УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ СЕЛЬСКИЙ ГЛАВНЫЙ ВРАЧ...
Поначалу я отказался поверить в скорбную весть, которая прилетела ко мне из Тамбова. Ранним утром 11 октября скоропостижно скончался мой самый близкий друг - доктор Николай Павлович Баскаков. Совсем недавно я поздравлял его с 75-летием, и мы договорились встретиться весной. И вот надо же - не дождался...
Мне всегда казалось, что износа Коле не будет. Он неизменно отличался необыкновенным жизнелюбием и умел заражать этим качеством всех своих друзей. Не единожды я порывался написать о нем очерк, хотя понимал, что по трудам своим и общечеловеческим качествам он заслуживает изображения в солидной книге наподобие известного романа Ю. Германа "Дорогой мой человек". Собирался восторженно рассказать о докторе Баскакове, чей жизненный подвиг не менее значим, чем подвиг доктора Устименко, а сейчас вынужден писать эти печальные строки. Горестно все это...
Родился Николай 15 сентября 1930 г. на Орловщине, а через два года вся семья переехала в Ирскую коммуну на Тамбовщину. Сюда их позвал родной брат отца, бывший фермер из Австралии, который, откликнувшись в начале 20-х годов на ленинский призыв, быстро распродал всю недвижимость, ринулся в Россию с неугасимым желанием построить социализм. Поначалу все складывалось как нельзя лучше: коммуна процветала и стала своеобразной потемкинской деревней, предназначенной для показа знаменитым гостям, таким как Бернард Шоу, лорды Астор и Лотней, леди Астор и другие. С переменным успехом коммуна просуществовала до 1938 г. Из оставшихся к тому времени 42 ветеранов-иммигрантов первой волны 24 человека были репрессированы, 12 из них расстреляны, остальные бесследно сгинули в ГУЛАГовских далях.
По окончании средней школы в Кирсанове в 1948 г. Николай поступает в Саратовский медицинский институт, который успешно оканчивает в 1954 г. С этого же года началась его карьера сельского врача, восхождение не к вершинам чинов и званий, а к вершинам знаний и мастерства. Постигался опыт универсального специалиста. При той скудной укомплектованности врачебными кадрами, которая была в 50-60-е годы, врач должен был уметь оказать больному хирургическое пособие, принять роды, остановить кровотечение, вырвать больной зуб и тому подобное. Всеми этими манипуляциями блестяще овладел Николай Баскаков. По многообразию оказываемых услуг он мог быть сравним с опытным земским врачом. Его слава переступила границы Гавриловского района, и к нему стремились попасть на прием больные даже из соседней Пензенской области.
Николая любили все. Те, кто хоть раз с ним повстречался, искали новых встреч. Имея веселый, общительный характер, он всегда был душой любой компании. На протяжении многих лет его считали непревзойденным тамадой. Руководство любым застольем проводилось совершенно оригинальным образом: подыгрывая себе на саратовской гармошке, он сходу слагал стихи. Такое музыкальное буриме всегда вызывало бурю восторга.
В небольшой квартирке казенного больничного дома двери практически не закрывались. Кто только не был в этом гостеприимном доме!
На протяжении многих лет все без исключения заведующие облздравотделом обращались к Николаю Павловичу с просьбой принять именитых гостей, и никогда отказа в этих просьбах не было. На моей памяти в этом доме радушно принимали видных ученых, известных всей стране врачей, крупных военоначальников, государственных деятелей и многих других, и доктор Баскаков говорил с ними на равных. Как-то летом весь ученый совет 2-го Московского мединститута во главе с академиком РАМН Юрием Лопухиным побывал в Гавриловке, и все ученые дружно выражали восторг, созерцая природные красоты степей и перелесков Среднерусской возвышенности. На берегу быстротечной реки Вороны супругами Баскаковыми был устроен импровизированный концерт: Галина Петровна исполняла русские романсы, а аккомпанировал ей на гармонике Николай Павлович. Частыми гостями были здесь академики В.Савельев, А.Рыбаков, а академик РАМН Вячеслав Таболин, большой любитель русской песни, как-то мне говорил, что приезжает в Гавриловку, чтобы подышать свежим воздухом, набраться положительных эмоций и послушать Галю.
В этом году исполнилось 45 лет нашей с Николаем ничем не омраченной дружбы. Нас связывало многое: общность интересов и единомыслие в целом ряде вопросов, да и просто тянуло друг к другу, потому как вместе нам было хорошо. Многие знакомые, зная о нашей дружбе, называли нас братьями или "клеем БФ-2". Даже, когда пять лет назад я был вынужден покинуть родные края, мы все равно поддерживали постоянную связь, когда мне выпадала возможность побывать в Тамбове, мы непременно старались повидаться. Он действительно был для меня родным человеком, поэтому его уход из жизни для меня невосполнимая потеря. Да и не только для меня. Очень многих жителей не только его родной Гавриловки охватит чувство глубокой скорби. Им будет очень не хватать этого светлого Человека, а поэтому и память о нем должна быть светлой.
Нельзя сказать, что при жизни Николай Павлович был обойден вниманием и обделен наградами: в 1973 г. он был удостоен почетного звания "Заслуженный врач РСФСР", в Тамбовской энциклопедии ему посвящен небольшой очерк, в музее истории медицины есть материал, рассказывающий о его жизнедеятельности.
И все же, с моей точки зрения, героический 50-летний труд сельского врача оценен недостаточно. Я совершенно убежден, что администрация области при решении вопроса увековечения памяти заслуженного врача РФ Николая Павловича Баскакова, поддержит инициативу медиков о присвоении его имени Гавриловской больнице Тамбовской области.
Яков ФАРБЕР,
кандидат медицинских наук,
почетный гражданин Тамбова.
Ганновер, Германия.