шолохова".
Если приезжаешь посмотреть шолоховские места, то увидеть нужно не только стол, за которым был написан знаменитый роман "Тихий Дон", но и обязательно представить в своем воображении те события, условия, обстоятельства, в которых жили персонажи книги.
- То есть вы хотите соединить на экскурсии творчество Шолохова, быт казачества, уникальность природы этого края?
- Безусловно. Хотя работы еще непочатый край. Например, в хуторе Кружилинском, где Михаил Александрович родился, мы вскоре сможем показывать абсолютно достоверно, я бы сказал, натурально, способы ведения сельского хозяйства казаками. Каждый желающий сможет увидеть волов, на которых пахали казаки до революции, коров, лошадей, овец, коз и т.д. Кстати, встала проблема, где приобрести пахотных быков. Казалось бы, в наше время, имея деньги, покупай что угодно. К сожалению, такая рабочая сила теперь никому не нужна. И нам даже пришлось отправиться на Сорочинскую ярмарку и договариваться о покупке быков в Украине. Увы, пока безрезультатно.
О необходимости этого "музейного экспоната" говорит, например, такой случай. В одном хуторе мне подарили для музея старинное ярмо. Оно не помещалось в багажник автомобиля, пришлось разобрать. Приехал в Вёшки, позвал сотрудников, прошу их помочь вынуть ярмо. Что вы думаете? Большинство с удивлением взирали на лежащие части и с недоумением спрашивали: что это такое? Обидно, что так же забывается самобытный язык казаков, их традиции.
- А вы считаете, что казаки - это народность? И должна ли Государственная Дума, рассматривая во втором чтении законопроект о казачестве, внести поправку, разрешающую желающим в графе "национальность" в паспорте записать "казак"?
- Я так не считаю. Если открыть толковый словарь, то легко убедиться, что казаки не подходят под название "народность". Но с другой стороны, они полностью попадают под понятие "сословие". То есть они исполняли определенные обязанности, за что царь-батюшка даровал им определенные привилегии и права. Например, казаки как народ служивый по первому приказанию прибывали на сборочный пункт на конях и в полном вооружении. Причем купить коня, винтовку и снаряжение они должны были на свои собственные деньги. С другой стороны, казаки не платили налогов, земля им передавалась в бессрочное пользование. Разве это не сословие?
- Но между тем звучат же предложения воссоздать административно-территориальное деление бывшего войска Донского, то есть объединить земли Волгоградской и Ростовской областей, ввести атаманское правление, вплоть до того, что разрешить наказывать провинившихся поркой...
- Сегодня образовывать какие-то анклавы, со своим порядком управления, с новыми границами - это верный путь к развалу страны. Завтра и в других местах захотят жить по особым законам, предъявят друг другу территориальные претензии... Другое дело - возрождение традиций. Никто не может отрицать, что казаки, выражаясь современным языком, хорошо поставили военно-патриотическое воспитание молодого поколения. Когда наступало время служить, парни уже владели правилами джигитовки, умели прекрасно пользоваться оружием. В этом крылся успех казачьих соединений.
Конечно, армия сегодня другая. Для управления сложной техникой одной отваги и физической подготовки недостаточно. Но вряд ли получатся хорошие защитники Отечества из парней физически слабых и нравственно распущенных. Привычная картинка последнего времени - идет будущий защитничек Отечества по улице, курит, пьет пиво. И попробуйте сделать ему замечание. В лучшем случае он пошлет взрослого дядю куда-нибудь подальше. Сами родители могут неадекватно отреагировать, когда на улице их любимое чадо примутся воспитывать посторонние. За порку вообще в суд подадут. Что до прошлого, то мальчишки и тогда покуривали, чтобы казаться взрослыми. Но если бы об этом, не дай бог, узнали взрослые, то такому курцу было бы несдобровать. Ему бы сделали внушение не только на словах, но и выпороли бы как пить дать. А родители, без всяких сомнений, еще бы и добавили...
Что же касается общественного устройства на казачьих землях, то не секрет, что все хозяйственные и гражданские дела казаков решались на сходах. Они являлись высшей властью. Каждому казаку предоставлялось право выступать по обсуждаемому вопросу, вносить предложения. Решение принималось простым голосованием. Большое место при этом занимали хозяйственные дела, связанные с наделом земли, луговых угодий, заготовкой леса и благоустройством станицы. Разве это плохо?
- Александр Михайлович, имя деда, известного писателя, вам как-то помогало в жизни?
- Вы знаете, я постоянно чувствовал, что мне как внуку Шолохова на поблажки надеяться стыдно. Поэтому старался быть достойным своей фамилии, не посрамить ее. Если же говорить о каких-то советах деда, то он умел их давать незаметно, поэтому я не смогу начать ответ фразой "Мой дед всегда говорил мне..." Правда, один совет могу привести: "Тихий Дон" он рекомендовал читать в школьном возрасте...
- Каким запомнился вам Михаил Александрович?
- Слишком сложный вопрос, чтобы на него ответить в нескольких предложениях. Наверное, вы хотите получить ответ, что мы собирались по вечерам всей семьей и перечитывали "Тихий Дон"... Да живым человеком он был для нас, дедом! Простым и веселым. Любил рыбалку, охоту. Если встречался с несправедливостью, то пытался добиться правды. Он не молчал, когда страдали невинные. Рискуя своей жизнью, написал не одно письмо Сталину. Дед любил Вёшки и не променял Верхний Дон на столичную жизнь. Он многое сделал для Вёшенской, благодаря его участию здесь строились дороги, открывались школы, станица на глазах преображалась.
Шолохов не был насмешливым человеком, но любил пошутить. Умел слушать обыкновенных людей. Они ему были интересны. Он мог часами беседовать с колхозниками, узнавая у них мельчайшие подробности сева или уборки хлеба. Когда садился работать, то никто в доме его старался не беспокоить. Мы всегда им гордились.
- А вы по примеру деда решили остаться в Вёшках? Почему посвятили себя музейному делу?
- Я по специальности биолог, защитил кандидатскую диссертацию в МГУ. И в музей-заповедник пришел работать в 1988 г. заведующим ландшафтным отделом, то есть никоим образом не расстался со своей профессией. Как я уже говорил, мы изучаем разнообразный растительный мир Придонья. Он не только потрясающе красив, но и требует бережного отношения. А директором я стал много позже, в 2001 г.
Кроме того, у благодатного края богатая история. А вы спрашиваете, интересно ли работать здесь.
- Александр Михайлович, можно ли назвать Шолохова казачьим писателем?
- Конечно. И при этом он был коммунистом. В тот период казачество по большей части ассоциировалось с врагами советской власти. Деду было непросто правдиво описывать события, связанные с установлением советской власти на Дону. Но он не соглашался изменить ни одной главы в своей книге, хотя ее долго не печатали. Его обвиняли в симпатии к белогвардейским прихвостням, отступлении от принципов соцреализма. Но он не сдавался, взглядов своих не менял. В результате его книги читали не только в бывшем Советском Союзе, но и во всем мире, узнали, как противоречиво, неоднозначно и сложно жилось на Дону.
- В таком благодатном месте, со здоровым климатом, к врачам, наверное, нет необходимости обращаться?
- Я еще не старый человек. Поэтому не обременен хроническими болячками, а встречи с медиками оставили в моей жизни очень теплые воспоминания. Поэтому я ценю работу врача. Она сегодня требует огромного терпения. Социальные потрясения в нашей стране кого угодно выведут из строя. А на охрану здоровья в федеральном бюджете выделяется мало средств. Мне искренне непонятно, почему у врачей низкая зарплата, ведь от их профессионализма зависит жизнь людей.
Труд медиков - один из самых значимых на земле. Поэтому я бы пожелал им терпения и выдержки. Пусть у них меньше будет пасмурных дней, а больше светит солнце. Удачи вам!
Беседу вел Алексей ПАПЫРИН, спец. корр. "МГ".